"Тайны устной и письменной речи"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Хидиятова Алсу Нуретдиновна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

A

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Устная и письменная речь»

Тема

Устная и письменная речь

Цель темы

Познакомить детей с понятиями «устная» и «письменная» речь.

Развивать умение различать устную и письменную речь.

Дать учащимся представление об интонации в устной и письменной речи.

Формировать умение правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания в устной и письменной речи.

Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость  

Планируемый результат

Уметь различать письменную и устную речь. Научиться различать предложения по цели высказывания, правильно интонировать предложения в соответствии с целью высказывания.

Основные понятия

Устная и письменная речь

Выделение слова голосом (логическое ударение)

Интонация

Знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Н.А.Чуракова «Русский язык», тетрадь для самостоятельной работы Е.Р.Гольфман

Методическое пособие, толковый словарь, раздаточный материал, сигнальные карточки

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, самостоятельная

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

1 этап

Организационный момент

Цель -

активизация учащихся

Проводить инструктаж, настраивать на работу

Формировать умение организовывать свое рабочее место

1 этап. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой.

Личностные УУД

1 этап. Организационный момент.

Почему на рабочем столе должен быть порядок?

Коммуникативные УУД

2 этап.

Чистописание.

Цель - развивать мелкую моторику пальцев и каллиграфические навыки

Напомнить правила оформления работы в тетради, алгоритм порядка действий при списывании

Использовать алгоритм порядка действий при записи элементов букв. Контролировать последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи.

2 этап. Чистописание

1.Подготовка руки к письму

Пальчик к пальчику приходит.

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

2. Работа в тетради:

- прописывание строчных и заглавных букв

П п  Р р  И и

- Дайте характеристику звуков, которые можно обозначить этими буквами.

3. Запись предложения

-Я вам прочитаю предложение, а вы его запишите.

Ребята пришли в гости.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

2 этап. Чистописание.

Напомните друг другу правила, как правильно сидеть за партой и как нужно держать ручку.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

3 этап. Постановка темы и целей урока.

Цель –  подвести учащихся к усвоению понятий «устная» и «письменная» речь

Организовать индивидуальную работу по составлению схемы предложения.

Организовать фронтальную и индивидуальную работу по учебнику и комментированную работу

Использовать алгоритм построения схемы предложения.

Наблюдать различия между речевыми действиями

Формировать умение различать письменную и устную речь в процессе работы по учебнику в коллективе и индивидуально

3 этап. Постановка темы и целей урока.

1. Составление схемы предложения

- Я вам еще раз прочитаю предложение, а вы письменно составьте его схему

Ребята пришли в гости.

- Я читала и проговаривала предложение устно, а вы записали это предложение и письменно составили схему.

- Чем же отличались наши речевые  действия? (Ваши действия устные, а наши – письменные)

- Каких двух видов бывает речь?

(Устная и письменная)

Работа по учебнику с.21

Прочитаем на с.21, какие тайны нам предлагают раскрыть наши знакомые. (Тайны устной и письменной речи)

- А может вы уже знаете какие-нибудь тайны речи? (речь состоит из предложений, первое слово в предложении нужно писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку …)

 Сколько уроков мы будем работать, чтобы разгадать эти тайны? (3 урока)

Итак, перед нами две надписи и две двери.

Прочитайте две надписи на с.21

(Что написано пером, не вырубишь топором.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)

Анишит –Йокоп спрашивает: «Какая надпись относится к письменной, а какая – к устной речи? Как вы догадались? Какие слова помогли догадаться?

Чем отличается устная речь от письменной?

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3этап. Постановка темы и целей урока.

Каждое свое действие при построении схемы проговаривайте.

Регулятивные УУД

Опираются на свои знания, полученные на прошлых уроках

Какого цвета эти двери? (голубого и желтого)

Как можно назвать эти надписи? (Пословицы)

Покажите пальчиком, какая надпись относится к устной речи, и прочитай ее шепотом.

А теперь запись, которая относится к письменной речи, прочитай  и запиши в тетрадь.

4 этап. Изучение нового материала.

