Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:"Слова -антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Увжикоева Лидия Ирбековна

Открытый урок по русскому языку  во 2 классе по теме:"Слова -антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy-antonimy.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Слова – антонимы»

Учитель: Увжикоева Л.И.

Технологическая карта по русскому языку  2 класс

Тема урока: «Слова – антонимы»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для ознакомления с понятием «антонимы»; способствовать развитию умения осуществлять подбор антонимов, использовать антонимы в тексте, определять значение слова с помощью словаря.   

Задачи:

  • познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам;  
  •  способствовать овладению способностью ставить перед собой  цели и задачи учебной деятельности и достигать желаемого результата; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать орфографическую зоркость, речевые умения; наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать.
  • продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • объясняют понятие «антонимы»;
  • осуществляют подбор антонимов;
  • используют антонимы в тексте;
  • определяют значение с помощью словаря;

Личностные: 

  • проявляют прилежание в учёбе;
  • имеют адекватную позитивную самооценку;
  • выражают желание осваивать новые учебные действия;
  • достигают положительных результатов труда;

Метапредметные: 

  • умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;
  • формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнёра высказывания; умеют задавать вопросы.

Оборудование:  карточки для парной и/или групповой работы с разноуровневыми заданиями; презентация; тетрадь для 2 класса, компьютер.

Урок открытия новых знаний

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формирование УУД

I . Мотивация. Самоопределение деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости, который пришли посмотреть,  чему вы научились в школе за неполных 2 года ,  давайте их поприветствуем.                                                                                           -Садитесь. Вы готовы к уроку?                                                                    -Книжки, ручки и тетрадки - все лежит у вас в порядке?                                                                  -С каким настроением вы пришли на урок? (смайл)               Прозвенел сейчас звонок , Начинается урок,         Постарайтесь всё понять, Много нового узнать.              --Какие правила поведения на уроке мы будем соблюдать? Давайте вспомним некоторые из них:

-Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно, на уроках не болтай и пятерки получай!

-Как пришел ты на урок, на язык повесь замок, далеко не прячь ключи, там, где надо, не молчи.

-На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно.

- Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать, мы должны не забывать, спинку ровненько держать!

- Не бойся ошибиться – ведь ты пришёл учиться,
Не унывай, не мучайся –ведь на ошибках учатся!
-Замечательные правила!

Формулируют правила поведения на уроке.

Личностные УУД                                  Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

 II. Актуализация знаний и фиксация затруднения

-Я хочу  начать наш урок словами замечательного русского  писателя Константина Георгиевича Паустовского.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский  язык».

Мы продолжаем на Уроках  относящихся  к блоку «Как устроен наш язык» открывать тайны нашего языка.

 -Откройте тетради. Запишите число.    

-Но сначала, давайте вспомним, как вы  должны сидеть за партой?(соблюдать правильную позу при письме; правильно держать ручку, карандаш. тетрадь)                                                                           Третье  марта.                                                                               Классная работа.                                                                                        Минутка каллиграфии.                                                                                                         – Задание. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.                                                            -Внимательно посмотрите на данную запись: «К словам «доктор, рев, зов, ураган» надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч: (доктор – врач, рев – плач, зов – клич, ураган– смерч). Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Чч».                            Пальчиковая гимнастика.                                                                  В тетради:Чч чч Чч чч 

 Словарная работа.                                                                                   –Какие слова называют словарными?                                                                  -Для чего мы с вами каждый раз в начале урока записываем словарные слова и запоминаем?( Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам, поэтому их необходимо запомнить)                                                                                                                        -Запишите  словарные слова: поставьте ударение, подчеркните ту букву, которую необходимо запомнить.                                                                                      -Запишите  словарные слова-синонимы группами.                                          Словарь: скоро,  быстро,  город,  вдруг, столица, здравствуй,  Москва, до свидания.                                                             -Скажите, все ли слова вы использовали? Почему?                   (эти 2 слова не являются синонимами)

Образуют пары слов и делят их на группы. Участвуют в обсуждении  проблемных вопросов,  формулируют собственное   мнение и аргументируют  его.

Коммуникативные УУД      

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других                            Познавательные УУД:

развитие                                           знаково – символических действий;умение обобщать и классифицировать по признакам

Мы ладошки потрясем, Каждый пальчик разомнем, 12345 Мы начнем опять писать.

Чтоб красиво написать, надо пальчики размять,

12345 За письмо получим пять!

 

III.  Постановка учебной задачи

    Работа у  доски.                                                                                                        -- Ребята, выполните задание.                                                               (работа малой группы(3 чел.)детей у доски)                                           -Прочитайте слова, образуйте пары и разделите на  группы.               - Скажите,  что вы  знаете о словах первой образованной группы?                                                                                                    Дети- ребята, метель -вьюга, плакать- рыдать, учить-зубрить, забавный –смешной.                                                                                                                                                        - Кто знает, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). Мы работали на уроках с синонимами?                          -Вы с ними знакомы? Вы умеете подбирать синонимы к словам? Задайте вопросы к словам!                                                            -Все ли слова подобраны правильно и отвечают на один и тот же вопрос(кто? что? какой? что делать?)                                                                         -Рассмотрим слова второй группы:                                                       Веселый -грустный, молодость –старость, строить-ломать, день-ночь, север-юг                                                                            -А что это за слова во второй группе? Вы с ними знакомы? Мы с ними работали на уроках русского языка? Можем мы их назвать синонимами? Почему не можем? (Потому что у них разное значение)                                                                     - Знаете ли вы, как называются эти слова? Хотите узнать?                         -Тогда определите тему  нашего урока.(слова-антонимы)                                                                -Какова будет наша цель на уроке?  (познакомиться с новыми  словами )                                                                                                                                                  - Какие задачи нам перед собой необходимо поставить, чтобы добиться поставленной цели и получить интересующую  нас информацию , приобрести новые знания?

