Письмо буквы б.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тема урока: Письмо буквы  б. 
Цель: научить писать строчную  б; слоги, слова, предложения с буквой  б
Знать: написание строчной  б;   элементы новой буквы, виды соединений при написании слогов и слов.
Понимать: отличие печатной буквы б от письменной  буквы б
Применять: уметь писать элементы изученных букв, применять правила записи предложения.
Анализ: аналитическое восприятие буквы б, анализ соединений в слогах ба, бу,бе,  и анализ предложения Там прыгала белка, слого-звуковой анализ слов барсук, баран.
Синтез: практическое конструирование буквы б, письмо  по воздуху с тактированием, самостоятельная   работа – письмо буквы, слогов, слов, списывание предложения с буквой б.
Оценка: оценка умения писать букву б для применения в письменной речи.
 
Средства обучения: пособие «Прописи» В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова 
Литература: Н.А.Агаркова «Русская Графика», пособие «Как грамотно учить  писать» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_bukvy_b.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление доски

1.      ---------------

2. К доске прикрепляю две карточки: «б» (печатная), «б» (письменная)

  • Составляющие элементы буквы «б» (два  элемента)

3. Разлиновка для слогов ба, бе, бу  на доске

4. Карточки со схемой предложения «Там прыгала белка» (Представлена на доске в хаотичном порядке)

5 .  Листы рефлексии

Тема урока: Письмо буквы  б.

Цель: научить писать строчную  б; слоги, слова, предложения с буквой  б

Знать: написание строчной  б;   элементы новой буквы, виды соединений при написании слогов и слов.

Понимать: отличие печатной буквы б от письменной  буквы б

Применять: уметь писать элементы изученных букв, применять правила записи предложения.

Анализ: аналитическое восприятие буквы б, анализ соединений в слогах ба, бу,бе,  и анализ предложения Там прыгала белка, слого-звуковой анализ слов барсук, баран.

Синтез: практическое конструирование буквы б, письмо  по воздуху с тактированием, самостоятельная   работа – письмо буквы, слогов, слов, списывание предложения с буквой б.

Оценка: оценка умения писать букву б для применения в письменной речи.

Средства обучения: пособие «Прописи» В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова

Литература: Н.А.Агаркова «Русская Графика», пособие «Как грамотно учить  писать» (студентка Тумольская Е., руководитель – Лабинская Т.А.)

План проведения урока (35 мин)

  1. Организационный момент: проверить подготовку к уроку, объявить тему, поставить цель.(1,5 мин)
  2. Повторение материала, изученного на уроке чтения (2 мин.)
  3. Составление рассказа по рисунку (иллюстрации). (2 мин)
  4. Сравнение печатной и письменной букв, анализ элементов буквы б (1 мин.)
  5. Подготовка руки к письму (2 мин.)
  6. Обучение письму  новой буквы(5 мин.)
  7. Обучение письму соединений (3 мин.)
  8. Обучение письму слов (3 мин.)
  9. Обучение письму предложений (4 мин.)
  10. Упражнения на закрепление (5 мин.)
  11. Обобщение (4 мин.)
  12. Итог урока. (1 мин)
  13. Рефлексия.(1  мин)
  14. Организованный конец урока (0,5 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Асма Эльбрусовна, и сегодня я проведу у Вас урок письма. Но перед тем как мы начнём с Вами наш урок, проверьте, пожалуйста, что именно должно лежать на Ваших партах: это должен быть простой карандаш, цветные карандаши, ручка, прописи. Итак, начнём. Тема урока: написание строчнОй буквы б. Давайте вместе  сформулируем цель (научиться писать букву, соединения с этой буквой в слогах и словах).

  1. Повторение  

Загадки на букву б.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел (Бабочка) 

Держит две косички. (Бантик)

Сверху кожа, снижу тоже,

А в середине пусто. (Барабан)

Заплелись густые травы,

 Закудрявились луга,

Да и я сам весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран) 

На поляне лесной,

 Под могучей сосной

Старый старичок,

 На нем бурый колпачок

 Колпачок на бочок (Белый гриб) 

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блин)

 Ребята, какие звуки Вы изучили на прошлом уроке чтения?

Д: Звуки [б], [б’]

У:  Чем похожи эти звуки?

Д: Это согласные звуки

У: В чем различие звуков [б], [б’]?

Д: Звук [б]  твёрдый, а звук [б’]  мягкий

У: Ребята, а какой буквой обозначаются на письме звуки [б], [бь]?

Д: Буквой Б, б

У: Зачем нам нужны две буквы?

Д: Заглавную букву Б мы используем для того, чтобы писать названия городов, имена людей, клички животных, начало предложения всегда пишется с большой буквы, а строчную букву б мы используем для написания слогов, слов и предложений.

У: Правильно. Ребята, на уроке чтения Вы изучили печатную букву Б, б. Объясните, в чем различие печатной и письменной буквы Б, б?

Д: Печатная буква Б, б используется при печатании книг, газет. А письменная  буква Б, б используется при написании слов.

3. Составление рассказа по рисунку

У: Ребята, откройте, пожалуйста, прописи на странице 12. Давайте рассмотрим с Вами иллюстрацию в правом нижнем углу. Кто изображён на картинке?

Д: Белка

У: Что бы Вы ещё могли рассказать про эту белочку?

Д: Ответы детей.

      4. Сравнение печатной и письменной букв, анализ элементов буквы б (3 мин.)

У: Обратите внимание на букву.. Какая эта буква Б: печатная или письменная?

Д: Это строчная, письменная буква б

У: Почему Вы так решили?

Д: Потому что строчная письменная буква б  отличается от строчной печатной буквы б тем, что она другая по написанию: в написании мы будем использовать плавные линии, линии с закруглениями, прямые линии (аналитическое восприятие).

У: Правильно. Каждая письменная буква состоит из определённых элементов или элемента.  Письменная буква б состоит из  двух элементов - овал, наклонная линия с закруглением вправо. Давайте составим букву из этих элементов  (практическое конструирование)

5. Подготовка руки к письму

Для начала давайте вспомним,  при письме – нужно сидеть  ровно.

Тетрадь с наклоном положу,

 Ручку правильно держу,

    Сяду прямо, не согнусь.

    За работу я возьмусь.

6. Обучение письму  новой буквы

Сейчас мы с вами будет учиться писать строчную букву б. Но сначала, давайте назовем букву. А теперь обратите внимание на доску, я покажу вам, как грамотно, без ошибок надо писать букву:

Начинаю выше нижней линии,  слева направо писать полуовал, коснувшись нижней линии, поднимаю полуовальную линию вверх, закругляем  и  прямую наклонную линию с плавным поворотом вправо.

- показать на доске под счет – и-раз-и два  (тактирование)

- показать в воздухе, стоя к классу спиной

У: Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре-руки шире.

Пять-руками помахать.

Шесть-за парту тихо сесть.

Ребята, помните, во время написания сидите ровно, красиво, тетрадь положите правильно, а главное – не спешите. Найдите в прописях первую строчку со строчной буквой и пропишите первые 3 буквы.

Дети начинают обводить строчную букву (копирование)

Дети пишут строчную букву т в прописях 3 раза (я хожу по классу и смотрю, нет ли ошибок). Если ошибок нет, дети пишут букву до конца строки.

Итог: научились писать букву б.

7. Обучение письму соединений

У: Сейчас давайте посмотрим дальше.  Что мы видим?

Д: Слоги.

У: Что с ними нужно сделать?

Д: Прочитать и написать.

У: Верно. Давайте прочитаем с Вами слоги.

У: Мы прочитали слоги - слияния. Пора написать их. Как правильно написать две буквы в соединении?

Д: Не отрывая руки, без отрыва

У: Сейчас я Вам покажу, как правильно написать эти слоги – слияния. Всё внимание на доску.

Показываю написание слога- слияния БА, БУ,БЕ ( каждый слог по отдельности)

БА - Начинаю выше нижней линии,  слева направо писать полуовал, коснувшись нижней линии, поднимаю полуовальную линию вверх, закругляем  и  прямую наклонную линию с плавным поворотом вправо и верхним соединением пишем слева направо полуовальные линию, коснувшись нижней линии, поднимаем вверх, закругляю влево, коснувшись верхней линии, опускаем вниз, «закрываем» овал и желаем повтор в нижней части овала.

БЕ - Начинаю выше нижней линии,  слева направо писать полуовал, коснувшись нижней линии, поднимаю полуовальную линию вверх, закругляем  и  прямую наклонную линию с плавным поворотом вправо и верхним соединением начинаем ниже середины строки, снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо; не доходя до верхней линейки, делаем закругление влево, коснувшись верхней линейки, спускаем полуовальную линию вниз, пересекаем плавную линию; закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.

