Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему: «Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Курбатова Евгения Владимировна

Данный конспект урока разработан для 3 класса ко всем ведущим учебникам. Конспект поможет развивать умения распознавать имена существительные в творительном и предложном падежах, различать падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx348.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

3 класс

Тема урока: «Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.»

Цель: развивать умения распознавать имена существительные в творительном и предложном падежах, различать падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги.

Предметная задача:

  • Формировать умение определять существительные творительного и предложного падежей.

Метапредметные задачи:

Регулятивная:

  • Учить оцениванию качества и уровня усвоения материала;

Познавательная:

  • Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;

Коммуникативные:

  • Формировать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с синтаксическими нормами русского языка;

Личностные:

  • Воспитывать аккуратность, интерес к предмету, любовь к родному языку

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, класс!

Приветствуют.

Актуализация знаний

Ребята, обратите внимание на экран.

Медь откликается звоном.

Дерево – шумом зелёным.

Корочка хлеба – хрустом.

Дождик – летом грустным.

Буря – рёвом и воем.

Время – башенным боем.

Давайте определим падежи имен существительных.

Молодцы, мы с вами повторили падежи имен существительных.

Медь-Им.п., звоном-Тв.п.

Дерево-Им.п., шумом-Тв.п.

Корочка-Им.п., хлеба Р.п., хрустом-Т.п.

Дождик-Им.П.,летом-Тв.п.

Буря-Им.п., ревом Тв.п, воем-Тв.п.

Время-Им.п., боем-Тв.п.

Определение темы урока

Прочитайте словосочетания. 

Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую карандашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале.

- На какие две группы их можно разделить?

- По каким признакам вы определили падеж имен существительных?

- Какие затруднения вы испытывали при выполнении этого задания?

- Попробуйте определить тему нашего урока.

1гр. – им.сущ. в творительном падеже;

2гр. – им.сущ. в предложном падеже.

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

Путали Тв. и П. падежи им. сущ.

Постановка целей и задач урока и планирование

Сегодня мы с вами вспомним признаки имен существительных в творительном и предложном падежах и поупражняемся в распознавании таких существительных.

Практическая деятельность учащихся

Упражнение 147

Упражнение 149

Упражнение 148

- Открываем учебники на стр. 86 и читаем упр.147.

-Прочитайте стихотворение.

Зябнет липа за окошком,

Выпал иней поутру.

Машет маленькой ладошкой3

Жёлтый листик на ветру.

Перед самою зимой

Он прощается со мной.

-Как его можно озаглавить?

-Назовите словосочетания с выделенными словами. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

-В каком падеже употреблены существительные в этих словосочетаниях?

- Как определили падеж?

-Какое значение имеет творительный падеж в этих словосочетаниях?

Творительный падеж в русском языке может иметь и другие значения: обозначают исполнителя действия (картина нарисована художником), указывает на предмет, с которым совершается действие (играл с братом, разговаривал с учителем).

Еще одно значение давайте прочитаем из учебника на стр. 86 в рубрике «обратим внимание».

Теперь выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Не забудьте обозначить падеж имен существительных в выписанных вами словосочетаниях. (вызываю к доске на каждое словосочетание)

Верно, мы с вами повторили признаки имен существительных в творительном падеже.

Ребята, посмотрите на упражнение 149.

Какие сравнения употребил автор?

С какой целью он их употребил?

Вспомните, как распознать имена существительные в предложном падеже.

https://pp.userapi.com/c837320/v837320996/735b3/F6teYfNfcQA.jpg

(Таблица стр.82)

Почему предложный падеж получил такое название?

-Раньше этот падеж назывался местным. Почему, как вы думаете?

Какие ещё значения имеет предложный падеж? Предложный падеж может иметь и другие значения: место действия (гулять в лесу), орудие действия (играть на рояле), время действия (болеть в детстве) и др. Предложный падеж употребляется только с предлогом.

Мы повторили значение предложного падежа, а теперь спишите стихотворение, указывая падеж имен существительных.

На горе (П.п.) шумит ветла(Им.п.)

