Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Игнатова Анна Олеговна
К учебнику : Русский язык:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:  в 2 частях. Часть 2 / [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 5-е изд.,испр.- М. : Вентана- Граф, 2016. – 192с. : ил. : вкл. ; мультимедийный проигрыватель; презентация;рабочая тетрадь, коробки для одуш. и неодуш. сущ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игнатова Анна Олеговна,

учитель начальных классов

Технологическая карта урока

Педагогическое обоснование урока

Тема

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Цель

- познакомить с таким лексико-грамматическим признаком имён существительных, как одушевлённость / неодушевлённость;

-

Задачи

  • Наблюдать за лексическими признаками одушевлённости / неодушевлённости (называют живые или неживые предметы) и грамматическими показателями – совпадение падежных форм в определённых падежах.
  • отрабатывать навыки устной речи учащихся;
  • развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание совершенствовать свои имеющиеся знания, воспитывать взаимовыручки при работе в парах, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; укрепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время; 

Метапредметные:

Позвавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться коллективной работе, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

-формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов;

-формирование умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

- формирование умение выделять особенности грамматических показателей – совпадение падежных форм в определённых падежах.

Основные понятия

Существительное; одушевлённость / неодушевлённость; падеж; склонение.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование

Русский язык:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:  в 2 частях. Часть 2 / [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 5-е изд.,испр.- М. : Вентана- Граф, 2016. – 192с. : ил. : вкл. ; мультимедийный проигрыватель; презентация;рабочая тетрадь, коробки для одуш. и неодуш. сущ.

Организация пространства (работа фронтальная, индивидуальная, в парах)

работа в группе, работа в парах, индивидуальная, фронтальная, в сотрудничестве.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Метод словесный: монолог

1 мин

Добрый день. Сядьте, пожалуйста, те, кто пришел в школу с отличным настроением. Сядьте те, у кого хорошее настроение и т.д.

Выполнять инструкцию

Л.: воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

2.Актуализация знаний

Практический:

-собери пословицу

Словесный:

-беседа

4 мин

Начать наш урок я бы хотела с пословицы, но её необходимо собрать. (Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет) (Приложение 1).

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как её можно связать с обучением в школе? Можно ли сказать, что наши знания, это оружие и если им правильно воспользоваться, то можно добиться многого.

Я не просто так подобрала вам эту пословицу. К какому времени можно её отнести? (Время войны)

Посмотрите на иллюстрации, что их объединяет?

Собирать пословицу

Объяснять смысл пословицы

Отвечать на вопрос

Рассуждать на заданную тему.

Вести диалог с учителем.

П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

К.: строить речевые высказывания.

Л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

3.Постановка учебной задачи

Метод языкового анализа.

Прием:

Устное проговаривание

Приём: «Ассоциативный ряд»

2 мин

Откройте тетради, запишите число, классная работа. С орфографическим проговариванием, вслух. Запишите себе пословицу в тетрадь. Найдите существительные : оружием, врагов. Определите род, падеж, склонение.

Запишем с новой строчки «Слова». На доске слова, ваша задача записать слова, вставляя пропущенные буквы.

Слова: Красная площадь, герой, город, июнь, отечество, столица, товарищ, народ, солдат, Родина.

Проверим вашу работу, возьмите красный карандаш, отметьте правильность выполнения. Покажите на сигнальных карточках как вы справились с работой.

Что объединяет эти слова? Какое событие вам приходит в голову, читая эти слова? Почему в этом ряду слов есть «июнь» (Именно 22 июня 1941 года фасшисты напали на СССР, Это событие: Великая отечественная война 1941-1945) Верно. Именно эту тему хочется затронуть сегодня на уроке русского языка, так как 2020 год объявлен годом памяти и славы 75-летия победы.

Что вы знаете о войне? Какие слова приходят к вам в голову, когда вы слышите слово «война».

Посмотрите на словарные слова, определите, какая часть речи. (Это существительное) На какие группы можно разделить эти слова? (живые и неживые) Как называются слова, отвечающие на вопрос «кто?». На вопрос «что?».

Скажите, какая тема урока будет?

Какие цели поставим перед собой?

Записывать число, классную работу, пословицу.

Определять род, падеж, склонение

Записывать словарные слова, выделять в тетради орфограммы.

Проверять выполненное задание

Рассуждать над поставленной темой.

Осуществлять анализ слов, выделять существенные признаки

Формулировать тему урока, цели.

