Урок русского языка по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Иванюта Галина Викторовна

Урок русского языка  по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

                                                                  Учитель: Иванюта Г.В.

Цели: 1) познавательные УУД:  формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что? опираясь на их значение. Развивать внимание к лексическому значению слова (каждое слово имеет свой смысл); создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,

          2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование  совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;

            3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания

            4)Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

       Оборудование: компьютер, проектор, экран.

       Методы: наблюдение, элементы дискуссии, проблемная ситуация, доказательство своей точки зрения, опрос, работа в группах.

Ход урока

I.  Орг. момент.   Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Ребята, посмотрите, какое яркое солнышко у нас сегодня в гостях…

Солнышко проснулось и взошло,

Сразу всюду сделалось светло…

Засверкали, заплясали вдруг

                                                     Солнечные зайчики вокруг…

- Ребята, а  ведь в каждом из нас есть маленькое солнце – это доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Поднимите руку, у кого из вас сегодня доброе «солнечное» настроение. Давайте улыбнёмся  и пожелаем друг другу добра и успехов.

Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра.

      Если будет трудно, я тебе помогу.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться  со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?  А также продолжим наш разговор о речевом этикете.  Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.    И у нас  в гостях  «мудрая сова», которая будет помогать нам делать наши маленькие открытия.

- Ребята, как вы думаете, какие качества нам понадобятся,  чтобы на уроке узнать что-то новое?

III. Актуализация опорных знаний.

 - На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что «добрые слова» - это верные помощники каждого воспитанного человека. И обращаться со словами нужно осторожно. Ведь не зря говорят, что «словом можно убить и словом можно спасти».

- Давайте послушаем стихотворение «Вежливое слово».  Откройте учебники на с. 21. (чтение вслух).

- Какие вежливые слова говорили герои этого стихотворения? (благодарю, спасибо, добрый день, пожалуйста) Кто вёл себя у кассы комично? (медвежонок) Прочитайте его слова ещё раз. Соответствуют ли он ситуации? (нет) Почему? (он всё перепутал, собрал все вежливые слова, которые знал)

-Ребята, и мы с вами должны быть вежливы друг с другом, не забывать говорить добрые слова, здороваться при встрече, прощаться при расставании.

III. Чистописание.

    А сейчас   отгадайте загадку:  Какой зверь опасный ходит в шубе красной,

                                                         Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)

-Что вы знаете о лисе? (у неё очень острый слух, она может услышать, как под снегом пищит мышка)

-Сегодня лисица приготовила для нас задания: 

 1) откройте тетради (с.17, упр. 1), дорисуйте хвост и лапы у лисички.

 2) А сейчас сделаем следующее упражнение для рук:

                                                Наши пальчики сплетем,
                                               Руки вытянем потом.
                                               Пальцы выгнутся чуть-чуть-
                                               Их расслабить не забудь.

-Посмотрите на экран, какие буквы вы там видите? 

- Какой общий элемент у этих букв? Назовите гласные буквы.  В чём особенность гласных звуков?

                                                 Воздух свободно идет через рот,
                                                 Нет препятствий разных,
                                                 Голос участвует, голос зовет,
                                                 Звук получается гласный

-Пропишите эти две строчки.

- Какие слоги можно составить из  букв второй строки? (но, ню  -  написать на доске маркером). Запишите эти слоги на следующей строчке.

- Придумайте слова, в которых есть эти слоги, желательно, чтобы они были как-то связаны с нашей гостьей – лисой (нора, нюх). Запишите их.

IV. Звуковой анализ слов. Словарная работа.

Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? (лук - оружие из которого стреляют, пространство, луг - покрытое травой и цветами, лиса - животное, леса - лес, тянущийся на много километров)

-Произнесём эти слова хором (лук – лук, лиса – лиса)  Какой вывод можно сделать? (Смысл слов разный, а  звучание   одинаковое.  Значит, и звуковые модели,  одинаково звучащих  слов,  будут тоже одинаковые). Закрасьте звуковые модели этих слов в своих тетрадях.