БУ - Начинаю выше нижней линии,  слева направо писать полуовал, коснувшись нижней линии, поднимаю полуовальную линию вверх, закругляем  и  прямую наклонную линию с плавным поворотом вправо и верхним соединением вниз опускаем прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, коснувшись ее, линию ведем до верхней линии, отклоняясь вправо , вниз опускаем прямую ,не доходя до дополнительной линии, делаем закругление влево, коснувшись дополнительной линии, ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке.

- показ с комментированием:    пишу букву б и верхним соединение соединяю с буквой а (аналогично: бу, бе).

У: Теперь нашли место начала письма в прописях.  Ребята, обратите внимание, при написании всех  слогов  мы используем верхнее соединение. А теперь попробуйте самостоятельно написать эти слоги. Начинаем писать.

Дети начинают писать слоги .

Итог: научились писать слоги.

         8. Обучение письму слов

У: Прочитайте слово, которые вы увидите ниже.

Д: Бусы

У: Что обозначают эти слова?

Д: Это украшение

У: Надеваемое на шею украшение в виде нанизанных на нитку шариков или мелких предметов иной формы.

У: Напишем эти слова в прописях. Внимательно смотрим на доску, я покажу Вам как правильно, без ошибок написать слово бусы. Анализ соединений букв (все соединения верхние)

- находим место начала письма в прописях

- показываю последовательность написания слова с  комментированием: пишу букву б потом верхнее соединение с буквой у и верхнее соединение с буквой с и верхним соединением с буквой  ы

(БУСЫ - Начинаю выше нижней линии,  слева направо писать полуовал, коснувшись нижней линии, поднимаю полуовальную линию вверх, закругляем  и  прямую наклонную линию с плавным поворотом вправо и верхним соединением вниз опускаем прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, коснувшись ее, линию ведем до верхней линии, отклоняясь вправо , вниз опускаем прямую ,не доходя до дополнительной линии, делаем закругление влево, коснувшись дополнительной линии, ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке, верхним соединением справа налево прописываем закругление ,коснувшись верхней линии, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линии и верхним соединением вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линии, делаем закругление вправо,коснувшись ее, поднимаем полуовальную линию вверх, закругляем влево на середине строки, «закрываем овал» на прямой, продолжаем до верхней линии отклоняя вправо, вниз опускаем прямую не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, коснувшись ее.)

-предупреждаю ошибки

-напишу слово полностью на доске

Дети пишут сначала слово бусы. Прохожу по рядам, проверяю написанное.

Итог: научились писать слова с буквой б.

У: Ребята, посмотрите в прописи, и Вы увидите две схемы. Давайте соотнесём схемы слов и слова. Какое слово подходит к первой схеме?

Д: Слово барсук.

У: Кто такой барсук?

Д: Это животное

У: Почему Вы решили, что слово барсук подходит именно к первой схеме?

Д: Потому что в этом слове  два слога

У: Почему в слове  два слога?

Д: Потому что в слове два гласных звука [«а» и «у»]

У: Какой слог ударный, позови слово?

Д: «Баарсук» -  первый слог ударный.

У: Как называется  первый слог?

Д: Первый слог  «Бар» – это слог – слияние  согласного, твёрдого, звонкого  звука [б] с гласным звуком [а]и твердого согласного звука [р]

У: Назови второй слог.

Д: Второй слог «сук»

У: Из чего состоит  этот слог?

Д: Слог «сук » - состоит из  слияния согласного  глухого  звука [с] с гласным звуком [у] и с  твёрдого согласного звука  [к] вне слияния.

У: Каким цветом в схеме мы обозначим твёрдый согласный звук:

Д: Синим цветом

У: Правильно. Ребята, а сейчас возьмите в руки синий карандаш и закрасьте в схеме слова барсук   твёрдый согласный звук [б],  твёрдый согласный звук [р] и [с] твёрдый согласный звук  [ к ] вне слияния.

9. Обучение письму предложений.

У: Ребята, вы хорошо справились со слого – звуковым анализом слов.

Физминутка

Мы писали, мы писали,

А потом все дружно встали.

Ручками захлопали - раз, два, три.

Ножками затопали  -раз, два, три.

Повернулись влево,

 Повернулись вправо.

Три, четыре – плечи шире,

          Пять, шесть – тихо сесть.

Давайте теперь прочитаем предложение и научимся его писать.

Кто сможет прочитать?

Кто-нибудь из детей попробует прочитать предложение «Мы были в парке.»

У: Давайте определим, сколько в этом предложении слов?

Д: В этом предложении 5 слов.

У: Прочитайте 1 слово, 2 слово, 3 слово, 4 слово, 5 слов.  Мы доказали, что ответили верно.

У: Какую особенность Вы успели заметить в нашем предложении?( В предложении пропущены слова)

У: Как называется эта запись?

Д: Это предложение, но в нём пропущены слова.

У: Давайте на месте пропусков запишем слова.

Дети дописывают в предложение «Мы были в парке»

У: Повторим правила написания предложения. Кто сможет назвать первое правило?

Д: Первое слово пишем с заглавной буквы

У: Кто сможет назвать второе правило?

Д: Все слова в предложении пишем отдельно друг от друга

У: Кто скажет третье правило?

Д: В конце каждого предложения ставим точку или другой знак (? !).

У: Верно. Молодцы, ребята!

Давайте составим схему к нашему предложению. Кто хочет выйти к доске?

Один ребёнок выходит к доске и начинает составлять схему.

У: Не забудь о трёх правилах написания предложения, которые мы только что вспомнили.

Ребёнок составляет схему предложения.

У: В конце стоит восклицательный знак. Что он показывает?

У: Давайте ещё  раз прочитаем предложение. Кто прочитает выразительно?

Учащиеся читают предложение.  Сравнить: у кого получилось прочитать выразительно.

10. Упражнения на закрепление.

1. На доске карточки со словами: Там прыгала белка.

  Составьте предложение.

(Составление предложения: "Там прыгала белка.")

Объяснение, почему слово «там» написано с заглавной буквы.

Д: Ответы детей.

2. Домашнее задание. Попытайтесь самостоятельно написать это предложение письменно.

11. Обобщение

У: Ребята, я очень довольна вами. Наш урок подходит к концу, давайте еще раз повторим главное:

У: Какую букву мы учились писать?

Д: Строчную букву б

У: В чем отличие строчной письменной  буквы б  от печатной буквы б?

Д: Отличие в написании: строчная более красивая, при её написании мы используем три элемента; печатная бука б используется для печатания

У: Какое  соединение мы с Вами использовали, когда писали слоги?

Д: Верхнее соединение

У: Вспомните 3 правила написания предложения

Д: 1) Первое слово пишем с большой буквы

2) Все слова в предложении пишем отдельно

3) В конце каждого предложения ставим точку или другой знак препинания.

               12.Подведение итогов урока.

   У: Назовите тему урока.

  У: Какую цель мы вместе поставили в начале урока?

 У: Как вы считаете, цель достигнута? Докажите.

 Покажите мне свои прописи (дети поднимают прописи и показывают мне).

У: Вы научились писать письменную строчную букву б , слоги и слова с этой буквой. Вспомнили материал, который изучили на уроке чтения. Особенно активно работали (поднимаю тех, кто хорошо выполнил работу в прописи)

Спасибо Вам, ребята, за хорошую работу.

13.Рефлексия.

Выберите смайлик, которые лежат на партах.  который выражает ваше настроение в течение урока.

Закончите предложение:

 « У меня хорошее настроение, потому что…» (все получалось)

« У меня не все получалось, но…» (я старался)

« Я дома потренируюсь, и у меня…» (все получится)

  1. Организованный конец урока: «Встаньте, подравняйтесь. Урок окончен. До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Открытый урок письма "Письмо прописной буквы Р"

Урок для 1 класса, система развивающего обучения Л.В.Занкова...

Презентация урока письма."Письмо строчной буквы а" УМК "Перспектива 1 класс"

УМК "Перспектива" .Урок письма в 1 классе по теме: "Письмо строчной буквы а"...

Открытый урок по письму на тему: Письмо строчной буквы т. Письмо слогов с буквой т.

Формирование навыка письма, разбор изучаемой буквы, ее письмо, составление и запись слогов....

Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.

Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить....

Конспект урока обучения письму "Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо)." (УМК Школа России, 1 класс)

Тема: Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).Цели деятельности учителя: формирование первоначального графическ...