Контрольные и проверочные работы по русскому языку
картотека по русскому языку (4 класс)

Нина Николаевна Дружкова

Программа "Школа 21 века" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_i_proverochnye_raboty_po_russkomu_yazyku.docx61.75 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 4 класс

(Программа школа 21века)

1 четверть

Административный входной контрольный диктант

Родник

Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.

Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеёк.

Я напился и накрыл родничок веткой смородины.

(По В. Баталову) (65 слов)

Слова для справок: возвращался, несколько.

Орфографическое задание

Вариант 1

1. Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).

по деревн..., от акварел..., о дом..., на местност..., из травк...

2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши к ним проверочные слова.

Вариант 2

1. Допиши окончания имен существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).

на поверхност…, для морков…, к бабушк…, из-за смелост…, о лес…

2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Проверяемые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши проверочные слова.

                      Текущий диктант «Повторение изученных орфограмм».

Диктант

Ночная радуга

Однажды я ночью увидел радугу!

В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.

(По В. Баталову)

(70 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Обозначь орфограмму (определите склонение).

2. Спишите предложения и поставьте запятые, которые нужно в нем поставить.

1. Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.

2. Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.

3. На кустах на травах на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

Вариант 2

1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак». Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Обозначь орфограмму.

2. Спишите предложения и поставьте запятые, которые нужно в нем поставить.

1. Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.

2. Искры костра взвивались падали шипели.

3. Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.

   

                              Контрольный словарный диктант

Аккуратно, искусство, аппетит, охотник, перрон, издалека, происшествие, обида, железо, представление, шоссе, аппликация, экспресс, пассажир, кроссворд.

Списывание с заданием по теме «Повторение изученных орфограмм»

1 ВАРИАНТ

1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Берёзовые люстры.

Осе__им утром шёл я по л_сной тр_пинке. Под н_гами хрустела тр_ва, шуршали сухие лист_я. Взошло со_нце. Берё_ка, вся усыпанная капельками в_ды, загорелась и з_сверкала. Она перел_валась всеми цв_тами радуги, как чудес_ная хрустальная ваза.

Я осторожно встряхнул дер_вце. Послышался лё_кий звон. Утре__ий м_розец превратил капли в_ды в прозрачные л_дяные хрусталики.

Вокруг искрились и переливались звонкие б_рёзовые люстры.

2. Спиши слова, вставь где необходимо Ь:

грабёж__

королевич__

ноч__

колюч__

туч__

3. Подчеркни в тексте 3 прилагательных с орфограммами в окончаниях.

2 ВАРИАНТ

1. Найди 4 орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Ожидание.

Таяли снега в поле. Зимние облака в неби падали на землю мокрым снегом и дождём. Теплее становился воздух. Все знали, что весенние веселье шутливо

 спряталось в полях и скоро хлынет на город. 
И вот уже каждый новый день ярче и милей. Воздух пахнет молодыми травыми, свежей зеленью берез, зовёт в поле слушать жаворонка, лежать на теплай земле.

2. Вставить О, Е, Ё:

ч__рный, уч__ба, ш__ссе, виш__нка, нож__вка, чертеж__м

3. Подчеркни в тексте 3 сущ. с орфограммами в окончаниях


Тест  «Фонетика, словообразование, грамматические признаки

Изученных частей речи»

1 вариант

  1.  Отметь «х» слова, которые начинаются с гласного звука
  1.  ⬜   остров
  2.  ⬜   кофта
  3.  ⬜   йод
  4.  ⬜   утята
  5.  ⬜   ёлка
  1.   Отметь «х» все слова, в которых звуков больше, чем букв
  1.  ⬜   мелок
  2.  ⬜   поёт
  3.  ⬜   конь
  4.  ⬜  юла
  5. ⬜  клен
  1.  Отметь «х» все слова, которые заканчиваются на мягкий согласный

