Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок изучения нового материала.

Цель - учить выявлять отличия в орфографическом оформлении имён существительных собственных и нарицательных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта29.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс

2 а

Учитель

Родионова Ирина Николаевна

Дата проведения

23. 01. 16

Тема урока

Собственные и нарицательные имена существительные.

Цель:

- учить выявлять отличия в орфографическом оформлении имён существительных собственных и нарицательных

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Повторить ранее изученный материал об имени существительном;

- Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных имён существительных;

- Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

- Воспитывать любовь к родному языку.

Регулятивные

-Организовывать деятельность на уроке;

- Высказывать своё предложение на основе учебного материала;

- Отличать верно выполненное задание от неверного;

- Давать оценку своей деятельности на уроке и одноклассникам.

Познавательные

- Отличать новое от уже изученного;

- Добывать новые знания;

- Находить ответы на вопросы;

- Использовать учебник, свой жизненный опыт.

Коммуникативные

- Слушать и понимать речь других;

- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

- Формировать диалогическую и монологическую речь;

- Положительное отношение к учёбе и к своим знаниям.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация, компьютер, проектор.

Организационная структура урока

 

Основные этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Действия учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Стали ровно, дружно

Улыбнуться всем нам нужно.

А теперь тихонько сядем

И работать начинаем.

Проверяем готовность к уроку

Актуализация знаний УУД в начале урока

Повторение системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.

- А сейчас, откроем тетради, подпишем число и вид работы (классная).

- Посмотрите на слова:

Лес, крот, врач, телефон, снег, ребята, сорока.

- Что общего у данных слов?

- Сейчас мы проверим, что вы уже знаете об именах существительных. Блиц – опрос.

- Молодцы!

- Вернёмся к словам. На какие 2 группы можем их разделить.

- Распределите.

- Какая буква есть во всех одушевлённых существительных?

- Вспомним, как она пишется.

- Подчеркните самую красивую.

23 января.

Классная работа.

Это имена существительные.

1. Имя существительное относится к служебным частям речи.

2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.

3. Имя существительное обозначает признак предмета.

4. Имя существительное обозначает предмет.

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?.

7. Имя существительное изменяется по лицам и числам.

8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.

9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

Одушевлённые/ неодушевлённые имена существительные.

Задают вопросы.

Буква Р.

Прописывают. Подчёркивают.

Постановка цели урока

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока.

 - Запишите одним словом:

  1. Синоним к слову «дела».
  2. Множественное число от слова «ребёнок».
  3. Столица нашей страны.
  4. Маленькая серо – коричневая птичка, живущая вблизи домов.
  5. Сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке.

- Что объединяет эти слова?

- Какое слово лишнее. Почему?

- О чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Какова цель нашего урока?

- В русском языке для этих существительных давно придуманы названия.

- Молодцы!

Собственные  называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными  и пишутся со строчной буквы

Работа

Ребята

Москва

Воробей

Тетрадь

Это существительные, словарные слова.

Москва, так как оно пишется с заглавной буквы.

Ответы.

Собственные и нарицательные.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, первичное закрепление

- Посмотрите на слайд.

- Какие из этих слов имена нарицательные?

- А какие собственные?

- Как вы это определили?

- Что могут называть имена собственные?

- Откроем учебники на стр. 15. Прочитаем правило и запомним его.

- Послушайте стихотворение Измайлова о большой  букве.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто.

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, Ладожское озеро, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.

Ответы.

  • Имена, фамилии, отчества
  • Имена  сказочных героев
  • Названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор, то есть  географические  названия.

Работа с правилом.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу

- Выполним упражнение 23 на стр. 16

 

Выполнение у доски и в тетрадях.

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы (физминутка, гимнастика для глаз, гимнастика для пальчиков рук и т.п.)

Физкультминутка

Выполнение упражнений.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных или практических задач

- Объединимся в группы. На партах у вас карточки. Подберите к именам нарицательным собственные имена существительные.

 - Слушаем группы.

- Молодцы!

Карточка

поэт _______________

мальчик _____________

девочка ______________

город __________________

страна _________________

кот _________________

улица __________________

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы

- Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.
Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.
Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое.

- Оцени  свою  работу  на  уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок):

- если  было  легко  и  интересно – нарисуй  солнышко;

- если  было  немного  трудно, но  интересно – нарисуй  солнышко  с  облаком;

- если  было  трудно  и  непонятно – нарисуй  тучку.

Диагностические карты.

Оценивают свою работу.

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

- Закончите предложения:

Урок помог мне ….

Для меня было сложным …..

Мне понравилось …..

- А я бы хотела отметить работу учеников … .

Ответы.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Формирование умения учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

- Домашнее задание. Стр. 15 (выучить правило),

- Всем спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

                                                 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Фамилия  Имя____________________________        ________________________                

Выбери  и  выполни  любое  понравившееся  задание

1  задание:

Прочитай  текст. Подчеркни  имена  собственные.

                                           Москва.

       Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.

       Город лежит на холмах. В  центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России.

2  задание:

Прочитай  предложения. Определи  с  заглавной  или  строчной  буквы  пишутся  выделенные  слова. Подчеркни  нужную  букву.

Я  живу  в  (П, п) осёлке   (М, м) едвенка. Вместе  со  мной  живут  (К, к) ошка  (М, м) урка  и  (П, п) ес  (Д, д) ружок. А ещё у нас есть (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой.

3  задание:

Придумай  и  запиши  своё  предложение, чтобы  в  нём  было  имя  собственное.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка

поэт _______________

мальчик _____________

девочка ______________

город __________________

страна _________________

кот _________________

улица __________________

Карточка

поэт _______________

мальчик _____________

девочка ______________

город __________________

страна _________________

кот _________________

улица __________________

Карточка

поэт _______________

мальчик _____________

девочка ______________

город __________________

страна _________________

кот _________________

улица __________________

Карточка

поэт _______________

мальчик _____________

девочка ______________

город __________________

страна _________________

кот _________________

улица __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...