Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа пол русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сотниковская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

________/С.С. Буханаева

«__»______________2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР

________М.П. Иванова

«___»____________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________Н.Б.Цыбекжапова

«__»_____________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по________________РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 4 КЛАСС__________________

(предмет, класс)

136 ч в год, 4 ч в неделю

(количество часов в год, в неделю)

Маншеева Лариса Доржиевна

(ФИО учителя)

_________________________учитель начальных классов_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования.
  • Примерной программы по русскому языку под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
  • Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ»
  • Учебного плана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2019-2020 учебный год
  • Положения о рабочей программе.

Данная программа реализуется при помощи учебно-методического комплекса «Школы России» по учебнику программы В. П. Канакиной «Русский язык» 2018 г.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения учебного предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления        совершенствовать свою речь.
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место предмета в учебном плане

По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недель).

Национально-региональный компонент на уроках русского языка

В 4 классе НРК используется при изучении следующих тем:

«Безударные гласные в корне слова»,

«Состав слов. Приставка»,

«Однородные члены предложения»,

«Главные члены предложения»,

«Второстепенные члены предложения»,

«Второстепенные члены предложения - дополнение»,

«Главные и второстепенные члены предложения»,

«Имена собственные»,

«Второстепенный член предложения - определение»,

«Склонение имен существительных»,

«Текст»,

«Стили речи»,

«Изложение с творческим заданием».

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Развитие речи

Ученик научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Ученик получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Ученик научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Ученик научится:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Ученик научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Ученик научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Ученик научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

Ученик получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Ученик научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Ученик получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах -ек, -ик;
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

Содержание учебного предмета

Повторение (8 ч.) Знакомство с учебником, его содержанием и структурой. Значение речи в жизни человека, уточнение представления детей о языке как средстве общения, о языке как системе знаков. Текст как единица языка и речи. План текста. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Что такое словосочетание.

Предложение (10 ч.) Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Слово в языке и речи (16 ч.) Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Старевшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова. Суффиксы и приставки. Правописание гласных и согласных в кортах слов. Разделительные Ь И Ъ знаки. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имен прилагательных. Имя числительное. Глагол как часть речи. Наречие как часть речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Имя существительное (32 ч.) Повторение сведений об имени существительном. Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го, 2- го, 3-госклонения.Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». Подробное изложение повествовательного текста. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Сочинение по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница». Множественное число имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных множественного числа. Изложение повествовательного текста.

Имя прилагательное (26 ч.) Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Правописание родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Склонение имён прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных множественного числа. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. Подробное изложение повествовательно -описательного текста Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом.

Личные местоимения (8 ч.) Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. Склонение личных местоимений 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. Правильное употребление местоимений в речи. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. Составление поздравительной открытки к празднику 8 Марта.

Глагол (32 ч.) Глагол как часть речи (повторение). Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Спряжение глаголов (общее понятие). Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. 1 и 2 спряжение глаголов. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени. Глаголы-исключения 1 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (общее представление). Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Краткое изложение повествовательного текста. Подробное изложение повествовательного текста.

Итоговое повторение (4 ч.) Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Слово и его лексическое значение. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в корне слов. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

Раздел 1. Повторение

8

1

Наша речь и наш язык

1

03.09

2, 3

Текст, план текста. Типы текстов

2

04, 05.09

4, 5

Предложение. Виды предложений по цели высказывания, по интонации

2

06, 11.09

6

Обращение

1

12.09

7

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

13.09

8

Словосочетание.

1

17.09

Раздел 2. Предложение

10

9

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

18.09

10

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания.

1

19.09

11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

20.09

12

Однородные члены предложения. Закрепление.

1

24.09

13

Входная контрольная работа

1

25.09

14

Работа над ошибками.

