Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему: «Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный конспект урока разработан для 3 класса ко всем ведущим учебникам. Конспект поможет развивать умения распознавать имена существительные в творительном и предложном падежах, различать падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 348.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
3 класс
Тема урока: «Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.»
Цель: развивать умения распознавать имена существительные в творительном и предложном падежах, различать падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги.
Предметная задача:
- Формировать умение определять существительные творительного и предложного падежей.
Метапредметные задачи:
Регулятивная:
- Учить оцениванию качества и уровня усвоения материала;
Познавательная:
- Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;
Коммуникативные:
- Формировать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с синтаксическими нормами русского языка;
Личностные:
- Воспитывать аккуратность, интерес к предмету, любовь к родному языку
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте, класс! | Приветствуют. |
Актуализация знаний | Ребята, обратите внимание на экран. Медь откликается звоном. Дерево – шумом зелёным. Корочка хлеба – хрустом. Дождик – летом грустным. Буря – рёвом и воем. Время – башенным боем. Давайте определим падежи имен существительных. Молодцы, мы с вами повторили падежи имен существительных. | Медь-Им.п., звоном-Тв.п. Дерево-Им.п., шумом-Тв.п. Корочка-Им.п., хлеба Р.п., хрустом-Т.п. Дождик-Им.П.,летом-Тв.п. Буря-Им.п., ревом Тв.п, воем-Тв.п. Время-Им.п., боем-Тв.п. |
Определение темы урока | Прочитайте словосочетания. Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую карандашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале. - На какие две группы их можно разделить? - По каким признакам вы определили падеж имен существительных? - Какие затруднения вы испытывали при выполнении этого задания? - Попробуйте определить тему нашего урока. | 1гр. – им.сущ. в творительном падеже; 2гр. – им.сущ. в предложном падеже. Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? Путали Тв. и П. падежи им. сущ. |
Постановка целей и задач урока и планирование | Сегодня мы с вами вспомним признаки имен существительных в творительном и предложном падежах и поупражняемся в распознавании таких существительных. | |
Практическая деятельность учащихся Упражнение 147 Упражнение 149 Упражнение 148 | - Открываем учебники на стр. 86 и читаем упр.147. -Прочитайте стихотворение. Зябнет липа за окошком, Выпал иней поутру. Машет маленькой ладошкой3 Жёлтый листик на ветру. Перед самою зимой Он прощается со мной. -Как его можно озаглавить? -Назовите словосочетания с выделенными словами. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. -В каком падеже употреблены существительные в этих словосочетаниях? - Как определили падеж? -Какое значение имеет творительный падеж в этих словосочетаниях? Творительный падеж в русском языке может иметь и другие значения: обозначают исполнителя действия (картина нарисована художником), указывает на предмет, с которым совершается действие (играл с братом, разговаривал с учителем). Еще одно значение давайте прочитаем из учебника на стр. 86 в рубрике «обратим внимание». Теперь выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Не забудьте обозначить падеж имен существительных в выписанных вами словосочетаниях. (вызываю к доске на каждое словосочетание) Верно, мы с вами повторили признаки имен существительных в творительном падеже. Ребята, посмотрите на упражнение 149. Какие сравнения употребил автор? С какой целью он их употребил? Вспомните, как распознать имена существительные в предложном падеже. (Таблица стр.82) Почему предложный падеж получил такое название? -Раньше этот падеж назывался местным. Почему, как вы думаете? Какие ещё значения имеет предложный падеж? Предложный падеж может иметь и другие значения: место действия (гулять в лесу), орудие действия (играть на рояле), время действия (болеть в детстве) и др. Предложный падеж употребляется только с предлогом. Мы повторили значение предложного падежа, а теперь спишите стихотворение, указывая падеж имен существительных. На горе (П.п.) шумит ветла(Им.п.) На ветле (П.п.) звенит пчела(Им.п.), Полосатая, как зебра(Им.