звук

  1.  ⬜  нож
  2.  ⬜  (много) туч
  3.  ⬜  пень
  4.  ⬜  рост
  5.  ⬜  бой
  1. Отметь «х» все слова, родственные слову лаковый
  1. ⬜  лаковые
  2.  ⬜  лак
  3. ⬜  лакать
  4. ⬜  лакировать
  5.  ⬜  лакировка
  1.   Отметь «х» все слова, которые соответствуют схеме:
  1.  ⬜ каменистый
  2.  ⬜  подземный
  3.  ⬜  бородка
  4.  ⬜  непогода
  5.  ⬜  скворушка
  1.   Отметь «х» имена существительные
  1.  ⬜  хитрый
  2.  ⬜  хитрец
  3.  ⬜  хитрить
  4.  ⬜  хитрость
  5.  ⬜  хитрющий
  1.   Отметь «х» неизменяемые имена существительные
  1.  ⬜  окно
  2.  ⬜  кино
  3.  ⬜  село
  4.  ⬜  метро
  5. ⬜   ведро
  1.  Отметь «х» верные утверждения

Слова сосед, директор, ландыш, дедушка

  1.  ⬜  являются именами существительными  
  2.  ⬜  относятся ко 2-му склонению
  3.  ⬜  изменяются по числам
  4.  ⬜  мужского рода
  5. ⬜  относятся к 1-му склонению
  1.  Отметь «х» словосочетания, в которых есть имена

существительные 3- го склонения в форме единственного числа

родительного падежа

  1.  ⬜   вынырнул из реки
  2.  ⬜   идти до пристани
  3.  ⬜   вернуться без медалей
  4.  ⬜   сидеть у печи
  5. ⬜   оседлать лошадь
  1.   Отметь «х» предложения, в которых подлежащее выражено

неодушевленным именем существительным.

  1.  ⬜  Солнце глянуло из-за туч.
  2.  ⬜  Птицы снова улетают на юг.
  3.  ⬜  От усталости путники валились с ног.
  4.  ⬜  Чай прекрасно утоляет жажду.
  5.  ⬜  Спектакль уже подходил к концу.
  1.  Отметь «х»  словосочетания, в которых есть прилагательное в

форме единственного числа  дательного падежа

  1.  ⬜  вкусным повидлом
  2.  ⬜  к лесному озеру
  3.  ⬜  к новым домам
  4.  ⬜  о летнем отдыхе
  5. ⬜   по извилистой дорожке

  1.   Отметь «х»  формы прилагательного новый, которые можно

употребить со словом пальто

  1.  ⬜  новая
  2.  ⬜  новое
  3.  ⬜  для нового
  4.  ⬜   новый
  5.  ⬜  о новом
  1.     Отметь «х» местоимения
  1.  ⬜  около
  2.  ⬜  она
  3.  ⬜  перед
  4.  ⬜  ты
  5. ⬜  мы
  1.  Отметь «х» местоимения в форме творительного  падежа
  1.  ⬜ тебя
  2.  ⬜ нами
  3.  ⬜ ты
  4.  ⬜ тобой
  5.  ⬜ мной

                                                   

2 вариант

  1.  Отметь «х» слова, которые начинаются с гласного звука
  1.  ⬜   гвоздь
  2.  ⬜   источник
  3.  ⬜   йогурт
  4.  ⬜   единица
  5.  ⬜   астра
  1.   Отметь «х» все слова, в которых звуков больше, чем букв
  1.  ⬜   елка
  2.  ⬜   лед
  3.  ⬜   соль
  4.  ⬜  сено
  5. ⬜   лают
  1.  Отметь «х» все слова, которые заканчиваются на мягкий

согласный звук

  1.  ⬜  боль
  2.  ⬜  стол
  3.  ⬜  (около) дач
  4.  ⬜  герой
  5.  ⬜  малыш
  1. Отметь «х» все слова, родственные слову слеза

1)     слезинка

  1. ⬜  слезать
  2. ⬜  слёзка
  3. ⬜  слезами
  4. ⬜  слезиться
  1.   Отметь «х» все слова, которые соответствуют схеме:
  1.  ⬜ прочный
  2.  ⬜  неудача
  3.  ⬜  прабабушка
  4.  ⬜  премилый
  5.  ⬜  надписи
  1.   Отметь «х» имена существительные
  1.  ⬜  ходить
  2.  ⬜  пешеходный
  3.  ⬜  ходьба
  4.  ⬜  походная
  5.  ⬜  поход
  1.   Отметь «х» неизменяемые имена существительные
  1.  ⬜  озеро
  2.  ⬜ здание
  3.  ⬜  пианино
  4.  ⬜  дерево
  5.  ⬜   пальто
  1.  Отметь «х» верные утверждения

