Рабочая программа по русскому языку 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс)

Светлана Михайловна Цупикова

Рабочая программа по русскому языку  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»

для  учащихся 2 класса

 

   

Пояснительная записка

Русский язык

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе разработана на основе:

  • Федерального   государственного    образовательного     стандарта    начального общего образования (утвержден  приказом Министерства  образования и науки РФ от 06 октября 2009 года  № 373 (зарегистрирован   Минюстом России 22 декабря  2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения  приказами  Министерства  образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован   Минюстом России  04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в  Минюсте 12 декабря 2011года № 22540),  источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ 
  • Примерной  основной  образовательной   программы   образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012
  • Рабочей программы. Русский язык. Сборник рабочих программ. «Школа России».М.: Просвещение, 2011.
  • Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: рабочие программы.1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 2 класс . М.: «Просвещение»,2012г.,

Рабочая программа сопровождается УМК:

1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2019

2. Канакина В.П., .Г.Горецкий Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Русский язык» 2 класс

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

Личностные результаты

Под личностными результатами, которые будут сформированы в процессе изучения русского языка в 2 классе, понимается система духовно-нравственных ценностей растущего человека.

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
  • Уважение к своему народу, к своей родине.
  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные результаты

Достижение метапредметных результатов предполагает формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, положительной мотивации, интереса к познавательной и творческой деятельности и освоение учащимися общих и собственно лингвистических методов учебной деятельности.

Метапредметные результаты обучения раскрываются через умение и универсальные учебные действия (УУД): регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
  • Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные результаты

Предметные результаты отражают содержание и уровень освоения второклассниками знаний, умений и навыков в области русского языка, представленных в программе, опыт решения соответствующих этапу обучения учебных задач творческого и практического характера, содержание и уровень речевого развития.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

  • понимать – предложение – это основная единица речи;
  • понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
  • различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
  • оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
  • различать главные члены предложения;
  • понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
  • различать словосочетание и предложение;
  • понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
  • понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
  • различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
  • использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
  • давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
  • понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
  • различать деление слов на слоги и для переноса;
  • понимать влияние ударения на смысл слова;
  • различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
  • различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
  • понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
  • верно, употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
  • составления предложений на заданную тему;
  • употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
  • орфографической грамотности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой Й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
  • употребления прописной буквы в именах собственных;
  • работы со словарём (использование алфавита);
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Содержание  учебного предмета, курса  «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика . Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Содержание  учебного предмета, курса  «Русский язык» 2 класс (170 часов)

Наша речь (3 ч)

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст (4 ч)

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение (12 ч)

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (18 ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква  «и краткое». Слова  с удвоенными согласными.  Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (58 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.

Повторение (16 ч)

Тематическое  планирование  по русскому языку во 2 классе (170ч)

№п/п

Раздел.

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

Наша речь

3 ч

1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей

1

01.09

2

Виды речевой деятельности человека.  Характеристика человека по его речи.

                                                                   

1

02.09

3

Диалог и монолог .

                                     

1

03.09

Текст

4 ч

4

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

1

04.09

5

Текст. Тема и главная мысль текста  Заглавие

1

07.09

6

Части текста . Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста.    

             

1

08.09

7

Р.р. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

1

09.09

Предложение

12 ч

8

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

1

10.09

9

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).    

11.09

10

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминоло-гии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.

 

1

14.09

11

Контрольный диктант по теме «Повторение пройдённого в 1 классе»

1

15.09

12

Работа над ошибками.  Главные члены предложения (основа).  

1

16.09

13

 

  Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

1

17.09

14

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

1

18.09

15

Распространённые и нераспространённые предложения.  

1

21.09

16

Связь слов в предложении

.                      

1

22.09

17

Р/р.Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова  «Золотая осень».  

1

23.09

18

Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»

1

24.09

19

Контрольное списывание текста с дополнительным заданием.