                                                                                                             Выяснить:1)что такое антонимы и чем они отличаются от синонимов,  т.е.какое значение имеют антонимы;                    2)второе, являются ли  антонимы   одной частью речи или разной, т.е.отвечают ли они на один вопрос;                                3) для чего нужны слова –антонимы  и научиться правилно употреблять их в речи.                                                                              -А для чего вам нужны эти знания?

Работают с информацией, представленной в учебнике.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное   мнение и аргументируют  его.

Коммуникативные УУД             Умение слушать и извлекать нужную информацию               Познавательные УУД:    Умение на основе анализа делать выводы     Регулятивные УУД                     Умение определять цель деятельности на уроке и решать поставленные задачи.


IV. Открытие  нового знания.

  1. Работа по учебнику (с. 62)

- -Что это за слово такое « антоним»? Кто знает, что оно обозначает?                                                                                              -Давайте обратимся за помощью к учебнику и прочитаем  в разделе «Из истории языка» на стр 62, и узнаем откуда в русский язык пришло это слово и  в разделе «Тайны языка»-что это слово означает.                                                                        (Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть  анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др). –Задайте вопросы к словам и скажите, какой частью речи(существительным, прилагательным или глаголом) могут быть  антонимы?    Могут ли они иметь одинаковый корень или нет?(вбегать-выбегать, далекий- близкий)                                                                                          -Для чего нужны антонимы?(Они делают нашу речь богаче, выразительней, занимательнее; придают особую остроту, эмоциональность, позволяют увидеть, что в нашей жизни есть контраст)  -Вы будете их использовать в своей речи?                                                                                     -Какой словарь русского языка поможет нам правильно подобрать антонимы к словам?                                                                   - А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?

- С помощью антонимов прилагательных мы охарактеризовать  животных. Лев – заяц (по храбрости).

Муха – слон (по величине).Лисица – ворона (по уму).

Стрекоза – муравей (по трудолюбию).

- Ребята, а где мы можем встретить антонимы?

- На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)

- В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )

- В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)                                                                            

                                      ФИЗМИНУТКА   

Потрудились - отдохнем,                                                                            Встанем, глубоко вздохнем,                                                        Руки вверх – пришли учиться,                                                   Руки вниз – а не лениться.                                                       Сели, встали  дружно вместе,                                        Покружились все на месте.                                                        Руки в стороны, вперед,                                                                     Влево, вправо поворот,                                                                         Руки вниз мы  опустили,                                                                     Всем  улыбки подарили.

И потихонечку сели на свои места!

 

Анализируют ситуацию.

Участвуют  в работе по сопоставлению понятий

Под руководством учителя делают вывод.

Коммуникативные УУД  Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Умение сравнивать и делать выводы.                       Регулятивные УУД                  Уметь работать  по составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

  1. Работа с наглядным и игровым материалом.                     Игра «Доскажи словечко»

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:…(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:…(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:…(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты…(нашёл)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты…(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай:…(конец).                                                                                                          На доске пары слов.                                                                                  - Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День – ночной. Добрый – зло. Работать – отдых.

(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).

- Ребята, в разделе учебника «Давай подумаем» на стр 62,                я вам предлагаю рассмотреть  картинки и сравнить их.                   -Далее, подберите и запишите слова парами в рабочей тетради. Разноуровневые задания (работа группами-1,2,3ряд)                                                                             Упражнение, стр. 62                                                                                           День-ночь, вход-выход, веселый - грустный.                            Упражнение 2 стр. 63                                                                                      Не дорого начало, похвален конец.                                                                      Думай медленно, работай быстро.                                                       Упражнение 2 стр. 63                                                                    Молодой - старый, весело-грустно, север-юг, веселый -грустный, молодость-старость, северный- южный

Участвуют в обсуждении аргументируют свою точку зрения. Строят высказывание по плану

Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД                       Уметь работать по коллективно составленному плану.                                                  Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Самостоятель-ная работа с самопроверкой.

 

1.Работа в тетрадях по карточкам(2 пословицы)

(работа в парах)  -Составьте пословицу ,запишите ее, подчеркните слова-антонимы

Новых друзей наживай, а старых не забывай.                        Встречают по одежке, а провожают по уму.                                      Знай больше, а говори меньше.                                                            Ученье - свет, а неученье тьма.                                                              Мир строит, а война разрушает.                                                             Труд человека кормит, а лень портит.                                                        Лето припасает, а зима подъедает.                                                        Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух.                             Маленькое дело лучше большого безделья.                                            Глупый киснет, а умный мыслит.

Устанавливают соответствие. Самостоятельно выполняют задание,  формулируют собственное   мнение и аргументируют  его.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других                           Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

VII.  Рефлексия

- Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке? – Как вы думаете, мы достигли её?

- Дополните предложения:

Я узнал …я научился …На уроке мне было  …

Я понял (а), что такое антонимы

я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь  разобраться в этом вопросе своему товарищу, однокласснику, я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе

-Какое настроение у вас в конце урока?(смайл)

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек (зеленый круг- отлично, желтый квадрат – хорошо, красный треугольник – удовлетворительно)  - Если вам было интересно и легко работать на уроке, на обратной стороне нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные УУД Формирование способности к самооценке                     Регулятивные УУД                     Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VIII. Домашнее задание

-Открыли дневники. Записываем домашнее задание:

стр. 64. упр. 5  Задание: отгадайте 3 загадки. Найдите  и выпишите антонимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ"

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"

УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы"....

открытый урок по русскому языку 1 кл "Перенос слова"

программа "школа 2100" с презентацией для интерактивной доски SMART...

Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс

Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....

Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс

Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать ...