Конспект урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ларионова Наталья Дмитриевна

3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных »

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения  – учебник, презентация, ноутбук, проектор, презентация, учебник, тетрадь, карточки.

Цель урока: формировать умения учащихся правописанию мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Задачи: - на основе наблюдений и выводов познакомить детей с правописанием имён существительных с шипящими на конце слова, выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода, закрепить знания об имени существительном, умение распознавать имена существительные по родам и числам;

 - развивать орфографическую зоркость, речь, наблюдательность, умение выражать свои мысли, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать.

 Предметные:

- знание грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода

 - уметь распознавать существительные по родам и числам;

Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

- уметь строить речевые высказывания в устной форме (анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы);

- понимать информацию, умение ставить, формулировать и решать проблемы;

- применять базовые знания для решения конкретной проблемы, приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

        б) коммуникативные УУД:

- уметь работать в парах;

- уметь высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания, формировать умения слушать и слышать.

           в) регулятивные УУД:

-  контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- уметь выполнять свои действия по образцу;

- целеполагание  как постановка учебной задачи;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Личностные:

- уметь адекватно оценивать свою работу;

- толерантно относиться друг к другу, уважать мнение других;

- положительное отношение к урокам русского языка

Ход урока

Этап урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства урока

I Вводно- мотива-ционный этап

Психологи -

ческий настрой, создание благоприят-ной рабочей обстановки.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

2 слайд

1.Актуали-зация опорных знаний.

2.Созда-ние проб-лемной ситуации

3.Постано-вка учебной задачи.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

-В зимний день чудесный     

Пушистый снег кружится

И на лес и рощи падает, искрится.

-Назовите выделенные звуки.

- Охарактеризуйте эти звуки.

- Прочитайте слова.

На доске: врач, дочь, рожь, нож, камыш, сушь, лещ, вещь.

-Что можете сказать о словах?

- О числе?

- Какие звуки на конце имён существительных?

-Что заметили в написании слов?

- Почему в одних словах мягкий знак, а в других нет.

-Попробуйте определить тему урока.

- Какова цель урока? Что узнаем на уроке?

-.[ч'] [щ'] [ш] [ж].

-Согласные шипящие звуки.

-Имена сущ-ые, ед. числа.

-Шипящие

-Сегодня на уроке мы узнаем в каких случаях на конце имён сущ-х пишется мягкий знак, а  в каких – нет.

3 слайд

открыть на доске звуки

(приложение)

на доске запись

открыть на доске карточку – им. сущ.

(приложение)

Слайд4

II Операционно-содержательный этап

1.Решение проблемной ситуации

2.Закрепление нового

3.Физкультминутка

4.сам-ая работа

5.Выявление роли мягкого знака в им. сущ. с шипящими на конце

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Обобщение и систематизация знаний, формирова-ние рациональ-ных способов применения их на практике.

Эмоциональ-ная и физическая разгрузка

- Сравните слова. Назовите отличие этих слов.

- Что заметили? В каких им. сущ. мягкий знак? В каких нет?

-Какой вывод сделаете?

-Может разобраться всяк

Где женский род – там мягкий знак.

Дочь и рожь – она моя

Мягкий знак пишу, друзья.

Ну, а врач и нож – он мой

Значит это род мужской.

Мягкий знак тут не пишу.

Без ошибок напишу.

- Будем учиться писать без ошибок?

- В именах существительных какого рода учимся писать мягкий знак?

- Запишем слова в тетрадь, деля их на группы.Какие?

- Ответьте одним словом – о чём речь?

- Больному нужна скорая помощь

-Круглый, упругий, баскетбольный мяч

- Верный, преданный товарищ

- Правда лучше, чем ложь

-Женское украшение, прикалываемое к груди. Брошь

-После вечера наступает ночь

- В дождливую погоду на небе много туч

-Сделайте вывод.

-Оцените себя на листах оценивания.

– Мы заслужили отдых.  

Потрудились – отдохнуть

Нужно, без сомненья.