1

25.09

Слова, слова, слова…

18 ч

20

Слово и его значение.

1  

28.09

21

Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями      

1

29.09

22

Однозначные и многозначные слова . Прямое и    переносное значения слов.          

                       

1

30.09

23

Наблюдение над переносным  значением слов как средством создания словесно-художест-венных образов.

1

01.10

24

Синонимы Работа со словарём синонимов.

1

02.10

25

Антонимы  Работа со словарём антонимов      

1

05.10

26

Р.р. Изложение текста воспринятого зрительно по данным  к нему вопросам      

1

06.10

27

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме  

1

07.10

28

Родственные (однокоренные) слова.  Выделение корня в однокоренных словах.  

1

08.10

29

Корень слова (первое представление).Работа со словарём однокоренных слов.

   

1

09.10

30

Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов  и слов с омонимичными корнями.

1

12.10

31

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

13.10

32

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.

1

14.10

33

Словообразующая  функция ударения.

 

1

15.10

34

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского  языка.  Работа с орфоэпическим словарём.    

1

16.10

35

Перенос слов. Правила переноса

   

1

19.10

36

Проверочная работа по теме «Слово и его значение».

1

20.10

37

Р.р. Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

21.10

Звуки и буквы

59 ч

38

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме.  Условные звуковые обозначения слов.                                                                      

1

22.10

39

Алфавит. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.

1

23.10

40

Диктант  по теме «Текст. Предложение. Слова»

1

26.10

41

Работа  над ошибки. Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины

З. Е.Серебряковой «За обедом». Проверочная работа.

1

05.11

42

Гласные звуки  и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

06.11

43

Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

1

09.11

44

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1

10.11

45

Особенности проверяемых и проверочных слов .

1

11.11

46

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

1

12.11

47

Способы проверки безударных гласных в корне

1

13.11

48

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

1

16.11

49

Упражнения в написании слов с безударными гласными. Способы  проверки.

1

17.11

50

Упражнения в написании слов с безударными гласными

1

18.11

51

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными. Восстановление деформированного текста.

1

19.11

52

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

1

20.11

53

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

1

23.11

54

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.

1

24.11

55

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.

1

25.11

56

Контрольный  диктант  по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне».

1

26.11

57

Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

1

27.11

58

Р.р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление рассказа  по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

1

30.11

59

Согласные   звуки  их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

1

01.12

60

Согласный звук [и'] и буква «и краткое».

1

02.12

61

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

1

03.12

62

Р.р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»  и опорным словам.

1

04.12

63

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

07.12

64

Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

08.12

65

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

1  

09.12

66

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

1

10.12

67

Подробное изложение по коллективно составленному плану. Проект «Пишем письмо».

1

11.12

68

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические   нормы   произношения   слов с сочетаниями чн, чт.

1

14.12

69

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

1

15.12

70

Р.р. Работа с текстом

1

16.12

71

Проект  «Рифма».  

1

17.12

72

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

1  

18.12

73

Правописание буквосочетаний жи—ши,  ча— ща, чу—щу.

1

21.12

74

Контрольный  диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1

22.12

75

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала.

1

23.12

76

Звонкие и глухие согласные звуки  (парные и непарные) и их обозначение буквами.

1

24.12

77

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1

25.12

78

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

1

28.12

79

Проверка парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова/

1

11.01

80

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

1

12.01

81

Р.р.Составление поздравительной открытки.

1

13.01

82

Работа над ошибками. Обобщение изученного  материала.

1

14.01

83

Слова  с парным согласным в корне слова.

1

15.01

84

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

1

18.01

85

Закрепление умения написания слов с парным согласным в корне слова.

1

19.01

86

Написание слов с парным согласным в корне слова.

1

20.01

87

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

1

21.01

88

Р.р.Изложение текста по вопросам

1

22.01

89

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

    

1

25.01

80

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание  гласных  и  согласных  в  корне слова.«Проверь себя».

1

26.01

91

Контрольный  диктант  по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным».

