Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

      Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету «Родной (русский) язык»

для обучающихся

4  класса (уровень – базовый)

     на 2020-2021 учебный год

Количество часов – 34

Срок реализации программы – 1 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Родной (русский) язык» авт.-сост.: О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова, под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

В ходе обучения родному русскому языку у обучающихся четвёртых классов формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности:

– формирование ценностных и мировоззренческих установок;

– формирование интереса и познавательных потребностей;

– становление структуры учебной деятельности.

Планируемыми результатами обучения в 4 классе являются следующие:

       Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому    труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

            Метапредметные результаты:

  •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование знаково-символических средств представления информации;
  • активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  •  использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык  русский»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык русский»;
  • формирование первоначального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

             Предметные результаты:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
  •  распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
  • осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
  •  заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
  • с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  •  использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;
  • пересказывать текст с изменением лица;
  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
  •  оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  •  редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
  • приводить объяснения заголовка текста.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» (34 ч.)

Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.

На базе всех учебных предметов, в первую очередь на базе русского языка, формируются важнейшие качества школьника как субъекта учебной деятельности: ориентировка в учебной ситуации, планирование, контроль, оценка, обобщение, классификация. Процесс овладения языком в 4классе является средством формирования у обучающихся представлений о мире и языке как составляющей целостной научной картины мира. Уровень владения языком (предметные результаты) во многом определяет формирование знаково-символического и логического мышления обучающихся.

Теоретическое и практическое содержание обучения выстроено по принципу формирования речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

В каждое занятие включается работа над каллиграфией как закрепление навыков письма в рабочих тетрадях по русскому языку, совершенствованию навыка написания слов и предложений, отработка написаний, в которых обучающиеся допускают ошибки.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч.)

      Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Раздел 2. Язык в действии (6 ч.)

      Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (15 ч.)

      Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).  

Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»

№ п/п

Наименование раздела, темы занятия

Кол-во

часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч.)

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

2

Пословицы, поговорки и фразеологизмы.

3

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

4

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

1

5

Красна сказка складом, а песня – ладом.

1

6

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный). Эпитеты.

1

7

Красное словцо не ложь.

1

8

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

1

10

Контрольный диктант по теме «Части речи».

1

11

Анализ и работа над ошибками. Красное словцо не ложь.

1

12

Язык языку весть подаёт

1

13

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела.

1

Язык в действии (6 ч.)

14

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

15

Формы глагола.

1

16

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

17

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений 

(на пропедевтическом уровне).

1

18

Как и когда появились знаки препинания?

1

19

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

Секреты речи и текста (15 ч.)

20

Анализ сочинений. Задаём вопросы в диалоге.

1

21

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

1

22

Особенности озаглавливания текста

1

23

Учимся составлять план текста.

1

24

Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

1

25

Учимся пересказывать текст.

1

26

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

1

27

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

28

Оценивание и устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

1

29

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

1

30

Использование учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

31

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же».

1

32

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же».

1

33

Контрольный диктант по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

1

34

Анализ и работа над ошибками. Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же».

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»  для 2 классаРабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»  для 2 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 1 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 3 класс

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых Федеральным государственным образовательным стандартом на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК ДЛЯ 3А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17 часов)

Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык" для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе«Родной (русский) язык» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана в соот...