- Проверим, что у нас получилось  (на обратной стороне доски нарисованы модели)

-Почему мы нарисовали звоночки? (это звонкие звуки) Почему в первой модели первый звук синий (он твёрдый), а во второй модели первый звук зелёный? (он мягкий)

- Так в чём же секрет русской орфографии?  В слове «луг» на конце слышим звук «к»,  а пишем букву «г» , а в слове «леса», в середине слышим звук «и», а пишем букву «е». Поэтому не стоит торопиться писать так, как «слышишь»,  для этого в русском языке существуют определённые правила,  с которыми нам уже скоро предстоит познакомиться…

А пока послушайте  сказку о том, как звуки научились превращаться в буквы – это  подарок вам от лисицы за хорошую работу.

  Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной  стране, которая называлась «Фонетика», звуки. Были они невидимками. Но зато любили они петь.

    Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему в ней так понравилось, что он решил поближе познакомиться с её жителями. А когда знал, что все её  жители невидимки, то очень огорчился.

      Но он всё-таки был волшебник, причём очень добрый. И тогда он решил подарить каждому жителю по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен.

-Как вы думаете, звуки обрадовались волшебным платьям? Как они поблагодарили волшебника?

-А сейчас давайте вспомним, как пишутся словарные слова, которые мы с вами уже выучили. Вставьте пропущенные буквы у себя в тетради.  

-Проверим, что у нас получилось (открыть доску).

V. Постановка проблемы.

Послушайте стихотворение  А.Барто:

                                                         Кто, кто
                                             Здесь у нас живет?
                                                      Кто, кто
                                 Вместе с солнышком встает?

- Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы: петух, ботинки, соловей,  валенки, малина, горох  (картинки на доске).

- Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос. Посмотрите на экран, давайте прочитаем правило.

- О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? ( Живой или неживой предмет они обозначают.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну тогда, все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

VI. Изучение нового материала.

 Упражнения в постановке к словам вопросов кто? что?

-  Посмотрите на экран.  К каждому слову необходимо  задать  нужный вопрос (работа «цепочкой» и в парах – один читает слово, второй задаёт вопрос)

VII. Закрепление изученного материала.

   Работа в парах по  карточкам.

- А сейчас мы будем работать следующим образом. У вас на столах лежат карточки, на которых записаны слова. После обсуждения в парах, вы должны будете распределить слова в два столбика. (один человек диктует, второй пишет)

Проверим, что у нас получилось: прочитаем слова, которые отвечают на вопрос «кто?», а потом слова, которые отвечают на вопрос «что?»

Таким образом, сделаем вывод: слова, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными, а слова, которые отвечают на вопрос что? Называются неодушевлёнными.

VIII. Списывание предложений.

-Посмотрите на экран, давайте вспомним порядок действий при списывании.

 - Прочитайте предложение. Как вы понимаете его смысл?  Запишите  предложение  в тетрадь.

- Прочитайте следующее предложение. В чём заключается его смысл? Запишите его в тетрадь.

IХ.  Итог  урока.

- Итак, подведём итог нашего урока. Подумайте, какое  открытие вы для себя сегодня сделали?

Я узнал о…

Я научился…

Я смогу…

Мне пригодится…

 -А теперь, ребята,  встаньте, пожалуйста.  Покажите свои ладошки. На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соединим ладошки в хлопке и мысленно поблагодарим себя и друг друга  за хорошую работу. Молодцы, урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по теме: «Слова, отвечающие на вопросы « кто?» и « что?».

Данная разработка состоит из конспекта урока и мультимедийной презентации. В форме путешествия учащиеся закрепляют полученные знания о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы "кто?...

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (программа "Школа России")

У учителя большие возможности целенаправленно и своевременно воздействовать на эмоциональную сферу детей. Ученики с нетерпением ожидают прихода весны и с увлечением выполняют различные задания....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Слова,отвечающие на вопросы Кто? и Что?

Урок учит ребят различать существительные одушевлённые и неодушевлённые, классифицировать их по вопросам кто? и что?, отличать слова-существительные от других частей речи, развивает воображение, творч...

Урок русский язык. 1 класс.Тема "Слова отвечающие на вопрос кто?Что?

Урок  русский язык 1 класспо УМК "Перспектива".Тема урока "Слова отвечающие на вопрос кто? Что?". Урок с использованием проблемно-диалогового обучения, частично-поискового метода.В конце урока нп...

Урок русского языка, 1 класс, УМК "Школа России" по теме: "Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?"

Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД....