Технологическая карта и презентация урока по литературному чтению на тему «Согласные звуки [п] и [п’], буквы П, п»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Овчинникова Любовь Владимировна

Цель урока:  формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической

деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при

работе со слогами, словами и предложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx45.55 КБ
Файл prilozhenie_2.docx410.34 КБ
Файл prilozhenie_3_plotniki.docx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Согласные звуки [п] и [п’], буквы П, п»

ФИО учителя: Овчинникова Любовь Владимировна

Место работы: МБОУ "СОШ " с. Объячево, Республика Коми

Должность: учитель начальных классов

Предметная область, УМК: литературное чтение, «Начальная инновационная школа»

Класс: 1 

Тема урока: «Согласные звуки [п] и [п’], буквы П, п»

Тип урока: открытие новых знаний  

Ведущая технология обучения: технология  проблемного обучения

Цель урока:  формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической

деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при

работе со слогами, словами и предложениями.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с буквой П, п; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; плавно читать по слогам с переходом на

чтение целыми словами.

развивающие: развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово); оптимизировать процесс

обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс; способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование,

построение речевых высказываний, поиск способов действий,  самоконтроль).

воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, привитие навыков культурного общения, забота о людях.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;

формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной

задачи;

развитие доброжелательности, внимания к людям.

Предметные УУД:

выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;

распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;

плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

познакомить с заглавной (прописной) и строчной, печатной и письменной буквами П, п;

определять место новой буквы на «ленте букв» и алфавите; соотносить все изученные буквы со звуками; развивать связную речь.

Метапредметные:

Регулятивных УУД:  принимать и сохранять заданную учебную цель;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

действовать по заданному плану;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

контролировать свои действия и действия партнёра во время взаимодействия с учителем и  сверстниками.

Коммуникативных УУД: эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;

учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

слушать и слышать собеседника.

Познавательных УУД: общеучебные – осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению новым знаниям;

строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

логические – осуществление поиска существенной информации; обобщение полученных знаний.

Организация рабочего пространства: фронтальная работа, работа в парах,  групповая работа.

Основные понятия: Звук, гласный, согласный, мягкий, твердый, глухой, звонкий, буква, печатная, письменная, заглавная (прописная),

строчная.

Используемые технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие .

Образовательные ресурсы и оборудование:

- Л.А. Ефросинина, Т.Ю. Шляхтина.  Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

- Ноутбук, проектор, экран.

- Презентация (Приложение №1).

- Сигнальные карточки для самооценки.

- Сундучок (мешочек).

- Набор пластмассовых букв.

- Алфавит.

- Лента букв.

- Звуковые схемы слов (Приложение № 2).

- Красивая буква п.

- Набор для группы мальчиков (Приложение № 3).

- Мел и черный фломастер (для группы девочек).

- Набор для группы девочек (Приложение № 4).

- Карточка с предложениями для программистов (Приложение 5).

- Карточка для писателей (Приложение 6).

- Набор для поваров (Приложение 7)

- Шары для рефлексии.

Описание материала: конспект составлен в соответствии с ФГОС, будет полезен учителям начальной школы.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

 

- Дорогие ребята, сегодня на наш урок пришли гости. Давайте постараемся сделать так, чтобы на уроке мы с вами гордилась собой. Как это сделать?

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Настроенье каково?    

- Все такого мнения?

- Все без исключения!

Итог: Если у всех прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

- Во!

- Да!

- Да!

Личностные  УУД: Формировать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные  УУД: Осуществлять контроль, нацеливать на успешную деятельность, создавать ситуации доверия.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует повторение изученного материала.

Учитель предъявляет изученные буквы и букву «п».

Проводит инструктаж по работе с сигнальными карточками.

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Игровое упражнение «Угадай букву» (сундучок)

СЛАЙД 2

- Определите на ощупь буквы.

- Рассмотрите буквы.

- На какие группы их можно разделить?    

С классом в это время:

- Какие звуки обозначают эти буквы? Назовите.

- Чем отличаются звук от буквы?

- Дайте общую характеристику гласному звуку.

- Что мы можем рассказать?

- Верно.

- Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный?

- Совершенно верно.

- Молодцы! Справились!  

- Если у вас отличное настроение, потому что вы легко справились с моими заданиями, поднимите ЗЕЛЕНУЮ сигнальную карточку.

- Если вам было немного трудно, но вы поняли задание – ЖЕЛТУЮ.

- А если вам было трудно, нужна поддержка учителя или одноклассников, поднимите КРАСНУЮ. - Какая буква из сундучка вызывает у нас затруднение? Почему?

- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока.

СЛАЙД  3

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют букву, называют, прикрепляют на доску.

-Гласные и согласные.

Работа у доски 2 учеников

Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.

Произносят стишок:

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,                    

А еще его сказать.

- Гласный звук можно спеть, потянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды.

Произносят стишок:

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.                      

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

   

- Он не поётся, не тянется, при произношении воздух во рту встречает преграду.

Произносят стишок:

 А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,          

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь. 

Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю.

Буква П, потому что мы ее не учили.

С помощью учителя определяют тему урока. «Буква П»

Знать изученные буквы

Уметь делить буквы на гласные и согласные.

Знать  отличие понятий «звук» и «буква», уметь различать.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации достижения поставленной цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

Организует самооценку, помощь и поддержку.

-Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:

СЛАЙД  4

-познакомиться с … звуком(ами) и с новой …;

-учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

-учиться читать … и … с новой …..

СЛАЙД  5

Цель нашей работы такова:

- познакомиться с новыми звуками и новой буквой;

- учиться отличать новые звуки и букву от других звуков и букв;

- учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

- Зачем нам это надо?

- Ребята, покажите сигнальную карточку своего настроения.

С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.

Делают предположения.

Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: самоопределение.

4. Реализация построенного проекта.

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует работу в парах.

Контролирует выполнение работы, обеспечивает мотивацию выполнения, знакомит учащихся с буквой Пп. Организует учебную деятельность учащихся, добивается полных ответов.          

Предлагает выполнить слого-звуковой анализ и охарактеризовать звуки.

Организует самооценку, помощь и поддержку.

1.Посмотрите на слайд.       СЛАЙД 6

Люди каких профессий  изображены на слайде?

Что объединяет все эти профессии?  

2. Подумайте, название какой  профессии  отличается от всех остальных названий и может быть лишней?

В этом вам помогут звуковые схемы. Поработайте в парах и дайте ответ.    

 Какая профессия может быть лишней?...... –

- Почему? ….

3. Выделение звука из слова.        

- Произнесите первый звук в лишней профессии. Звук [п’]

- В остальных  –  [п].

- Звуки п и п' обозначаются одной буквой П.

-  Вспомните, какие профессии у ваших родителей.

- Встречаются ли среди них профессии на букву П?

- Какой звук обозначает буква П в этой профессии (тв. или мягк.) Место звука в слове (в начале, середине, конце)?                  

4.  Показ буквы. Прикрепляет на доску.

 - Ребята, покажите сигнальную карточку своего настроения.              

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

(Дети называют профессии: повар, полицейский, плотник, писатель, программист).

(Все на букву  П.)

Работают парами.

Выполняют слого-звуковой анализ слов

с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [п], [п’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков.

Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их.

ПРОДАВЕЦ(3), пожарный(3), ПОЛИЦЕЙСКИЙ (4) и др.

Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю.

Уметь выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать; работать  со звуковыми схемами слов.

Умение подбирать слова с новыми звуками, их характеристика.

Определение места в слове.

Знакомство с буквой п.

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

Личностные: познавательная мотивация, интерес к новому, чувство необходимости учения.

5. Первичное закрепление темы.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует  усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Контролирует выполнение работы, обеспечивает мотивацию выполнения.

Организует учебную деятельность учащихся, добивается полных ответов.          

Организует самооценку, помощь и поддержку.

- Для буквы П и [п], [п’]  нужен дом? Кто нам поможет, какая профессия? (плотники) – 1 группа - мальчики

5. На что похожа буква П?

- фоторобот составят кто? (полицейские) – 2 группа – девочки. (учебник с.102 и карточки)       Презентация работ.

1 группа: ПЛОТНИКИ

- Почему дом построили такой? (Цвет(сине-зеленый), глухарь на крыше)

- Объясните. Дайте характеристику звукам. (Согласные,  глухие, твёрдый, мягкий.)  

Проверим по ленте букв.

СЛАЙД 8

2 группа:

ПОЛИЦЕЙСКИЕ  

- Как называется буква?

Сколько фотографий, почему? (4 - две письменные, две печатные)

- Когда нам нужна заглавная буква?

- На что похожа буква П? С какими буквами ее можно спутать?

- Найдем её место в алфавите.          

