Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для обучающихся
4 класса (уровень – базовый)
на 2020-2021 учебный год
Количество часов – 34
Срок реализации программы – 1 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Родной (русский) язык» авт.-сост.: О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова, под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
В ходе обучения родному русскому языку у обучающихся четвёртых классов формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности:
– формирование ценностных и мировоззренческих установок;
– формирование интереса и познавательных потребностей;
– становление структуры учебной деятельности.
Планируемыми результатами обучения в 4 классе являются следующие:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык русский»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной язык русский»;
- формирование первоначального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» (34 ч.)
Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.
На базе всех учебных предметов, в первую очередь на базе русского языка, формируются важнейшие качества школьника как субъекта учебной деятельности: ориентировка в учебной ситуации, планирование, контроль, оценка, обобщение, классификация. Процесс овладения языком в 4классе является средством формирования у обучающихся представлений о мире и языке как составляющей целостной научной картины мира. Уровень владения языком (предметные результаты) во многом определяет формирование знаково-символического и логического мышления обучающихся.
Теоретическое и практическое содержание обучения выстроено по принципу формирования речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
В каждое занятие включается работа над каллиграфией как закрепление навыков письма в рабочих тетрадях по русскому языку, совершенствованию навыка написания слов и предложений, отработка написаний, в которых обучающиеся допускают ошибки.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч.)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч.)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (15 ч.)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»
№ п/п | Наименование раздела, темы занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
План. | Факт. | ||||
Русский язык: прошлое и настоящее (13 ч.) | |||||
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. | 1 | |||
2 | Пословицы, поговорки и фразеологизмы. | ||||
3 | Вся семья вместе, так и душа на месте. | 1 | |||
4 | Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). | 1 | |||
5 | Красна сказка складом, а песня – ладом. | 1 | |||
6 | Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный). Эпитеты. | 1 | |||
7 | Красное словцо не ложь. | 1 | |||
8 | Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. | 1 | |||
10 | Контрольный диктант по теме «Части речи». | 1 | |||
11 | Анализ и работа над ошибками. Красное словцо не ложь. | 1 | |||
12 | Язык языку весть подаёт | 1 | |||
13 | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела. | 1 | |||
Язык в действии (6 ч.) | |||||
14 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | |||
15 | Формы глагола. | 1 | |||
16 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | |||
17 | Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). | 1 | |||
18 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | |||
19 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | |||
Секреты речи и текста (15 ч.) | |||||
20 | Анализ сочинений. Задаём вопросы в диалоге. | 1 | |||
21 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. | 1 | |||
22 | Особенности озаглавливания текста | 1 | |||
23 | Учимся составлять план текста. | 1 | |||
24 | Составление плана текста, не разделённого на абзацы. | 1 | |||
25 | Учимся пересказывать текст. | 1 | |||
26 | Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | 1 | |||
27 | Учимся оценивать и редактировать тексты. | 1 | |||
28 | Оценивание и устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 1 | |||
29 | Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. | 1 | |||
30 | Использование учебных словарей в процессе редактирования текста. | 1 | |||
31 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же». | 1 | |||
32 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же». | 1 | |||
33 | Контрольный диктант по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы». | 1 | |||
34 | Анализ и работа над ошибками. Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же». | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 классаРабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 1 класса
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык для обучающихся 2 КЛАССА
Рабочая программа по русскому языку 2 класс...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 3 класс
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых Федеральным государственным образовательным стандартом на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК ДЛЯ 3А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17 часов)
Рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык" для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса на 2023-2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе«Родной (русский) язык» для 2 классана 2023-2024 учебный год Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» разработана в соот...