Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспектива" с использованием интерактивной доски. Мультимедийные упражнения в ActivInspire.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Реутова Ирина Николаевна

Урок русского языка в 3 классе с использованием интерактивной доски. Цель урока, научить алгоритму определения числа имён существительных, развивать" умение учиться".

Скачать:


Предварительный просмотр:

имя существительное

часть речи

( самостоятельная)

Кто? Что?

обозначает предмет

собственные

и

нарицательные

одушевлённые

и

неодушевлённые

мужского рода

женского рода

среднего рода

единственного

числа

множественного

числа

Тема урока:

«Число имени существительного»



Предварительный просмотр:

При изменении имён существительных по числам всегда меняется окончание.

Все имена существительные изменяются по числам.

У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

При изменении имён существительных по числам всегда меняется окончание.

Все имена существительные изменяются по числам.

У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

При изменении имён существительных по числам всегда меняется окончание.

Все имена существительные изменяются по числам.

У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

При изменении имён существительных по числам всегда меняется окончание.

Все имена существительные изменяются по числам.

У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

У некоторых существительных есть только форма множественного числа.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 «г» классе по программе «Перспектива»

Тема урока: Число имёни существительного.

Цели:

  • научить определять число имён существительных;
  • овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;
  • развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;
  • развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

УУД:

Личностные:

  • уважительное отношение к чужому мнению;
  • понимать практическую значимость знаний по русскому языку;
  • формировать коммуникативные и литературно творческие способности;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми.

Метапредметные:

  • понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • решать проблемные вопросы и находить выход из проблемной ситуации;
  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц;
  • развивать речь при анализе текстов и составлении собственных текстов;
  • делать самостоятельно выводы.

Предметные:

  • определение числа имён существительных;
  • верно употреблять в речи имена существительные
  • образовывать формы множественного и единственного числа имён существительных.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык. 3 класс” (авт.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина);
  • флипчарт к уроку «Число имени существительного»;
  • электронная доска SMART;
  • компьютер, сканер.

Ход урока

Комментарии

1.

2.

 

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы сделаем ещё 1 шаг к познанию секретов русского языка. Девизом нашего урока станут слова средневекового философа Мишеля де Монтень. « Мозг хорошо устроенный, стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный.»

А это значит, что нам предстоит открыть новые знания, мы будем думать , анализировать, искать, сравнивать. Мы будем  учиться.

Предлагаю не терять драгоценное время.

Подпишите число, классная работа.

Мотивация к учебной деятельности.

Собрать рассыпавшиеся строчки стихотворения,  вспомнить автора

Белая берёза, 
Под моим окном, 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром… (С. Есенин)

- Кто автор этого стихотворения?

- О каком времени года  говорится в своём стихотворении?

- Какую работу мы можем выполнить с этим текстом? ( найти грамматическую  основу, определить части речи, выделить орфограммы)

-Какой частью речи является слово зима?

-Найдите и выпишите имена существительные.

Берёза- бе-рё-за

окном -5 б.,5 зв, ( а к н о м)

снегом- им.сущ., нариц., неодуш., м.р.

серебром

- Что мы можем определить в этих словах?

Количество букв и звуков (в каких словах количество совпадает, в каком слове все согласные звуки твёрдые. Сделаем трансклипцию этого слова.

 Поделить на слоги,

Дать характеристику части речи.

 Что общего в этих словах? (им.сущ., нариц., неодуш.)

 

- Сейчас в природе господствует зима. А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете?

- Постарайтесь сегодня на уроке поработать так. Чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом.

Актуализация знаний.

О какой части речи мы будем говорить на уроке?

Что мы о ней знаем?

  1. Часть речи (самостоятельная)
  2. Отвечает на вопросы кто?что?
  3. Обозначает предмет
  4. Собственные и нарицательные
  5. Одушевлённые и неодушевлённые
  6. Мужского, женского и среднего рода

Как вы думаете, достаточно ли нам этих знаний?

