Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Суффиксы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Максимова Оксана Владимировна

Урок изучения нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности: сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы.

Цели:

·       способствовать развитию умений находить суффикс в слове и подбирать слова с таким же суффиксом;

·       создать условия для формирования представления о различных значениях суффиксов.

Планируемые результаты:

·       познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.

·       коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;

·       регулятивные – формулируют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

·       личностные – приобретение новых знаний, умений; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Оборудование: 

Для учителя: интерактивная доска, проектор,карьочки для самостоятельной работы,рефлексии

Для учащихся:

·       учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;

·       карточки с суффиксами;

·       таблицы со значением суффиксов;

·       смайлики из бумаги: желтый, красный;

·       карточки для самостоятельной работы, работы в группах.

таблицы для рефлексии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21»

Конспект

урока русского языка                        

в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Суффиксы»

Учитель: Максимова Оксана Владимировна

Дата: 09.11.2018 год

Школа: МБУ «Школа №21»

Класс: 3Б

Учитель: Максимова Оксана Владимировна

Урок: русский язык

Тема: «Суффиксы»

Урок изучения нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности: сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы.

Цели: 

  • способствовать развитию умений находить суффикс в слове и подбирать слова с таким же суффиксом;
  • создать условия для формирования представления о различных значениях суффиксов. 

Планируемые результаты:

  • познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков, строят несложные рассуждения.
  • коммуникативные – участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения и высказывают собственное;
  • регулятивные – формулируют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи, контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.
  • личностные – приобретение новых знаний, умений; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Оборудование:  

Для учителя: интерактивная доска, проектор

Для учащихся:

  • учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;
  • карточки с суффиксами;
  • таблицы со значением суффиксов;
  • смайлики из бумаги: желтый, красный;
  • карточки для самостоятельной работы, работы в группах.
  • таблицы для рефлексии

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Организационный этап.

Цель: Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

-Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Проверка готовности к уроку.

- Откроем тетради, положим их под наклоном, запишем число (9 ноября), «Классная работа».

Обучающиеся приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Работают в тетради.

) – проявляют готовность к работе на уроке

Минутка чистописания.

- Начнём урок с минутки чистописания.

(Слайд 2)

-Попрошу определить вас, с какой буквой мы будем сегодня работать, прочитав скороговорку:

 Водовоз вёз воду из-под водопровода.

- Что Вы можете сказать о словах, которые используются в скороговорке? ( В скороговорке встречаются однокоренные слова, слова –водовоз, водопровод- сложные)

- А сейчас мы каллиграфически верно пропишем заглавную и строчную согласную букву «в» в тетради.

- (Слайд3)

А на следующей строчке запишем слово, лексическое значение которого я сейчас прочту: передвижение воздушных масс, символизирует живое дыхание Вселенной; словарное слово, состоящее из 5 букв и 5 звуков, 2 согласных звука мягкие, третий-твёрдый. Первый гласный звук ударный. (Ветер).

- Запишите транскрипцию слова ветер.  [в*эт*ир].

Читают скороговорку.

Анализируют и делают выводы.

Выполняют письмо по образцу.

Записывают слово и транскрипцию в тетрадь.

(Пр.) – вырабатывают
каллиграфический почерк уроке

 

(К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

Актуализация знаний.

Цель: создание проблемной ситуации, в результате решения которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Постановка цели и задач урока

Цель: соорганизация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Подберите фразеологизм со словом ветер.    (Ветер в голове.)

- Подберите однокоренные слова к слову ветер.  (Ветерок, ветрище.)

- Запишите их через запятую

- Разберите по составу слово ветер.

ветер∩                                  

   - Как образовалось слово ветерок? (. - С помощью суффикса –ок).

ветерок        

-Разберите это слово по составу.

-Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов).

Разберите по составу слово ветрище?

- Одинаковое ли значение у слов ветерок и ветрище? (Разное.) 

