«Тематический урок, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто». Имя прилагательное»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Салихова Гульсина Динафовна

Цель урока

• повторить и обобщить знания обучающихся о признаках имени прилагательного как части речи.

• пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль имён прилагательных в речи.

• развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;

• учить высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добиться сотрудничества для сбора и поиска информации;

воспитывать на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_urok_salihova_g.d.docx84.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Тематический урок,

 посвященный 75-летию Победы

 в Великой Отечественной войне

 «Никто не забыт, ничто не забыто».

Имя прилагательное

                                                      Выполнила: учитель начальных классов

                                                      Салихова Гульсина Динафовна

             

                     

Панаевск, 2019

Дата: 23.09.2019

Класс: 4

№ урока:16

Тема: «Тематический урок, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто» Имя прилагательное»

Цель: 

  • повторить и обобщить знания обучающихся о признаках имени прилагательного как части речи.
  • пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль имён прилагательных в речи.
  • развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;
  • учить высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добиться сотрудничества для сбора и поиска информации;
  • воспитывать на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать.
    Задачи:

Образовательные:  создать условия для обобщения и систематизации полученных ранее  сведений о прилагательном; формировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять  признаки,  синтаксическую роль в предложении.

Развивающие: развивать познавательные компетентности: умение анализировать, систематизировать,  делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных; воспитывать внимание и уважение к слову, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; формировать культуру речи,  умение объективно оценивать свои знания.

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Система оценивания: самооценка (листки учёта знаний)
Универсальные учебные действия:

Предметные УУД: развитие умений находить имена прилагательные; повторить морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

Метапредметные УУД: развитие у обучающихся умений отвечать на вопросы; находить доказательства того или иного высказывания; выяснять причины ошибок; искать и выделять необходимую информацию.

Личностные УУД: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; мотивация к обучению и познанию; умение самостоятельно выделять учебную задачу; умение анализировать результаты учебной деятельности.

 Оборудование: доска, компьютер, презентация,  карточки с разрезными пословицами и заданиями для работы по группам, фонограмма песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане...», листы с тестом, рисунок для рефлексии, индивидуальные конверты с голубями, листы учета знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 минуты)

-Положите правую руку себе на сердце… Почувствуйте его биение… Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали в унисон, то есть вместе.

-Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша       совместная работа была успешной, вспомним законы урока.

Законы урока:

-вести себя спокойно;

-не выкрикивать;

-быть терпеливым;

-дать возможность высказаться своим товарищам;

 -уважать друг друга.

  1. Вывод темы урока. Постановка цели и задач урока (4 минуты)

1)-Начнем наш урок со словарной работы.    

Д…ска, п…беда, с…лдат, с…лют, г…рой, н…род.

-Какие слова у вас получились? (Как вы их написали?)

-Составьте словосочетания со словарными словами, для этого используйте слова из второго столбика.  (Учащиеся записывают словосочетания на доске: великая победа, смелый солдат,  первый салют, неизвестный герой, сильный  народ)

-У вас на столах лежат листки учета знаний, в который вы и ваши одноклассники будете выставлять себе оценки за каждый вид работы. В конце работы вы выставите себе оценку.

2) -Какой темой можно объединить слова, записанные нами?

-Как вы думаете, почему мы для нашего урока выбрали именно такую тематику?

-Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

-Какое событие нас ждёт 9 мая 2020 года? ( Беседа о 75-летии Великой Победы)

-А теперь поговорим о наших словосочетаниях.  Что вы можете сказать о словах из второго столбика? Чем они являются?

3)-Как вы думаете, случайно ли я у вас попросила найти имена прилагательные?

- Посмотрите на схему, постарайтесь поставить цель нашего урока.

(Данная схема прикрепляется на доске на листе А3. Пошагово отмечается фишками, а дети отмечают  в оценочных листах)

-Да, цель нашего урока вспомнить, что мы знаем об именах прилагательных, правильно употреблять их в речи.

-Давайте последовательно идти к достижению наших целей. Мы будем работать по данному плану.

4. Актуализация знаний (5 минут)

Парная работа

1) Постановка проблемного вопроса

-Как  в предложениях находим имена прилагательные?

 2)-Для каждой пары я даю конверт, в котором находится разрезанная пословица о Родине. Ваша задача собрать и записать ее в тетрадь, найти имена прилагательные.

парам 1 ряда   Русский солдат не знает преград.

парам 2 ряда   Родной край – сердцу рай.

парам 3 ряда   Народное братство дороже всякого богатства

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

-Какие имена прилагательные нашли?

-Как вы их нашли?

-Еще на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Чтобы найти прилагательные нужно задать вопрос.

-Итак, на первый пункт плана ответили.

5.Обобщение и систематизация знаний (6 минут)

Физкультминутка (2 минуты)

А сейчас я предлагаю отдохнуть и послушать песню на слова А. Фатьянова и на музыку В. Соловьева-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане...»

-Как вы понимаете слово однополчане?

(Звучит песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане... »)

 Поиск имен прилагательных. Фронтальная работа (4 минуты)

-Перед вами отрывок текста этой песни. Вам необходимо найти  имена прилагательные. Указать с какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

-Найти и подчеркнуть  эти словосочетания.

Где же вы теперь, друзья-однополчане...

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Я хожу в хороший час заката,
У сосновых новеньких ворот;
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесёт.