Цель- учить детей правильно интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в устной и письменной речи

Цель - формировать умение интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в письменной и устной речи

Включить детей в этическую беседу

Организовать работу по словарю

Организовать работу с учащимися для сравнения вопросительных предложений, которые пишутся одинаково, но требуют разных ответов

Включить детей в обсуждение проблемных вопросов

В процессе этической беседы формировать культуру поведения

Работать с информацией    

Учатся  слышать в предложение слово, которое выделяется голосом, и давать точный ответ на поставленный вопрос  

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать умение интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в письменной и устной речи

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

3 этап. Изучение нового материала.

-Анишит –Йокоповна пригласила  своих гостей к столу на чай с пирогами.

-Как надо отвечать на приглашения? (Большое спасибо. Вы очень любезны)

- Какими словами приглашают в дом гостей? (Милости просим! Добро пожаловать)

-В каком порядке должны войти в гости  вслед за хозяйкой? (Первой в дом должна войти хозяйка, после нее – дамы, сначала более старшие по возрасту, потом те, что помладше, после этого могут войти мужчины и мальчики)

Познавательные УУД

Работа со словом «Пирог»

Пока гости угощаются пирогом с черничным повидлом, мы должны научиться грамотно писать слово «пирог»

Этимологическая справка.

Пирог образовано с помощью древнего суффикса

 - ог от слова «пир». Первоначальное значение – «праздничный пирог».

Самостоятельная работа. Упражнение  с.14

Работа по учебнику с.22

Рассмотрите рисунок. Прочитайте по ним выделенное предложение. («Ты съел пирог?»)

Учитель читает с.22 и 23

- Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (В устной речи есть выделение слова голосом)

Познавательные УУД

Работа по учебнику с.24

Учитель читает три предложения с ударением на слово «съел»

Ты съел пирог?    Ты съел пирог. Ты съел пирог!

В каком предложении цель – спросить?

В каком предложении цель – что-то сообщить?

Какое предложение не просто сообщает, а громко утверждает, выражает чувство?

Знакомство со знаками препинания

Познавательные УУД

3 этап. Изучение нового материала.

А как, используя письменную речь, можно пригласить гостей? (можно подписать пригласительную)

В каком порядке должны войти гости Анишит Йокоповны? (Анишит Йокоповна, Асырк, Маша, Миша, Торк)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Работа по тетради для самостоятельной работы (С.14)

Познавательные УУД

Что содержит это предложение- вопрос, просьбу, приказ или сообщение? (Вопрос)

Дать ответ на каждый вопрос и сравнить

Проверяют, читая  высказывание Летучей Мыши на с.23

Как в письменной речи указать разницу предложений по цели высказывания? (С помощью знаков)

А как в устной речи показать разницу по цели высказывания?(С помощью повышения или понижения голоса)

4 этап. Первичное закрепление.

Цель – закреплять умение интонировать предложения в соответствии с целью высказывания в письменной и устной речи

Организовать дидактическую игру с карточками (знаки препинания), провести инструктаж по правилам игры

Участвовать в дидактической игре, контролировать свое поведение

4 этап. Первичное закрепление.

1. Игра «Угадай-ка»

У детей карточки со знаками: точка, восклицательный знак и вопросительный знак.

Учитель читает предложения, а дети должны показать нужный знак.

Вперед, друзья!

Сколько грамотных у нас?

Сегодня четыре урока.

В школу?

В библиотеке много книг.

Стойте!

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

4 этап. Первичное закрепление.

Показывать учителю нужный знак препинания и контролировать свое поведение

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Контролирующее задание

Организовать работу в паре, а затем коллективную проверку

Работать в паре

Упражнение 1 на с.14  в тетради для самостоятельной работы.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Работа в парах

Дети обсуждают и ставят в конце предложения нужный знак препинания.

Коллективная проверка

5 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.

5 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Поднимите зеленый кружок тот, кто сегодня для себя раскрыл тайны письменной и устной речи.

- А красный – кто  тайны не раскрыл.

- А какие же тайны письменной и устной речи вы раскрыли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". Урок второй.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК "Перспективная начальная школа"....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи" .

Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме "Тайны устной и письменной речи". УМК " Перспективная начальная школа"....

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...