Р.: умение формулировать тему и цель урока;

П.: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. 

 4.Решение учебной задачи

Метод словесный:

Практический метод: игра «Секретный снаряд»

Приём: синтез

 беседа

Практический метод: упражнение

Метод: использование графически-наглядных пособий: таблица.

Приём: «Концептуальная таблица»

Словесный метод: объяснение

Метод демонстрации

4 мин

4 мин

5 мин

Откройте учебники на стр. 54, прочитаем правило. Правильно мы определили?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Секретный снаряд». У каждого из вас листочек со словом, ваша задача определить род, склонение, затем бросьте в 1 коробку одуш. предметы, во 2 коробку неодуш.. Сверьтесь с доской. Найдите своё слово и оцените свою работу, правильно или не правильно вы определили.

Слова (по количеству детей): мир, труд, пуля, человек, судьба, воин, бой, полководец, солдат, гвоздика, партизан, Сталинград, Россия, знамя, гражданин, товарищ, площадь. жизнь, герой, танк, боец, оружие, генерал, Германия. (Приложение 2)

Составьте предложения с любыми из этих слов, подходящее для нашей теме урока.

Вставьте в пословицу нужное слово: ___ кормит, а лень портит. Какой смысл у этой пословицы? Как она относится к войне? Какое слово вставили? Труд. Скажите пожалуйста, как можно доказать, что слово «труд» –является неодушевлённым?

Для этого нужно выполнить упр. 3 на стр. 54. Поставьте его во мн.число (труды). Поставьте это слово в Им.п., Р.п., В.п. Посмотрите, совпадают ли у вас окончания именительного и винительного падежа? Это признак чего? Неодушевлённости предметов.

А теперь докажем одушевлённость предметов. Отгадайте слово: Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто …(лётчик).

Поставим слово «лётчик» во множественное число, далее поставим слово  в И.п.(есть что? лётчики),Р.п.(нет чего? лётчиков),В.п.(вижу что? лётчиков) Посмотрите на окончания, у каких падежных форм совпадают окончания? (именительный и винительный) – это, ребята, признак неодушевлённости предмета.

Возьмём другое слово, неодушевлённое и во множественном числе.

Динамическая пауза

«Тренировка для солдата»

Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким (поднять руки в стороны, с усилием сгибать руки и выпрямлять в стороны).

Повернитесь-ка лицом, упражнения начнем.

Раз, два – все вдыхаем (глубокий вдох), три, четыре –выдыхаем (глубокий выдох).

Носом вдох, а выдох ртом (повторить упражнение)

Шаг на месте мы начнем (ходьба на месте).

Упражнение начиная, все на месте зашагаем.

Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим!

Очень все любим упражнение: руки к плечам круговые вращения.

Раз –вперед, два –назад, физкультуре каждый рад.

Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети.

Анализировать правило, приходить к общему выводу

Дифференцировать понятия «одушевлённость\неодушевлённость»

Выполнять самопроверку по эталону.

Составлять предложение из слов на заданную тематику.

Рассуждать, вести диалог с учителем.

Ставить слово в множественное число.

Определять падеж.

Выделять признаки неодушевлённости.

Действовать по алгоритму.

Ставить слово в множественное число, определять падеж.

Искать совпадения окончаний разных падежных форм.

Делать вывод.

Повторять движения

Р.: умения планировать свою деятельность в сотрудничестве с учителем; выполнять учебную задачу и оценивать её.

П.: определение границ собственного знания и незнания;

К.:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

К.: участвовать в учебном диалоге.

П.: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

5.Первичное закрепление

Проблемная ситуация

Словесный метод: эвристическая беседа

Практический метод: упражнение

Практический метод: чтение учебника

5 мин

Что мы можем сказать о словах «кукла, снеговик»? Одушевлённые они или нет? Теперь мы умеем доказывать это. Что нужно сделать с этими словами? Поставить во мн.число, а затем в формы И.п.,Р.п.,В.п. и посмотреть, какие окончания совпадают. Итак, работать вы будете в парах. Один из вас ставит в падежные формы слово «кукла», а другой «снеговик». Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания. Покажите на сигнальных карточках. Так какие окончания совпадают? Это признаки, какого существительного? Давайте проверим наши выводы, прочитаем правило из учебника на стр. 56.

Рассуждать, выделять существенные признаки имени существительного одуш. и неодуш.