1

26.09

15

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1

27.09

16

Простые и сложные предложения. Закрепление

1

01.10

17

Сложное предложение и предложение с однородными членами

1

02.10

18

Контрольный диктант по теме

1

03.10

Раздел 3. Слово в языке и речи

16

19

Слово в речи. Лексическое значение слова.

1

04.10

20

Многозначные слова. Прямое и косвенное значение. Заимствованные слова.

1

08.10

21

Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.

1

09.10

22, 23

Значимые части слова

2

10, 11.10

24, 25

Правописание гласных и согласных в

значимых частях слова. Удвоенные согласные.

2

15, 16.10

26

Правописание приставок и суффиксов.

1

17.10

27

Разделительные Ъ и Ь

1

18.10

28

Контрольный диктант

1

22.10

29

Работа над ошибками. Части речи. Грамматические признаки.

1

23.10

30

Имя существительное. Имя прилагательное.

1

24.10

31

Имя числительное. Глагол.

1

25.10

32

Контрольный диктант за 1 четверть

1

29.10

33

Работа над ошибками. Наречие.

1

30.10

34

Обобщение знаний по теме «Части речи»

1

31.10

Раздел 4. Имя существительное

32

35

Признаки падежных форм имен существительных

1

12.11

36

Упражнение в распознавании И., Р., В.п

1

13.11

37

Упражнение в распознавании Д., Т.п

1

14.11

38

Упражнение в распознавании Т., П.п. Проверочная работа

1

15.11

Три склонения имен существительных (7 ч.)

39

Три склонения имен существительных (общее понятие). 1 склонение.

1

19.11

40

Упражнение в распознавании имен существительных 1 склонения.

1

20.11

41

2 склонение имен существительных.

1

21.11

42

Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонения.

1

22.11

43

3 склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 3 склонения.

1

26.11

44

Упражнение в распознавании имен существительных трех склонений.

1

27.11

45

Изложение повествовательного текста

1

28.11

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе (15 ч.)

46

Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

29.11

47

Именительный и винительный падежи имен существительных

1

03.12

48

Родительный падеж имен существительных

1

04.12

49

Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных

1

05.12

50

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

1

06.12

51

Правописание окончаний имен существительных в дательном и родительном падежах.

1

10.12

52

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1

11.12

53

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

1

12.12

54

Правописание окончаний имен существительных в Т.п. и П.п.

1

13.12

55

Упражнение в правописании окончаний имен существительных

1

17.12

56

Контрольная работа за 1 полугодие

1

18.12

57, 58

Упражнение в правописании окончаний имен существительных

2

19.12

20.12

59

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных»

1

24.12

60

Сочинение по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница»

1

25.12

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе (6 ч.)

61

Именительный падеж имен существительных множественного числа

1

26.12

62, 63

Родительный падеж имен существительных множественного числа

2

27.12

14.01

64

Винительный падеж одушевлённых имен существительных множественного числа

1

15.01

65

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

1

16.01

66

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

1

17.01

Раздел 5. Имя прилагательное

26

67

Имя прилагательное как часть речи

1

21.01

68

Род имен прилагательных

1

22.01

69

Число и род имен прилагательных

1

23.01

70

Изменение по падежам имён прилагательных

1

24.01

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (8 ч.)

71

Именительный падеж.

1

28.01

72

Родительный падеж.

1

29.01

73

Дательный падеж.

1

30.01

74

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

31.01

75

Творительный и предложный падежи.

1

04.02

76, 77

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Проверочная работа

2

05, 06.02

78

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

07.02

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе ( 5 ч )

79, 80

Склонение имён прилагательных женского рода.

2

11, 12.02

81

Именительный и винительные падежи.

1

13.02

82

Родительный, дательный, творительный падежи.

1

14.02

83

Контрольный диктант

1

18.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе (5 ч.)

84, 85

Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

2

19, 20.02

86

Именительный и винительный падежи.

1

21.02

87

Родительный и предложный падежи.

1

24.02

88

Дательный и творительный падежи.