п.)... В роще (П.п.) - клёны(Им.п.) и дубравы(Им.п.), А под ними есть грибы(Им.п.), Каждый гриб(Им.п.) похож на зонтик(Им.п.). Ребята, какое значение имеет предложный падеж в данном упражнении? Мы с вами вспомнили, какое значение имеет предложный падеж, и рассмотрели на конкретных примерах. Ребята, обратите внимание на упражнение 148. - Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? - Вспомните, с какими падежами могут употребляться такие предлоги. Посмотрите на доску - Как будем определять падеж существительных в этих словосочетаниях? Теперь запишем эти словосочетания, определяя их падеж. (комментированное письмо) Награда (за что?) за храбрость-В.п., Жить (за чем?) за городом-Т.п., Пирог (с чем?) с черникой-Т.п., Пришёл (с чего?) с завода-Р.п., Положил (под что?) под подушку-В.п., Рос (чем?) под берёзой-Т.п. Молодцы, ребята. Мы выяснили, что существительные с одинаковыми предлогами могут употребляться в разных падежах. | Перед зимой Зябнет (где? За чем?) за окошком, машет (чем?) ладошкой, прощается (перед чем? когда?) перед зимой. В Тв.п. По падежному вопросу Указывает на предмет, который совершает действие (ладошкой), на место совершения действия (за окошком), на время совершения действия (перед зимой) Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером Пчела, как зебра Гриб похож на зонтик Для передачи главных признаков этих предметов По вопросу Не употребляется без предлога Указывал на место Времени, а так же предмета, о котором идёт речь. Основное значение предложного падежа — указание на предмет высказывания или мысли думать о Родине, говорить о друге Указывает на место Существительные имеют одинаковые предлоги По падежному вопросу |
Осуществление контроля | Ребята, вот вы и научились отличать существительные в творительном и предложных падежах. Теперь взгляните на экран. Найдите существительные, которые употреблены в предложном падеже. С давних времён люди мечтали о полёте в космос. В сказках, в песнях, в мечтах человек давно побывал на Луне, и на Солнце, и на далёких звёздах. И вот в 1961 году Юрий Гагарин на корабле «Восток» впервые побывал в космосе. А теперь я вам предлагаю найденные существительные употребить в творительном падеже. Верно! Вы нашли все существительные, которые употреблены в предложном падеже и сами поставили найденные существительные в творительный падеж. - По каким признакам можно распознать имена существительные в творительном падеже? - С каким падежом могут ещё употребляться предлоги на, в, о? Назовите слова автомобиль, багаж, вагон и газета сначала в творительном падеже, затем в предложном. | Полетом, сказками, песнями, мечтами, Леной, Солнцем, звездами, кораблем, космосом По падежным вопросам Кем? Чем? Предложным Автомобилем, багажом, вагоном, газетой Автомобиле, багаже вагоне, газете |
Домашнее задание | Упр.150 стр.87. Ваша задача выписать словосочетания с каждым выделенным именем существительным и указать падеж имен существительных. Выполняя домашнюю работу, ориентируйтесь на образец, данный под упражнением. | |
Подведение итогов урока | Верно! Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Теперь я вам раздам карточки с пушистиками. Ваша задача раскрасить того пушистика, который соответствует вашему настроению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Правописание о,ё в окончаниях имен существительных"
Мы под ударением пишем, Без сомненья то, что слышим. Ну, конечно, букву о Если звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напишисмелее букву е....
Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".
Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"
Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зим...
Конспект урока по русскому языку, 2 класс, Школа России, "Правописание предлогов с именем существительным."
Конспект урока по русскому языку, 2 класс, Школа России, "Правописание предлогов с именем существительным."...
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах
Урок презентация для 4 класса. Цель: развивать умения распознавать имена существительные в Т.п., П.п....
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."
Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая....
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."
Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Содержит методы и приемы формирования функциональной грамотности учащихся. Форма работы - групповая....