Осуществлять взаимопроверку

Сверять свой результат с правилом.

К.- общение и взаимодействие (коммуникация) - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод упражнение:

Работа в группах

Приём: Осмысленное чтение; анализ.

Приём анализа результатов выполнения задания

7 мин

1 мин

А теперь мы поработаем в группах. Перед вами текст и задание. Прочитайте задание : Прочитай текст (Приложение 3). Найди два одушевлённых и два неодушевлённых существительных и запиши их в начальной форме. Определите род и склонение этих слов. Выпишите выделенное предложение в тетрадь, и разбери его по членам.

Ответственные, прочитайте текст , а теперь проверим правильность у друг друга. Как вы оцените работу группы? Своей группы? Покажите на сигнальных карточках.

О чем был текст? Какая его главная мысль? Связана ли она с нашей темой?

Слушать инструкцию к выполнению работы в группах.

Осуществлять взаимопомощь, самоконтроль, записывать результат в тетрадь. Разбирать предложение по членам.

П.: ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

7.Включение в систему знаний, повторений

Практический метод:

Составление алгоритма

Приём: интеграция

5  мин

Какие цели урока мы ставили? Итак, как же доказать одушевленность или неодушевлённость предмета, давайте вместе составим алгоритм на примере слова «народ»:

Чтобы определить одушевлённое или неодушевлённое существительное, нужно ___________ (задать вопрос)

Чтобы доказать одушевлённость предмета, нужно сначала поставить слово во _(мн.ч)__ число. Затем поставить слово в (И.п.,Р.п.,В.п.) падежи. Если совпадают__ (Р.п.,В.п.)_ падежи, то слово – одушевлённое.

Чтобы доказать неодушевлённость предмета, нужно сначала поставить слово во _(мн.ч)__  число. Затем поставить слово в (И.п.,Р.п.,В.п.) падежи. Если совпадают_(И.п.,В.п.) падежи, то слово – неодушевлённое.

Слушать

Совместно создавать алгоритм

Проговаривать его соседу.

Р.:

 осуществлять итоговый контроль.

8.Рефлексия деятельности

Самоконтроль

2 мин

А теперь поиграем в снайперов.

У каждого из вас мишень. Сделайте выстрел в каждую часть. Их у вас будет 4. Чем ближе к мишени, тем балл выше и показатель.

Покажите на сигнальных карточках, насколько вы оценили свою деятельность.

Спасибо за урок.

Слушать инструкцию

Анализировать свою деятельность на уроке, определять уровень активности, интереса, новизны, понятности.

Осуществлять самоконтроль

Р.: анализировать собственную работу.

Л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Пояснительная записка

Автор: Игнатова Анна Олеговна, учитель начальных классов.

Предмет: Русский язык

Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые», 3 класс.

Тип: Урок открытия новых знаний.

Программа: «Начальная школа XXI  века», всего 170 ч, в неделю 5 ч.

Учебник: Русский язык:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций:  в 2 частях. Часть 2 / [С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 5-е изд.,испр.- М. : Вентана- Граф, 2016. – 192с. : ил. : вкл.

Аннотация: Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД).

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, групповые, личностно-ориентированные, здоровье - сберегающие технологии.

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. На уроке использовался мультимедийный проигрыватель для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,  работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга. Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Данный урок был тесно связан с личным опытом учащихся, знаниями с предыдущих уроков (связь с темой имя существительное) и дал запас знаний на следующий урок, повествующий об особенностях одушевленных и неодушевленных именах существительных, а также на последующие уроки.

Весь урок был связан с военной тематикой, в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Все слова, предложения, тексты были использованы для активизации уже имеющихся знаний о ВОВ. Сопровождающая тематика позволила  вспомнить события начала Великой Отечественной войны; показать примеры мужества, стойкости нашего народа в военные годы; убедить в необходимости помнить те трагические и героические годы, чтобы не повторить подобной трагедии; формировать представления о воинском долге и верности Отечеству.

Урок начинается с мотивации к учебной деятельности, цель которой  настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Для этого использовалась пословица на тему войны, который сопровождал ребят весь урок.  Следующий этап – актуализация знаний ранее  изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Использовался метод «Сообщающее изложение с элементами проблемности». Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности, создается проблемная ситуация на определенном этапе урока, с тем, чтобы вызвать интерес учащихся к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Выполнялось упражнение на распределение слов по группам, где систематизировались понятия одушевлённости \ неодушевлённости. 

Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос: «Как доказать, что слово труд является неодушевлённым?», где , с помощью таблицы и изменения формы слова, учащиеся наблюдают за признаками неодушевлённых предметов, это совпадение падежных окончаний (И.п. и В.п.)Аналогичная работа проводится с одушевлённым предметом. В ходе данной работы  (Приём: «Концептуальная таблица») формируются и развиваются такие умения: обобщать пройденный материал; сравнивать и анализировать; умение выделять главное и проводить аналогии; создавать целостное представления об изучаемых объектах (одуш.,неодуш. предметы).

На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовалась практическая деятельность  учащихся,  метод наглядности и фронтальная беседа. Учащиеся многократно повторяли основные отличительные особенности одушевлённых и неодушевлённых существительных. Упражнения проводилось с целью отработки алгоритма доказательства одуш.\неодуш. предметов. Далее дети работали в форме групповой работы (6 групп). Ключевым обоснованием для применения групповой работы на уроке являются два непосредственно связанных между собой тезиса:

1.         Групповая учебная деятельность способна существенным образом повысить эффективность процесса обучения.

2.         Групповую форму учебно-познавательной деятельности можно рассматривать как один из способов развития творческой индивидуальности личности.

Завершающим этапом было подведение итогов, оценка учащимися своих результатов учебной деятельности, с занесением в «Мишень».  Рефлексия урока позволила осознать, понять, чему научились учащиеся на уроке, и какие задачи будут решать они на последующих уроках математики.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута поставленная цель.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Автор: Игнатова Анна Олеговна Учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 142 г. Челябинска»

Слайд 2

Лозунг: «Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет»

Слайд 6

Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» Кто? Что? предмет часть речи Склонение Падеж

Слайд 7

мир жизнь труд знамя пуля Германия гвоздика площадь судьба Сталинград бой Россия танк оружие полководец солдат люди партизан воин гражданин товарищ герой боец генерал Неодушевлённые Одушевлённые

Слайд 8

_____кормит , а лень портит. Как доказать, что слово «труд» является неодушевлённым? Труд

Слайд 9

неодушевлённые И.п. мн. ч. (есть) Р.п. мн. ч. (нет) В.п. мн. ч. (вижу)

Слайд 10

неодушевлённые И.п. мн. ч. (есть) труд ы Р.п. мн. ч. (нет) труд ов В.п. мн. ч. (вижу) труд ы Вывод: Во мн.ч. у всех неодушевлённых имён существительных формы И.п. и В.п. совпадают.

Слайд 11

одушевлённые И.п. мн. ч. (есть) Р.п. мн. ч. (нет) В.п. мн. ч. (вижу)

Слайд 12

одушевлённые И.п. мн. ч. (есть) лётчик и Р.п. мн. ч. (нет) лётчик ов В.п. мн. ч. (вижу) лётчик ов Вывод: Во мн.ч. у всех одушевлённых имён существительных формы Р.п и В.п. совпадают.

Слайд 13

Сравни окончания неодушевлённые одушевлённые И.п. мн. ч. (есть) труд ы лётчик и Р.п. мн. ч. (нет) труд ов лётчик ов В.п. мн. ч. (вижу) труд ы лётчик ов

Слайд 14

Проверь у соседа ? ? И.п. мн. ч. (есть) снеговик и кукл ы Р.п. мн. ч. (нет) снеговик ов кукол В.п. мн. ч. (вижу) снеговик ов кукол одушевлённые Отвечает на вопрос ЧТО, но является одушевлённым !

Слайд 15

Слово «народ» неодушевлённое Слово «народ» - одушевлённое или неодушевлённое? Задаём вопрос: Ставим во мн.ч: Совпадают окончания у И.п.,В.п Кто? Народ Народы И.п. – народы Р.п. – народов В.п. - народы

Слайд 16

Снайпер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Урок–Лаборатория Слова (с презентацией). На данном уроке организована исследовательская работа в группах, дети выводят правило грамматического признака одушевлённости. Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. ...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

"Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённыеЦели урока:- формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическомузначению слов;- формир...

Урок русского языка в 3 классе Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённыеТип урока: Урок «открытия» новых знаний.Цель: Создать условия для знакомства с лексико-грамматическим признаком имён существи...

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок разработан в помощь учителям, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" 3 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости и неодушевлённости. Выяснить почему ...