 -Почему? (Два разных суффикса изменили значения слова ветер)

-Давайте попробуем определить тему урока. О какой части слова мы будем сегодня говорить? (О суффиксах и их значениях.)

-Правильно, тема урока «Значение суффиксов»

- Какую задачу нам сегодня предстоит решить? ( Нам предстоит определить, могут ли суффиксы изменить, уточнить значение слова).

-Поставьте себе цель на урок. Чему вы хотите научиться? Что узнать?

Отвечают на вопросы

Записывают слова в тетрадь.

Воспроизводят знания о суффиксе как значимой части слова

Анализируют слова и делают вывод о том, что суффиксы придают словам различные оттенки значений, то есть и сам имеют значение.

Высказывают свои предположения о целях работы на уроке.

(Пр.) – знают определение суффикса слова, умеют
находить суффикс в слове и выделять его.

(Р) Прогнозирование.

(П) Выдвижение гипотез и их обоснование.

(К) Умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: получение новых знаний обучающимися в результате самостоятельного исследования.

Организация познавательной деятельности

-Для того, чтобы ответить на вопрос «Могут ли суффиксы влиять на значения слов?», предлагаю провести мини-исследование «Влияние суффиксов на значения слов».

Вы сейчас получите набор слов, которые вам нужно разделить на 2 группы, выделить суффиксы, рассказать, почему так разделили, и сделать вывод о влиянии суффикса на значение слова.

I группа: домище, ветрище, зверюшки, столик, жарища, избушка.

II группа: мышонок, каменщик, медвежонок, лисёнок, тракторист, мясник.

III группа: сероватый, храбрец, красноватый, черноватый, упрямец, глупец.

Группы представляют классу результат своей работы. Названия групп и суффиксы вывешиваются на доску. В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

Увеличительное          Уменьшительно- ласкательное

               

                         

домище                                                   зверюшки

ветрище                                                  столик

жарища                                                   избушка

  Профессия,                             Название      

род занятий                               детёнышей животных    

 тракторист                                           мышонок

мясник                                                  медвежонок

каменщик                                             лисёнок

Оттенок цвета                             Признак лица

сероватый                                            храбрец

красноватый                                        упрямец

черноватый                                          глупец

-Оцените свою работу в группах. Все ли было понятно? Или были затруднения?

Работают в группах.

Представляют классу результат работы группы. Делают выводы.

Оценивают свою работу цветными карточками.

(Пр.) – осознают значения суффиксов.

(П) – анализируют языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

(Р )– проявляют познавательную инициативу, овладевают способами решения учебной задачи.

(К) – учитывают разные
мнения и высказывают собственное

Физкультминутка.

Физкультминутка. 

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

На меня все посмотрели.

Правильное выполнение  движений.

(Л)– осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

Первичное закрепление новых знаний

Цель: Включение нового знания в систему знаний;

Повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

- Давайте вспомним, какую цель вы ставили в начале урока? (узнать, как суффиксы влияют на значение слова.)

-А для чего это надо знать?

 (Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы).

-А сейчас вы поработаете в парах.

-У вас на партах в конвертах лежат слова. Составьте из них предложение с подходящими по смыслу словами. (Не все слова войдут в ваше предложение)

Желтые карточки ( Я увидел след крошечной лапки ( или огромной лапищи)

Голубые карточки (На крыльце показался маленький котёнок ( или злой котище)

Зеленые карточки (Во дворе рос небольшой кустик (или огромный кустище)

1)- Откройте учебники на с. 91, посмотрите в таблицу с суффиксами.

-Как вы думаете, слова с каким значением можно образовать с помощью этих суффиксов? ( Слова-названия профессий или рода занятий.)

 -Приведите примеры слов с такими суффиксами. (Тракторист,сварщик,боксёр,школьник,летчик,учитель,вратарь,банкир)

-Следующее задание вам предстоит выполнить самостоятельно. Работаем на стр.92 с упр.171

Прочитайте задание. Выполните задание в тетрадях.

Взаимопроверка по эталону на доске

-Поменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте работу.

