Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя. | 13:20 – 13:22 | - Здравствуйте, ребята! - Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу. - Садитесь. - Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?
- Как вы понимаете это высказывание?
- Отлично, молодцы. | Приветствовать учителя.
- «Язык всем знаниям и всей природе ключ» Г. Р. Державин. - Без языка человек не сможет назвать окружающие его предметы и компоненты мира, природы, общества. И лишь дав каждому из них описание, определив его свойства при помощи языка, мы сможем познать и изменить мир. | Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: диалог.
Практический: работа в тетради.
| 13:22 – 13:27 | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа». - Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы: - Б.седа, д.ректор, п.роль, пут.шествие, п.ртрет, с.крет, см.родина, та.ть, чес.но, эл.ктричество.
- Не забудьте подчеркнуть орфограммы. - А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву. - Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус. - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?
- Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить. - Скажите, что такое глагол?
- Как изменяется глагол? |
- Беседа, директор, пароль, путешествие, портрет, секрет, смородина, таять, честно, электричество.
- Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.
- Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета. - Глаголы изменяются по временам, числам и лицам. | Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
П.: структурирование знаний.
|
III.Постановка учебной задачи
Словесный: диалог.
| 13:27 – 13:29 | - Сейчас я попрошу вас определить лицо глаголов гуляю, гуляет, погуляют. - Как вы определили лицо данных глаголов?
- Сейчас поиграем немного. Я называю слово, а вы – объясняете, как оно связано с глаголом. - часть - действие - вопрос - форма - время - число
- предложение
- спряжение - Как вы думаете, что такое спряжение? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?
- Хорошо. | - Гуляю – 1 лицо; гуляет – 3 лицо; погуляют – 3 лицо. - Определили лицо по личным местоимениям (я, ты, он, она, оно, они), которые можно подставить к глаголам, по окончаниям.
- Глагол часть речи. - Обозначает действие предмета. - Что делает? Что сделает? - Формы 1,2,3 лица. - Настоящее, будущее и прошедшее. - Единственное и множественное число. - В предложение является главным членом. - Мы не знаем. Высказывают свое мнение. - Тема нашего урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени». - Цели: узнать, что такое спряжение, как оно изменяется.
| П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
IV.Открытие нового знания Практический: работа с книгой.
Словесный: диалог.
Практический: работа в карточках. | 13:29 – 13:33 | - Можем ли мы сейчас сказать, что такое спряжение? - Где мы можем узнать определение «спряжения»? - Хорошо, молодцы! Откройте учебник на странице 81. Прочитайте про себя определение. - Сейчас кто-то один прочтет вслух.
- Отлично. Сейчас закройте учебник и в паре друг другу повторите это определение. - Молодцы. - Прочитайте задание под номером 163 на странице 80. - Сейчас самостоятельно в тетради запишите предложения в тетрадь. Также два человека работают у доски.
- Молодцы. Назовите, пожалуйста, какие окончания вы выделили? - Отлично. Какой вывод мы можем сделать?
- Хорошо. Прочитайте правило на странице 80. Каждый про себя самостоятельно. - Молодцы. Сейчас мы рассмотрим таблицу, но нас будет интересовать только настоящее время. В парах прочитайте ее.
- Сейчас разберём ее вместе. Придумайте по одному примеру к каждому числу и лицу. - Замечательно. Сейчас мы с вами немного отдохнем. - Все встаем и повторяем движения за мной. - Молодцы. Садитесь, пожалуйста. | Варианты ответов.
- Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глаголов.
- Прочитайте предложения. Какие местоимения пропущено в каждом? - Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют. - Я нарисую, ты нарисуешь, он нарисует, мы нарисуем, вы нарисуете, они нарисуют. - ю, ешь, ет, ем, ете, ют.
- Глагол каждого лица имеет свое окончание.
| Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: работа с книгой.
Словесный: диалог.
| 13:33 – 13:43 | - Хорошо. У вас на партах лежат вот такие карточки: Единственное число | Множественное число | 1-е л. (я) | 1-е л. (мы) | 2-е л. (ты) | 2-е л. (вы) | 3-е л. (он) | 3-е л. (они) |
- Вам нужно, как сказано в задании, проспрягать глаголы молчу и пойду. Записывать глаголы нужно прямо в эту карточку. - Итак, в учебнике вам дан пример: я молчу, пойду. Запишите пример в свою карточку. - 2-е лицо: ты (что делаешь?). - Какие окончания выделили? Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания. - 3-е лицо: он (что делает?). - Какие окончания выделили? Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания. - А сейчас самостоятельно проспрягайте слова во множественном числе. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Скажи, пожалуйста, что у тебя получилось.
- У всех так получилось? Хорошо. - Давайте прочитаем правило, которое дано после упражнения. Прочитай нам, пожалуйста.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Назовите мне окончания 1 лица единственного и множественного числа. - 2 лица единственного и множественного числа.
- 3 лица единственного и множественного числа. - Хорошо, молодцы! |
- Молчишь, пойдёшь. - ишь, ешь.
- Молчит, пойдёт. - ит, ёт.
- Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола. - Мы можем сделать вывод, что лицо и число можно определить по местоимению и окончанию. - Ед. число – у, мн. число – им, ем.
- Ед. число – ишь, ёшь, мн. число – ите, ёте. - Ед. число – ит, ёт, мн число – ат, ут.
| К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Словесный: слово учителя.
Практический: работа с карточками. | 13:43 – 13:49 | - У вас на столе карточка. В ней два задания: восстановить определение понятия «спряжение», а второе – это проспрягать глаголы. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку. - Кому не понятно задание? 1 задание: Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. 2 задание: Проспрягайте глаголы: лежу, сплю по числам и лицам. Единственное число | Множественное число | 1-е лицо – лежу, сплю | 1-е лицо – лежим, спим | 2-ое лицо – лежишь, спишь | 2-ое лицо – лежите, спите | 3-е лицо – лежит, спит | 3-е лицо – лежат, спят |
- Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы. - Начнем с первого задания. Кто зачитает полное определение.
- Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-». - Проверим второе задание. По порядку будет зачитывать и ставить плюсы или минусы. - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту. | Слушают задание.
1 задание: Спряжение – это изменение _______ по _______ и числам в форме ________ и будущего времени. 2 задание: Проспрягайте глаголы: лежу, сплю по числам и лицам.
- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
П.: структурирование знаний.
|
VII.Включение в систему знаний
Словесный: беседа.
Практический: работа с книгой.
Словесный: беседа. | 13:49 – 13:58 | - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу 4. Что называется спряжением? 1) изменение глагола по падежам 2) изменение глагола по лицам и числам 3) изменение глагола по родам и числам 5. Лицо и число можно определить у глаголов: 1) настоящего времени 2) будущего времени 3) прошедшего времени - Отлично. | Выполняют тест.
- Глаголы спрягаются.
- У глаголов при спряжении изменяется окончание.
- Лицо глагола определяют по по окончанию.
- Спряжение - изменение глагола по лицам и числам.
- Лицо и число можно определить у глаголов будущего и настоящего времен. | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
VIII.Рефлексия деятельности
Словесный: беседа. | 13:58 – 14:00 | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?
- Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам. | - Тема нашего урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени». - Цели: узнать, что такое спряжение, как оно изменяется. - Все цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке.
| К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|