На ветле (П.п.) звенит пчела(Им.п.),

Полосатая, как зебра(Им.п.)...

В роще (П.п.) - клёны(Им.п.) и дубравы(Им.п.),

А под ними есть грибы(Им.п.),

Каждый гриб(Им.п.) похож на зонтик(Им.п.).

Ребята, какое значение имеет предложный падеж в данном упражнении?

Мы с вами вспомнили, какое значение имеет предложный падеж, и рассмотрели на конкретных примерах.

Ребята, обратите внимание на упражнение 148.

- Прочитайте словосочетания. Что вы заметили?

- Вспомните, с какими падежами могут употребляться такие предлоги. Посмотрите на доску

- Как будем определять падеж существительных в этих словосочетаниях?

Теперь запишем эти словосочетания, определяя их падеж. (комментированное письмо)

Награда (за что?) за храбрость-В.п.,

Жить (за чем?) за городом-Т.п.,

Пирог (с чем?) с черникой-Т.п.,

Пришёл (с чего?) с завода-Р.п.,

Положил (под что?) под подушку-В.п.,

Рос (чем?) под берёзой-Т.п.

Молодцы, ребята. Мы выяснили, что существительные с одинаковыми предлогами могут употребляться в разных падежах.

Перед зимой

Зябнет (где? За чем?) за окошком, машет (чем?) ладошкой, прощается (перед чем? когда?) перед зимой.

В Тв.п.

По падежному вопросу

Указывает на предмет, который совершает действие (ладошкой), на место совершения действия (за окошком), на время совершения действия (перед зимой)

Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером

Пчела, как зебра

Гриб похож на зонтик

Для передачи главных признаков этих предметов

По вопросу

Не употребляется без предлога

Указывал на место

Времени, а так же предмета, о котором идёт речь. Основное значение предложного падежа — указание на предмет высказывания или мысли думать о Родине, говорить о друге

Указывает на место

Существительные имеют одинаковые предлоги

По падежному вопросу

Осуществление контроля

Ребята, вот вы и научились отличать существительные в творительном и предложных падежах. Теперь взгляните на экран. Найдите существительные, которые употреблены в предложном падеже.

С давних времён люди мечтали о полёте в космос. В сказках, в песнях, в мечтах человек давно побывал на Луне, и на Солнце, и на далёких звёздах. И вот в 1961 году Юрий Гагарин на корабле «Восток» впервые побывал в космосе.

А теперь я вам предлагаю найденные существительные употребить в творительном падеже.

Верно! Вы нашли все существительные, которые употреблены в предложном падеже и сами поставили найденные существительные в творительный падеж.

- По каким признакам можно распознать имена существительные в творительном падеже?

- С каким падежом могут ещё употребляться предлоги на, в, о?

Назовите слова автомобиль, багаж, вагон и газета сначала в творительном падеже, затем в предложном.

Полетом, сказками, песнями, мечтами, Леной, Солнцем, звездами, кораблем, космосом

По падежным вопросам

Кем? Чем?

Предложным

Автомобилем, багажом, вагоном, газетой

Автомобиле, багаже вагоне, газете

Домашнее задание

Упр.150 стр.87.

Ваша задача выписать словосочетания с каждым выделенным именем существительным и указать падеж имен существительных. Выполняя домашнюю работу, ориентируйтесь на образец, данный под упражнением.

Подведение итогов урока

Верно! Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Теперь я вам раздам карточки с пушистиками. Ваша задача раскрасить того пушистика, который соответствует вашему настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Правописание о,ё в окончаниях имен существительных"

Мы под ударением пишем, Без сомненья то, что слышим. Ну, конечно, букву о Если звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напишисмелее букву е....

Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".

Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"

Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зим...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, Школа России, "Правописание предлогов с именем существительным."

Конспект урока по русскому языку, 2 класс, Школа России, "Правописание предлогов с именем существительным."...

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

Урок презентация для 4 класса. Цель: развивать умения распознавать имена существительные в Т.п., П.п....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."

Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."

Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Содержит методы и приемы  формирования функциональной грамотности учащихся. Форма работы - групповая....