1

27.01

92

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

1

28.01

93

Разделительный мягкий знак (ь) . Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

1

29.01

94

Использование на письме разделительного мягкого знака.

1

01.02

95

Р/р. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1  

02.02

96

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»

1

03.02

Части речи

58 ча

97

Общее представление о частях речи

1

04.02

98

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Работа с графической информацией.

1

05.02

99

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

1

08.02

100

Общее представление об имени существительном как части речи.

1

09.02

101

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

10.02

102

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

11.02

103

Закрепление. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

 

1  

12.02

104

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1

15.02

105

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

1

16.02

106

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.

1

17.02

107

Р.Р.Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри».

1

18.02

108

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных).Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

19.02

109

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

1

22.02

110

Проверочная работа  по теме «Правописание имен собственных».

1

23.02

111

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные,    употребляющиеся    только в одном числе (ножницы, молоко).

1

24.02

112

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

1

25.02

113

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

1

26.02

114

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста.

1

01.03

115

Работа над ошибками, допущенными в изложении.  Обобщение изученного.

1

02.03

116

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное».

1

03.03

117

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

1

04.03

118

Глагол  как  часть   речи   и   его употребление в речи (общее представление) .

1

05.03

119

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

1  

08.03

120

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста.

1

09.03

121

Р.р.Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.

1

10.03

122

Число глагола. Изменение глагола по числам.

1

11.03

123

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи.

1

12.03

124

Правописание частицы не с глаголом.

 

1

15.03

125

Обобщение знаний о глаголе.

 

1

16.03

126

Р. р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

17.03

127

Контрольный диктант   по теме «Глагол».

1  

18.03

128

Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов.

1

19.03

129

Р.р Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

1

22.03

130

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

23.03

131

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

1

01.04

132

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

1

02.04

133

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению.

1

05.04

134

Упражнения в употреблении в речи имен прилагательных, противоположных по значению.

1

06.04

135

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

1

07.04

136

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

1

08.04

137

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

1

09.04

138

Обобщение знаний об имени прилагательном.  Проверочная работа  «Проверь себя».

1

12.04

139

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

1

13.04

140

Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

1

14.04

141

Р.р.Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

15.04

142

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений.

1

16.04

143

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

1

19.04

144

Редактирование текста .Составление текста из предложений с нарушенной последователь-ностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.

1

20.04

145

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно.

1

21.04

146

Проверочная работа  «Проверь себя».

1

22.04

147

Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными предлогами.

1  

23.04

148

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.

1

26.04

149

Правописание предлогов с именами существительными.

1

27.04

150

Р.р.Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок».

1

28.04

151

Обобщение изученного по теме «Предлог».

1  

29.04

152

Проект «В словари за частями речи!».

1

30.04

153

Контрольное списывание.

1  

03.05

154

Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи.

1

04.05

Повторение

16 ч

155

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа.

1

05.05

156

Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

1

06.05

157

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.

1

07.05

158

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

 

1

10.05

159

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.

1

11.05

160

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

1

12.05

161

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

1  

13.05

162

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.

1

14.05

163

Итоговая комплексная работа.

1

17.05

164

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

1  

18.05

165

Упражнения в написании безударной гласной.

1

19.05

166

Упражнения в применении изученных правил правописания   буквосочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

1

20.05

167

Упражнения  в написании слов парными согласными.

1  

21.05

168

Итоговый контрольный диктант за 2 класс.

1

24.05

169

Работа над ошибками. Упражнения в применении изученных правил правописания.

1

25.05

170

Итоговый урок по курсу «Русский язык»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

Рабочая программа по русскому языку3 класс "Школа России"

рабочая программа, календарно тематическое планирование порусскому языку 3 класс (Канакина "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочая программа по русскому 3 класс УМК Л.В.Занков

Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования и   авторской программы «Русский язык...

рабочая программа по русскому языку1 класс. Школа России.

календарно-тематическое планирование...