Постановка цели урока. Словарная работа.

На экране картинки. Назовите слова, которые ими обозначены.

Автобус, девочка, карандаш, дрова, воробей, медведь, пальто.

 Запишите их по памяти.

 Проверка.

- Какое слово лишнее? (дрова-мн.ч.)

если дети затрудняются, сначала на экране превратить ед.ч. во множественное и сравнить

Мы уже столько знаем  про существительное, хотите узнать что-то новое?.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Формулируем тему и цель урока.

Мы должны будем найти ответы на вопросы:

  • При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.
  • Все имена существительные изменяются по числам.
  • У некоторых существительных есть только форма единственного числа.
  • У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

Мы заполним эти бланки в конце урока.

Работа в группах. Упр. 252.

Сравните пары слов.

Девочки выпишут сущ. ж.р., а мальчики муж.и ср. р..

Проверка , работа с флипчвртом.

Вывод- при изменении по числам меняется окончание

  только по окончанию число определить нельзя, нужно посмотреть , сколько предметов они обозначают.

.

Наблюдение за важностью изменения слов по числам. Упр.256.

Работа с флипчартом.

След , леса (посмотреть значение в словаре слов неведомых, дол, видение))

Вставьте эти слова в предложения.

Там на неведомых дорожках…….. невиданных зверей.(А.Пушкин)

Там -------- и дол видений полны. (А.С.Пушкин)

Вывод: для установки связи между словами нужно изменять число.

Запишите в тетрадь предложения под номером 2 и3, определите число им.сущ.

Физкультминутка. Игра лидер.

Игра « Ассоциации»

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? Просмотр  картин.

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую ( снег, мороз, снеговик, снегоход, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,…)

Игра «Ассоциации» 1 ряд- мужской род.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую. (Метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

Игра «Ассоциации» 2 ряд- женский  род.

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (Солнце, небо, облако, веселье, волшебство)

 Игра «Ассоциации». Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда  

 ( по очереди)? 

Работа с существительными не изменяющимися по числам.

Ребята, я тоже придумала зимние слова (на экране), помогите мне распределить их по числам.

Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, дружба,дрова, каникулы, дети, пальто.

При помощи «волшебных чернил» стираю часть слов, почему остались эти слова?

- они имеют форму ед.или мн.ч.

Попробуйте изменить слово дети, но в ед.ч.это будет не однокоренное слово. (ребёнок)

Вывод. Ст.147 слова профессора Смоварова: в русском языке есть слова, которые по числам не изменяются.

Самостоятельная работа. Ст. 145, упр.257 (если позволит время)

   

Рефлексия и систематизация деятельности на уроке.

Надеюсь, наша активная работа помогла нам согреться холодной зимой?

Вспомните цели, которые  ставили в начале урока. Достигли мы этих целей? (заполнение бланков)

Какое задание было самым трудным?

Что у вас получилось лучше всего?

Спасибо за урок.

Домашнее задание.

Упр. 261 стр.148.

1 флипчарт

Нажатием на экран появляется девиз урока.

2 флипчарт работа на интерактивной доске

3 флипчарт кластер

4 флипчарт словарные слова

5, 6 флипчарты тема и задачи

7 флипчарт упр.252

8 флипчарт упр 256

сканер

Музыка из фильма «Чародеи»

9 флипчарт картинки «Зима»

10 флипчарт слова о зиме

11 флипчарт  то же, что 6, задачи.

12 флипчарт  рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

Урок "В стране букв и звуков" с использованием интерактивной доски.

Настоящая работа включает в себя конспект урока в первом классе "В стране букв и звуков" (обучение грамоте) с фотографиями хода урока, методическую разработку: задания для интерактивной доски и прилож...

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка 1 класс УМК "Школа 2100"

Презентация к уроку русского языка  1 класс УМК "Школа 2100". Тема урока "Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах". Презентация создана с помощью ПО "MimioStudio"....