1

25.02

89, 90, 91

Обобщение знаний об имени прилагательном

3

26, 27.02, 28.02

92

Контрольный диктант

1

04.03

Раздел 6. Местоимение

8

93, 94

Личные местоимения

2

05, 06.03

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (6 ч)

95, 96

Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа

2

07, 11.03

97, 98

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

2

12, 13.03

99, 100

Окончания личных местоимений в косвенных формах. Проверочная работа

2

14, 18.03

Раздел 7. Глагол

32

101, 102

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи

2

19, 20.03

103, 104, 105, 106

Неопределённая форма глагола

4

21,25,26.03, 03.04.

Спряжение глагола (5 ч)

107

Изменение глаголов в настоящем и будущем

времени по лицам и числам

1

04.04

108, 109

Лица и числа глаголов

2

08,09.04

110

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.)

1

10.04

111

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

11.04

112, 113, 114

І и ІІ спряжение глаголов

3

15, 16, 17.04

Правописание глаголов (10 ч)

115, 116

Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

2

18, 22.04

117, 118, 119, 120, 121

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

5

23, 24, 25, 29,30.04

122, 123, 124

Правописание возвратных глаголов

3

02, 07, 06.05

125, 126, 127

Правописание глаголов в прошедшем

времени

3

08, 13, 14.05

128, 129, 130

Обобщение по теме «Глагол»

3

15, 16, 20.05

131

Контрольный диктант

1

21.05

132

Контрольная работа за год

1

22.05

Раздел 8. Повторение

4

133, 134, 135, 136

Повторение изученного за год

4

23,27,28,29.05

Контрольно-измерительные и диагностические материалы

Формы контроля

Кол-во часов

Контрольно-измерительные материалы

1

Письменный контроль

1

Входная контрольная работа

2

Письменный контроль

1

Проверочная работа

3

Письменный контроль

1

Проверочная работа

4

Письменный контроль

1

Проверочная работа

5

Письменный контроль

1

Контрольный диктант

6

Письменный контроль

1

Контрольная работа за 1 полугодие

7

Комплексный контроль

1

Сочинение

8

Письменный контроль

1

Контрольный диктант

9

Письменный контроль

1

Изложение

10

Письменный контроль

1

Контрольный диктант

11

Комплексный контроль

1

Контрольный диктант

12

Письменный контроль

1

Проверочная работа

13

Письменный контроль

1

Контрольный диктант

14

Письменный контроль

1

Контрольная работа за 2 полугодие

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Для учителя:

Авторы учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учебник «Русский язык», 4 класс

2018

Просвещение

2

В.П. Канакина и др.

Рабочая тетрадь «Русский язык», 4 класс

2018

Просвещение

3

Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В.

Русский язык. Рабочие программы.1-4 классы

2015

Просвещение

4

В.П. Канакина и др.

Методические рекомендации, 3 класс

2015

Просвещение

5

В.П. Канакина, Г.С. Щеголева

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы

2015

Просвещение

6

В.П. Канакина и др.

Аудиоприложение к учебнику «Русский язык» 4 класс

2017

Просвещение

7

Сост. В.В. Никифорова

Контрольно-измерительные материалы «Русский язык. 4 класс»

2017

Вако

8

Толковый словарь русского зыка, словарь фразеологизмов, словарь синонимов, антонимов, омонимов, орфографический словарь.

Для учащихся:

Авторы учебника

Наименование учебного пособия

Год издания

Издательство

1

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учебник «Русский язык», 4 класс

2017

Просвещение

2

Толковый словарь русского зыка, словарь фразеологизмов, словарь синонимов, антонимов, омонимов, орфографический словарь.

 

Интернет-ресурсы

http://1september.ru
Издательский дом "Первое сентября"

http://festival.1september.ru
учителям - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Материально-техническая база

- комплект учебной мебели;

- стол учительский с тумбой;

- классная магнитная доска;

- компьютер;

-экран

- мультимедийный проектор;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...