Слова семья, степь, овца, дверь

  1.  ⬜  являются именами существительными  
  2.  ⬜  изменяются по числам
  3.  ⬜  относятся к 1-му склонению
  4.  ⬜  женского рода
  5.  ⬜  относятся к 3-му склонению
  1.  Отметь «х» словосочетания, в которых есть существительное 1-го

склонения в форме единственного числа родительного падежа

  1.  ⬜   залез на крышу
  2.  ⬜   убрать с дороги
  3.  ⬜   написал без ошибок
  4.  ⬜   остановился около дома
  5.  ⬜   добрался до вершины
  1.   Отметь «х» предложения, в которых подлежащее выражено

одушевленным именем существительным

  1. ⬜  Чайки кружились над волнами.
  2. ⬜  Ветер принес запах дождя.
  3. ⬜  Бабушка рассказывала интересные сказки.
  4. ⬜  Город окружен вишневыми садами.
  5. ⬜  На день рождения ко мне пришли друзья.
  1.  Отметь «х»  словосочетания, в которых прилагательное стоит в

форме единственного числа  творительного  падежа

  1.  ⬜  высокими горами
  2.  ⬜  у старой крепости
  3.  ⬜  веселым звонком
  4.  ⬜  на зеленой ткани
  5.  ⬜   с лучшим другом
  1.     Отметь «х»  формы прилагательного горячий, которые можно

употребить со словом какао

  1.  ⬜  горячее
  2.  ⬜  горячая
  3.  ⬜  горячий
  1.  ⬜  горячего
  2.  ⬜  о горячем
  1. Отметь «х» местоимения
  1.  ⬜  под
  2.  ⬜  они
  3.  ⬜  вы
  4.  ⬜  через
  5.  ⬜  мы
  1. Отметь «х» местоимения в форме дательного  падежа
  1.  ⬜ ему
  2.  ⬜ его
  3.  ⬜ мне
  4.  ⬜ тебе
  5.  ⬜  ею




Итоговый диктант за 1 четверть по темам «Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ь; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах»

Однажды ночью я увидел радугу!

В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.

Слово для справок: молочно-белая.

2. Орфографическое задание.

1 ВАРИАНТ

1. Выпишите из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Подчеркните орфограмму.

2. Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:

а) Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.

б) Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.

в) На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

2 ВАРИАНТ

1. Выпишите из диктанта слово с орфограммой «Разделительный ъ» и напишите еще два слова на эту орфограмму. Подчеркните орфограмму.

2. Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:

а) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.

б) Искры костра взвивались падали шипели.

в) Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.

Контрольный словарный диктант

Аппликация, охотник, надежда, тайга, волшебник, акварель, железо, представление, путешествие, Москва, территория, восток, галерея, картофель, аллея

2 четверть

          Текущая контрольная работа «Глагол как часть речи».

1 ВАРИАНТ

1.    Подбери к данным словам противоположные по значению глаголы.

чернеть - … находить - …

2.    Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счетом 3:0.

Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3.    К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

Игра, соль, мечта Образец: обед – обедать.

4.    Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы –ть, -ти, -чь.

Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.

5.    Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе.

Самолет летит. Деревья растут. Корабль  плывет. Пчелы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.

6.    (дополнительное) Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.

Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идешь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печет вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.

2 ВАРИАНТ

1.      Подбери к глаголам антонимы:

радовать - … проснуться - …

2.     Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счетом 3:0.

Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3.     К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

        Встреча, победа, светлый. Образец: обед – обедать

4.     Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания.

       Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.

6. (дополнительное) Выпиши предложения с глаголами 3-го лица. Отметь личные окончания.

Друзья идут в поход. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идешь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем.

Сестра печет вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.

Текущий диктант «Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся и ться в глаголах».

Ночью в лесу

Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.

Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светляков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.

Скоро проснутся птицы. Вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.

