Программа внеурочной деятельности: «Удивительный мир слов»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Пономарева Оксана Валерьевна

 

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_slov_programma_sdelala_na_kruzhok.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»

Отделение дополнительного образования

«Утверждаю»                                                              

Руководитель ОДО                                                

_______________                                              

Дзамоева И.Р.

_______________________2020 г.                                        

Программа внеурочной деятельности: «Удивительный мир слов», общеинтеллектуальное  направление

Автор программы:  Пономарева Оксана Валерьевна

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20   г., протокол № ____

Председатель ____________        _________

                                  подпись                                       Ф.И.О

                                  Москва - 2020

.

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Программа «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, 2011 г;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания занятий.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах всего 35 часов в год. В 1 классе всего 33 часа в год.

Содержание программы

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1.

Мир полон звуков.

6

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

  • наблюдать за функцией и ударением в слове;
  • контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

2.

Азбука, прошедшая сквозь века.

5

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической

3.

Всему название дано.

5

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

4.

Как делаются слова.

7

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

5.

Секреты правильной речи.

11

наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Планируемые результаты изучения курса.

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного

пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

2 класс.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971

Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007

Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007

Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005

Специфическое сопровождение (оборудование):

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

по плану

фактически

1

06.09.

Мир полон звуков

                                                                                  Звуки вокруг нас.

2

13.09

Фабрика речи.

3

20.09

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

4

27.09

Полоса препятствий.

5

04.10

Рисуем звуками.

6

11.10

Трудности словесного ударения.

7

18.10

Азбука, прошедшая сквозь века.

Буквы старые и новые.

8

25.10

Так считали наши предки.

9

01.11

Страницы древних книг.

10

15.11

Живая и весёлая буква алфавита.

11

22.11

Загадки русской графики.

12

29.11

Всему название дано.

Рождение языка.

13

06.12

Сколько слов в языке?

14

13.12

Имена, имена, имена…

15

20.12

Увлекательные истории о самых простых вещах.

16

27.12

Словари – сокровищница языка.

17

11.01

Как делаются слова.

«Дальние родственники»

18

18.01

Слова «готовые» и «сделанные».

19

25.01

Есть «родители» у слов?

20

01.01

Внимание, корень!

21

14.01

Такие разные суффиксы.

22

21.01

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

23

28.01

Что нам стоит слово построить?

24

07.03

Секреты правильной речи.

Словарное богатство русского языка.

25

21.03

Вместе и врозь.

26

04.04.

Выбираем точное слово.

27

11.04

Одно или много?

28

18.04

Когда у слов много общего?

29

25.04

Когда значения спорят?

30

02.05

Слова одинаковые, но разные.

31

04.05

«Местные жители» и «иностранцы»

32

16.05

«Местные жители» и «иностранцы»

33

20.05

Как рождаются фразеологизмы?

34

23.05

Выбор фразеологизма в речи.

35

30.05

Выбор фразеологизма в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс

Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...

Рабочая программа по организации занятий внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Факультативный курс  «Русское правописание» составлена на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 2 класс....

Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 4 класса

Пояснительная запискаВнеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей: — осознание языка как явления национальной ку...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 4 класса

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.«Удивительный мир слов» - внеуроч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 2 класс

Программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности (общекультурное направление) для 2- х классов....