Русский язык. Тема урока "Обобщение знаний о составе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Потапова Наталья Викторовна

Целью урока является  совершенствование знаний учащихся о частях слова.

Задачи:

  • развитие умений разбирать слова по составу;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;
  • воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:  совершенствование знаний учащихся о частях слова,

Задачи:

  • развитие умений разбирать слова по составу;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;
  • воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте,  ребята! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши

улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.

2. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка  улыбочка улыбчивый улыбается

Улыбка никому не вредит. (японская пословица)

- Как вы понимаете данную пословицу?

3. Целеполагание.

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова родственные)

-Вспомните, что какие  слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

-Как называется общая часть родственных слов? (корень) Выделим корень в наших словах.

-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Да, всё на свете  из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

-Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова)

-Поэтому и девиз нашего  урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока.

- Сегодня мы будем путешествовать по станциям СТРАНЫ СЛОВ.

а) -Мы приближаемся к первой станции, и нас приглашает в гости ее Правитель.

Также, как и у кустов,

       Я бываю и у слов. (Корень)

-К кому же мы попали в гости?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

б)Мы предлагаем посмотреть одну инсценировку, которую подготовили наши ученицы.

1 ученик: «Ребята, найдите однокоренные слова в стихотворении».

У меня друзей немало,    

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Подрисую что- нибудь!

1 ученик: «Кто справился с заданием? Слушаем тебя, Лена. Давай проверим твою работу».

2 ученик: «Я подчеркнула такие пары»:

У меня друзей немало,    

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Подрисую что-нибудь!

1 ученик: «Лена, ты выполнила работу с ошибками».

2 ученик: «Значит, в этом стихотворении совсем нет однокоренных слов?»

 -А как вы, ребята, думаете, есть ли в этом стихотворении однокоренные слова? Давайте выпишем их и объясним Лене,  в чем её ошибка.

5. Грамматическая сказка.

 «Вот так родственники!»

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.

Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово.

 Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для третьеклассников, попросил прислать ему на работу слова ГОРА, ПАР, ОСИНА и ЛИМОН. Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. Гора привела с собой ГОРЛО и ГОРНЯКА, ОСИНА захватила слова ОСИННИК и ОСА, ПАР взял прилагательные ПАРНЫЙ и ПАРОВОЙ, а ЛИМОН явился с АПЕЛЬСИНОМ и МАНДАРИНОМ.

Удивился Автор, когда увидел некоторых родственников, и отправил их домой.

Почему удивился Автор? Какие слова он отправил назад в Словарь?

6. Обобщение знаний о приставке. Работа над ребусами.

Наше путешествие продолжается.        

 Мы приближаемся к следующей станции. Ее глава приготовил для Вас новую загадку.

Перед корнем могу встать,

Чтоб слово новое назвать. (приставка)

-Разгадайте ребусы. Запишите слова  в тетрадь и выделите в них приставку. ( ПОДАРОК, ПОЕЗД, ПОДРУГА, ПЕРЕДАЧА,)

-Ребята, жители последних островов спрашивают,  для чего нужны суффиксы и приставки?  

 (Ответы детей)

-Молодцы, справились и с этой задачей!

7. Физкультминутка.

С при приставкою- присесть.

С по приставкою- подняться.

С под- подпрыгнуть, подмигнуть.

С по приставкой- посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о- опустим их опять.

Вот и все настало время

С за- зарядку завершать.

8. Обобщение знаний о суффиксе. Работа с диском.

- Мы продолжаем наше путешествие и делаем остановку на следующей станции.

После корня я стою перед окончанием.

Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)

-Почему вы так решили? Что такое суффикс?

(Ответы детей)

-Выполним упражнение (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина) СУФФИКС-УПРАЖНЕНИЕ) Запишем слова в тетрадь и выделим в них суффикс.

-Какой оттенок дал слову суффикс?

Маш---а, слов---о, зим---а, роз---а, корзин---а, лис---а,  чаш---а.

( Работа в тетради)

-Молодцы, и с этим заданием вы справились!

9. Обобщение знаний об окончании и основе слова.

 -А  на какой станции нам осталось побывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку Правителя этой станции.

Часть слова, известная я всем.

Не быть меня может совсем,

Я могу быть звуковое,

А могу быть нулевое. (окончание)

 

- Как вы думаете, на какой  станции мы оказались?

(Ответы детей)

-Почему так решили? Что такое окончание?

А вот и следующее задание от островитян.

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

Хорошо ли вы умеете находить в словах окончание, мы узнаем, выполнив проверочную работу (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина) ОКОНЧАНИЕ – ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА)

Я выражаю значение слова

И называюсь я просто — ... (основа)

        Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

-Вернемся к нашему чистописанию и выполним разбор слов по составу.

10. Рефлексия.

1. Урок  был  полезный, познавательный…

2. На уроке я чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу?..

Список использованных источников:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч.  2- изд. - М.: 2013; ч. 1 - 160с.

2. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык. 3 класс /1 CD

    Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах окончания. Подчеркните в предложениях главные члены.  

   В старом сад__   дорожк___   заросл___  лопухами.
В трав__   гудел__   мохнат___    шм__ли.   У крыльц__  с__дела    б__льш___   з__лён___   лягушк___.

    Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах окончания. Подчеркните в предложениях главные члены.  

   В старом сад__   дорожк___   заросл___  лопухами.
В трав__   гудел__   мохнат___    шм__ли.   У крыльц__  с__дела    б__льш___   з__лён___   лягушк___.

    Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах окончания. Подчеркните в предложениях главные члены.  

   В старом сад__   дорожк___   заросл___  лопухами.
В трав__   гудел__   мохнат___    шм__ли.   У крыльц__  с__дела    б__льш___   з__лён___   лягушк___.

    Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах окончания. Подчеркните в предложениях главные члены.  

   В старом сад__   дорожк___   заросл___  лопухами.
В трав__   гудел__   мохнат___    шм__ли.   У крыльц__  с__дела    б__льш___   з__лён___   лягушк___.

    Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах окончания. Подчеркните в предложениях главные члены.  

   В старом сад__   дорожк___   заросл___  лопухами.
В трав__   гудел__   мохнат___    шм__ли.   У крыльц__  с__дела    б__льш___   з__лён___   лягушк___.