(По И.Соколову-Микитову)

(73 слова)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.

Береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, гараж…, вещ…, стоиш…, мелоч….

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.

3. Сделай буквенную запись слов.

Любит купа[ца], учится кувырка[ца], низко нагибае[ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца].

Вариант 2

1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.

Стереч…, богач…, поджеч…, бежиш…, багаж…, мыш…, строиш…, молодеж….

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.

3. Сделай буквенную запись слов.

Любит щипа[ца], учится верте[ца], хорошо труди[ца], редко балуе[ца], может случи[ца].

Списывание текста по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах, безударные личные окончания глаголов»

1 ВАРИАНТ

Задание. Спиши текст. Подчеркни слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

Медвежья семья.

Медведица с медвежонком вышли на лесную поляну. Испугалась медведей быстрая куница. А малыш не боится. Ему всё интересно: и гриб лапой потрогать, и старый пень обнюхать, и на мягкую травку прилечь.

Мама не даст медвежонка в обиду. Она внимательно оглядывается по сторонам, замечает любую опасность.

Трудно увидеть медведей. Хорошо слышит чуткая медведица. Не заметишь, как скроются в лесу осторожные звери. Да лучше им на пути и не попадаться. (По Ю. Фролову) (70 слов)

2 ВАРИАНТ

Задание. Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок и одну пунктуационную. Спиши текст правильно.


Зима.

Укрываюца от стужи и метели птицы в густом ельнике. Спят под снегом, и медведи, и бурундуки, и ёж, и барсук. Невсретишь бабочек и муравьёв. В норке между корнями спит ящерица. Вымерло всё кругом.

Но лес только кажеться мёртвым и пустым. Вот лисица оставила ровную строчку следов. Тут проскакал зайчишка.

Идёшь и читаешь свежую лесную «газету». Каждый след своими буквами записан. Хочеш узнать лесные новости, надо учится понимать особую азбуку.(По Ю. Фролову)(71 слово)

Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в 1 полугодии».

Ёжик

По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

(По И. Соколову-Микитову)(75 слов)

Слова для справок: добыча, логово, никто.

Орфографическое задание

Вариант 1

1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

тян...м, корм...м, вар...м, зна...м, пиш...м, смотр...м, ход...м, стира...м

1 спряжение 2 спряжение

 …

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.

варить, вертеть, начинать, читать

ешь


Образец: желать - жела

Вариант 2

1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

чита...м, убира...м, пар...м, крас...м, украша...м, побед…м, глад...м, меня...м

1 спряжение 2 спряжение

 …

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.

жарить, смотреть, пускать, писать

ешь


Образец: желать - жела

Комплексная контрольная работа за первое полугодие

1 ВАРИАНТ

1. Выпиши из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.

Быстрой тенью мелькала по стволам белка.

2. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме множественного числа родительного падежа.

Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё не коснулись вершин тёмных елей.

3*. Отметь «х» словосочетания, в которых местоимения употреблены вместо прилагательных.

1. кататься с ними

2. мой брат

3. свой учебник

4. подарить тебе

5. наш праздник

4. В каждой группе слов подчеркни глаголы.

1. белый, белеть, побелка, побелеть, белизна, побелить

2. ходьба, переходить, похожий, проходить, проход, заходить

3. свет, светить, светлый, осветить, подсвечник, посветить

5. К данным словам подбери однокоренные глаголы в неопределённой форме.

победа- __________ мечта- ___________ встреча- _________ жёлтый- _________

6. Определи спряжение глаголов.

моют - _________ идёт - ______ чертит - ________ летим - ______ спят - __________

7*. Запиши начальную форму данных глаголов.

1.повторяю,повторяешь,повторяем,повторяют-_____________ 2.решаем,решаешь,решаете,решают - ____________________

Слова для справок: повторять, повторить, решить, решать.

  1. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.
  2.  Ученики долго репетировали и хорошо подготовились у концерту. (Побудительное, восклицательное, грамматическая основа ученики репетировали, распространённое, однородных членов нет).

9. Отметь «х» слова, на конце которых нужно писать ь.

1. съеш…

2. зажеч…

3. карандаш…

4. лож…

5. ключ…

10. Прочитай предложения, расставь пропущенные запятые.