-Сверьтесь с доской (слайд4)

-Какое значение придали суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное.) 

-Оцените свою работу карточками. Кто выполнил работу без ошибок? У кого были затруднения? Почему?

- Оцените свою письменную работу шкалой самооценки.

2) Дифференцированные задания

А теперь, ребята, вам предстоит сделать выбор.

-У вас на столах лежат карточки с заданиями двух уровней сложности. Уровень 1 посложнее, уровень 2 попроще .Выберите то задание, с которым вы уверенно справитесь.

                1 уровеньВыдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом   

Столик – гвоздик,
учитель – ___________ ,
маленький – _________ ,    
      
медвежонок – _________,     
котище – ___________ ,     
доброта – ___________ .

2 уровень. Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки.

-Вложите карточки в тетрадь. Я проверю ваши работы и выставлю оценки.

3)  Сегодня мы с вами говорили о волшебной силе суффиксов. Мы с вами сейчас тоже побудем волшебниками.

 .Игра «Хитрые вопросы»:

1) Как большой дом превратить в маленький?  (Добавить – ик .)

2) Можно ли рыбу превратить в человека? (Добавить – ак.)

3) Что нужно убрать в слове тракторист, чтобы получить машину? (- ист .)

Работа в парах. Составляют предложение из слов.

Фронтальный опрос.

Работают с таблицей. Определяют лексическое значение суффиксов. Приводят примеры слов с заданными суффиксами.

Выполняют самостоятельно упр. 171 с последующей взаимопроверкой по эталону.

Объясняют значение используемых суффиксов.

 Самооценка  цветными карточками.

Рисуют на полях тетради шкалу самооценки.

Работают с разноуровневыми заданиями по карточкам.

(Пр). – образовывают слова с помощью суффикса; осознают значения, вносимые в слово суффиксами.

(Р) – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

Домашнее задание

(Слайд 5)

Для закрепления пройденного я предлагаю вам домашнее задание на выбор.

1)Учебник с. 94 упр. 176.

2)+ к упр. 176 письменно составить предложение с одной парой прилагательных

3)+ к упр. 176 придумать и записать 3 пары своих слов с такими же суффиксами.

Выбирают уровень домашнего задания.

(Р) – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Цель: выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

-Итак, какой части слова был посвящён сегодняшний урок?(суффиксам)

- Посмотрите, сколько суффиксов мы сегодня нашли.

- О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?

 (Суффиксы:

   - учат видеть характер слов

   - помогают ярче выразить эмоции

   - точнее передают смысл высказываний)

-Поднимите желтые карточки те, кто достиг своей цели на уроке, красные- кому еще есть над чем поработать

(Слайд6)

-Обратимся к кластеру. Вчера мы с вами составили вопросы, на которые мы с уверенностью можем дать ответ. А сможете ли вы продолжить кластер?

На какой вопрос мы искали ответ?

Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

 - Мы нашли суффиксу много друзей. Но их поиск вы продолжите и на следующих уроках.

(слайд7)

Подводя итоги урока, выберите одно предложение и продолжите его

- сегодня я вспомнил……….

- сегодня я узнал ……………

- сегодня я научился…………

- сегодня самым интересным заданием для меня было…….

- сегодня сложным заданием для меня было………………..

- мне ещё нужно поработать над……………………………..

-Перед вами лежат таблички, определите, что вы теперь понимаете, знаете, умеете. Отметьте знаком +

Понимаю, знаю, умею

+ или -

1

Понимаю, что такое  суффикс

2

Умею находить суффикс в слове

3

Знаю значения, которые может иметь суффикс

4

Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов

-Положите карточки в тетрадь по русскому языку. И следующий урок мы начнем с разбора трудностей, возникших на уроке.

-Урок окончен.

Обобщают пройденный материал.

Какие бывают суффиксы по значению?

Имеет ли значение суффикс?

Заканчивают предложения.

Саморефлексия

Заполняют таблицу.

(Р) – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...