- Назовите соседей  буквы п.

СЛАЙД 9

- Ребята, покажите сигнальную карточку своего настроения.

- Хорошо поработали, можно и отдохнуть.                                          

 Физминутка  

У кого сейчас такое настроение? Встаньте.

У кого такое настроение? Потопайте.

У кого такое настроение? Похлопайте.

- Сегодня  у нас праздничный урок. Новоселье буквы П.

- На праздник она пригласила и других гостей. Посмотрим, кто к ней пришёл в гости?

СЛАЙД 10

    Слоговая таблица.

- Какие слоги будут сидеть на диванах?

- А на стульях?

- Кто из сказочных героев дружит с каждым слогом?

СЛАЙД 11

Печкин, Пилюлькин, Пятачок, папа Карло, Пикачу, Пончик, синьор Помидор, Пумба.

Для продолжения праздника потребуются следующие профессии.

Загадки про профессии:

- От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас ...

- Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

- С книгой кто в руке? - читатель,

Книги пишет кто для нас?- ...

– Программист проверит компьютер, тогда буква П и её друзья смогут поиграть и посмотреть мультики про сказочных героев

 – Повар накроет стол для гостей.

Писатель прочитает гостям новую сказку.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают предположения.

Работают с учебником.

Выполняют задания на доске и карточках по группам.

Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их.

Прикрепляют на доску печатные и письменные буквы п, объясняют свой выбор.

Прикрепляют на доску исправленные буквы с помощью мела и (или) фломастера.

Работают с алфавитом.

Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю.

Чтение слогов и слов в столбиках

Отгадывают загадки

ПРОГРАММИСТ

ПОВАР

ПИСАТЕЛЬ

Уметь работать с текстом учебника, дидактическим материалом.

Умение работать с лентой букв.

Знакомство  с заглавной (прописной) и строчной, печатной и письменной буквами П, п.

Предупреждение графических ошибок.

Умение работать с алфавитом.

Плавное чтение по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения;

делать выводы в результате совместной работы.

Личностные: самоопределение.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Организовывает выполнение учащимися групповой

самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку;

-организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку, помощь и поддержку.

- Программисты (3 колонка)  раскодируют предложения и удалят вирусы.        

- Писатели (2 колонка) придумают предложение или текст, где все слова на букву П.

- Праздничный стол накроют повара (1 колонка) и узнают любимую сладость буквы П.

Презентация работ.

СЛАЙДЫ 12 - 14

- А какое настроение у вас сейчас, поделитесь.

-Хорошее получилось НОВОСЕЛЬЕ  у буквы П!

Выполняют задание в группах.

Фиксируют  места своего затруднения, исправляют ошибки.

Оценивают свое настроение и сигнализируют учителю.

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведем итоги работы на уроке.

-Какую цель ставили перед собой? 

-Достигли мы цели?

-Назовите тему урока.

-Скажите, что нового вы узнали на уроке?

-Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь в подготовке праздника?

-Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность и подарить П шарик такого же цвета.

- Если на уроке ты чаще поднимал ЗЕЛЕНУЮ сигнальную карточку, то подари  букве  П зеленый шарик.

Если ЖЕЛТУЮ, то  желтый шарик.

Если КРАСНУЮ – красный.

СЛАЙД 15

СПАСИБО!

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали нового на уроке.

(Воздушные шары).

Регулятивные: волевая само-регуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: умения структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

Личностные:

уметь осуществлять самооценку.

Коммуникативные: умения выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности



Предварительный просмотр:

повар -  

полицейский-

плотник -

писатель -

программист-

повар -  

полицейский-

плотник -

писатель -

программист-

повар -  

полицейский-

плотник -

писатель -

программист-        https://gallery.yopriceville.com/var/albums/Frames/White_Window_Frame.png?m=1399676400


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению на тему: "«Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости – твердости. Буквы Т т».

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" 1 класс. Дети познакомятся со звуками [т] [т]\' и буквами  Т, т....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные  звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»...

Урок по литературному чтению по теме: « Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.» УМК Школа России

Тема урока: Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Цель урока: знакомство со звуками [в], [в’], буквой в....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "«Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б»

Материал предназначен для учителей 1 класса УМК "Школа России" при изучении темы "Соглагные звуки   [б], [б'], буквы Б,б....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)

Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....

Урок в 1 классе по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [д], [д\'], буквы Д, д."

Урок в 1 классе по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д."...