Дружно, быстро мы встаём,

Выполним движения.

-Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами, множ. числа без мягкого знака – приседаете.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, задач, ландыш, ночь, дочь, туч, ключ, вещь.

-На карточках вместо вопросов если нужно вставьте мягкий знак.

  Тихий плач(?), с высокий крыш(?),

сильная дрож(?), лесной ландыш(?),

золотая рож(?), берёзовых рощ(?),

горячая печ(?), морская тиш(?).

-Самостоятельно проверьте

-Оцените работу в парах.

- Прочитайте слово, данное в транскрипции

[кл'уч'] – ключ

-Выполните буквенную запись с объяснением у доски.

[мыш] – мышь

_ Какой звук слышится в конце слова ключ (мышь)? Мягкий знак пишем?

-В слове мышь звук [Ш] стал мягким?

-Обозначает ли мягкий знак после шипящих в именах существительных мягкость согласного звука?

-Сделайте вывод.

-На что указывает мягкий знак?

- Чем интересно слово ключ (мышь)?

-Какие значения?

(дверной, родник, скрипичный, гаичный)

(зверь, у компьютера)

-Они отличаются родом .

-

Ж.Р.-есть ь

 М.Р. –нет ь

Вывод: после шипящих в именах существительных мужсого рода мягкий знак не пишется, а в им. сущ. женского рода пишется.

Пишут в тетрадях и комментируют.

Вывод: после шипящих в именах сущ. множественного числа мягкий знак не пишется.

Демонстрируют свою вниматель-

ность.

Работают с карточками.

-Нет

-Вывод: мягкий знак  после шипящих на конце им. сущ. не обозначает мягкость согласных звуков, а  указывает на ЖР.

-Многозначное.

открыть на доске карточки  по выводу(приложение)

Слайд5

Слайд6

на доске карточка – туч

(приложение)

на доске  карточки по выводу

 листыоценивания(приложение)

слайд 7+8слайд проверка: рощь, ландышь, тиш

(Коллизия –ошибки в проверочном слайде)

Карточки для детей

Листы оценивания

карточки на доске

[кл'уч'] [мыш]

(приложение)

III Рефлексивно-оценочный этап

1.Работа с тестом.

2.Работа с пословицей.

Закрепление правила написания сущ.

-Проверим, как усвоили изученное на уроке. На карточках соедините предложение с правильным ответом.

1.Чтобы правильно написать им. сущ. с шипящими на конце, нужно определить…(число и род)

2.После шипящих на конце им. сущ. мужского рода…(не пишется ь)

3. После шипящих на конце им. сущ. женского рода…( пишется ь)

4. После шипящих на конце им. сущ. множественного числа…(не пишется ь)

5.Мягкий знак на конце им. сущ. после шипящих…(не обозначает мягкость согл.)

- Проверим: соединили правильно –поставьте на листах оценивания пять 5.

-Кто допустил ошибки, поставьте себе ту оценку ,которую по вашему мнению вы заслужили. -Ничего страшного, у нас ещё с вами будет урок по этой теме и вы всё усвоите.

Умную речь приятно слушать.

- Что это?

-Есть ли в пословице слово, которое соответствует теме сегодняшнего урока?

Объясните его написание.

-Объясните смысл пословицы.

-Наша речь на уроке была умной?

-Нам приятно было друг друга слушать?

-Тогда продолжите предложения умной речью.

Было интересно …

Было трудно …

Мне захотелось …

Я хочу поблагодарить за помощь …

На следующем уроке мы …

-Домашнее задание: учебник стр.171, упр.2

- Молодцы! Спасибо за урок.

Работают с карточками

-Пословица

-Да. Это слово речь.

Речь- она моя, ЖР, значит на конце пишем ь.

Слайд 9-10

Листы оценивания

(приложение)

Слайд 11

Слайд 12

Слайд13 (д/з)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Тема "Мягкий знак после шипящих".

Дается конспект урока. Мягкий знак после щипящих в разных частях речи....

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"

Урок разработан  для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»Тип урока: открытие новых знаний....

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»...