-По одним прилагательным можно догадаться о ком или о чём  идёт речь?

-Сделаем вывод, что обозначает имя  прилагательное?

Вывод: Имя прилагательное обозначает признак предмета.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации (12 минут)

Групповая работа

-Для продолжения работы нам нужно разделиться на группы. Перед вами лежат голуби, объединитесь в группы по цвету голубей (белые голуби – первая группа, синие голуби – вторая группа, серые голуби – третья группа)

 1) 1 группа 

-Вставьте пропущенные слова из справок.

Не  забывайте о подвиге ……….  народа. Посещайте ………  места. Помните  о героях …….. войны. Склоните голову над могилой ………. солдата. Поздравьте  ветеранов с ……..  праздником. Пусть живёт  в вашем сердце память о ……….. подвиге ………. народа..

(Слова для справок: памятные, советского, великом, неизвестного, русского, страшной, великим)

-Слова какой части речи добавили, чтобы текст был полным (Имена прилагательные)

-Для чего они нужны?  (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее.)

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Имена прилагательные  нужны для точности описания.

2) 2 группа 

-Прочтите текст, вставьте пропущенные окончания.

Володя Солдатов родился в 1930 году в селе Карачино Тобольского района в больш… семье.  Володя был младш… ребёнком в семье.

В июне 1944 года подросток получил    аттестат об окончании школы. При отличн… поведении он показал хорош… знания. Теперь перед Володей встала непрост… задача – выбор жизненного пути. И он захотел помогать людям. Шла страшн… война. Он учился в тяжёл… условиях.  Но эти трудности  укрепили его уверенность в жизненн… выборе.

-Как определяли род имён прилагательных? (Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.)

-Какой вывод  сделаем?

Вывод: Имена прилагательные  изменяются по родам, числам, и падежам

-О подвиге какого человека  упоминается в тексте?

-Посмотрите на фотографию этого героического человека. Что вы можете рассказать про него?

-Почему его подвиг живет в сердцах людей?

3)  3 группа  

- Прочитайте предложения.  Разберите их  по членам предложения.

1.Наши деды одержали долгожданную Победу.

2.Четыре года длилась эта жестокая война.

3.Жизнь прекрасна и удивительна.

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: В предложениях имена прилагательные являются второстепенным членом предложения - определением, в некоторых случаях - сказуемым.

Проверка работы групп:

-Посмотрите на нашу схему, все пункты выполнены. Молодцы!

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (4 минуты)

Самостоятельная работа. Тест-оффлайн на компьютерах

-А сейчас мы проверим на сколько хорошо вами усвоены имена прилагательные.  И поможет нам в этом тест.

Вопрос № 1 
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает

 предмет
 признак предмета
 действие предмета

Вопрос № 2 
Имя прилагательное отвечает на вопросы

 кто? что?
 какой? какая? какие? чей?
 что делать? что сделать? что буду делать?

Вопрос № 3 
Имя прилагательное зависит от

 имени прилагательного
 глагола
 имени существительного
 наречия
 местоимения 
 предлога

Вопрос № 4 
Начальная форма имени прилагательного

 ед.ч.,  ж.р., И.п.
 мн. ч., м.р., И.п.
 ед.ч., м.р., И.п.

Вопрос № 5 
В предложении имя прилагательное бывает

 подлежащим 
 сказуемым 
 дополнением
 определением
 обстоятельством

Вопрос № 6 
Непостоянные признаки имени прилагательного

 род, число, падеж
 склонение, число
 число, падеж, окончание

Проверка результатов:

0 ошибок – «5»,

1-2 ошибки – «4»,

3-4 ошибки – «3»,

5-6 ошибок – «2»

Выставление Оценок

-Сегодня на уроке все работали очень хорошо, активно.

-Листки учета знаний вложите в тетради, туда же вложите листы с законченными предложениями. Я проверю ваши работы и выставлю итоговою оценку.

9. Итог урока (3 минуты)

  • Чему научились?
  • Какой вид работы показался вам наиболее интересным?
  • Какую полезную информацию для себя вынесете с урока?
  • На каком этапе работы испытывали трудности?

«Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!»

-Минутой молчания отдадим дань героям войны.

(Звуки метронома)

10. Рефлексия (2 минуты)

-Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим  в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который  соответствует сейчас вашему настроению.

 Белый голубь -              Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Голубой голубь-                             Старался, но были ошибки.

Серый голубь-                             Вы считаете, что было трудно на уроке.

(Дети по рядам прикрепляют голубей на доску)

11. Домашнее задание (2 минуты)

 По выбору:

  1. 1. Упражнение 3 стр. 40.

2. Найти и написать 5 пословиц с именами прилагательными о войне, мире и Победе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Гордимся, помним!" ( 4 класс)

Всероссийский урок, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Гордимся, помним!"Цель проведения урока: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»

Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....

Всероссийский единый урок, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945г)

Сценарий мероприятия посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945г)...

Учебно-методическая разработка «Уроки Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

В ходе проведения мероприятия, учащиеся запускают общешкольную акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны». Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда воинской славы «...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к  славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...

Методическая разработка классного часа, посвященного 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Методическая разработка классного часа, посвященного 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. "Никто не забыт, ничто не забыто!"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 79-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

Внеклассное мероприятие посящено 79 - летию  Победы в Великой Отечественной Войне Цель: Способствовать формированию патриотических чувств детей.  Задачи:Развитие личностных качеств...