Старое дерево скрипит но не ломается. Печаль человека не украсит а состарит. Правда в огне не горит в воде не тонет.

11. Отметь «х» раздельные написания.

1. (за)кладка

2. (за)поворотом

3. (не)находить

4. (за)летать

5. (не)навидеть

12. Впиши недостающие окончания.

на лошадк… - на лошад…

в кроват… - в кроватк…

о морковк… - о морков…

13. Отметь «х» глаголы, в которых пропущена буква е.

1. готов…м

2. жела…м

3. дыш…м

4. рису…м

5. □чита…м

14*. Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.

надрезать, прут, от боли, страна, гриб, подумать, румяное (яблоко), подкупить, пишет

15. Прочитай текст. Отметь «х» предложение в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.

Кто самый прожорливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто-то подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько, сколько весят они сами. Трудно догадаться, что самое прожорливое существо на свете – стрекоза. За два часа она может съесть сорок мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Поэтому проводит она весь день на охоте, ей трудно насытиться. Теперь можно представить, сколько вредных насекомых уничтожается стрекозой.

1. У животных разный аппетит.

2. Стрекоза – самое прожорливое животное в природе.

3. Стрекозе трудно прокормиться.

16. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.

Бабушка приготовила _________(сытый, сытный) обед.

Рыжий _________(соседский, соседний) кот любит лакомиться сметаной.

Кремль был обнесён высокими _________(ка

менными, каменистыми) стенами.

2 ВАРИАНТ

1. Выпиши из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.

В деревне в палисадниках пышно цвела сирень.

2*. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме единственного числа мужского рода родительного падежа.

Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё не коснулись вершин тёмных елей.

3*. Отметь «х» словосочетания, в которых местоимения употреблены вместо прилагательных.

1. прочитать им

2. твой велосипед

3. думать о нём

4. пригласить вас

5. мои вопросы

4. Прочитай слова. В каждой группе подчеркни глаголы.

1. грозить, гроза, грозный, погрозить, угрожать, угроза

2. рассказ, рассказать, рассказчик, рассказывать, пересказ, пересказать

3. подарок, дарить, подарочный, раздарить, дар, подарить

5. К данным словам подбери однокоренные глаголы в неопределённой форме.

сторож - ________ игра - ________ светлый - _______ ужин - ___________

6.Укажи спряжение глаголов.

мечтаем - _________ даришь - ______ печёт - ________ думают - ______

сидите - __________

7*. Запиши начальную форму данных глаголов.

1. изучаю, изучаешь, изучаете, изучает - ___________________

2.наступает, наступаем, наступаете, наступают - ___________________________

Слова для справок: наступить, наступать, изучить, изучать.

  1. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

 Мы целый день бродили по лесу и собирали очень много грибов. (Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа мы бродили, распространённое, однородных членов нет).

9. Отметь «х» слова, на конце которых нужно писать ь.

1. кирпич…

2. стереч…

3. прочитаеш…

4. плащ…

5. рож…

10. Прочитай предложения, расставь пропущенные запятые.

Месяц светит но не греет. Терпенье и труд всё перетрут. Взойдёт солнце росу высушит. Декабрь год кончает а зиму начинает.

11. Отметь «х» раздельные написания.

1. (на)окне

2. (не)придумал

3. (на)грузка

4. (не)годовать

5. (на)рисовать

12. Вставь недостающие окончания.

на ладон… - на ладошк…

по площад… - по площадк…

в тетрад… - в тетрадк…

13. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква и.

1. держ…м

2. уч…м

3. лета…м

4. люб…м

5. скач…м

14*. Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.

поделка, грязь, в песне, записка, подплыть, зима, дальняя (дорога) страна, варит

15. Прочитай текст. Отметь «х» номер предложения, в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.

В доме у меня было много мышей. Тогда я принёс из леса ёжика. Пусть он живёт у меня и ловит мышей. Положил я этот колючий комок на пол. Скоро ёжик развернулся и огляделся. Он завертелся возле газеты, ухитрился надеть её на колючки и потащил в угол. Из неё он сделал себе гнездо. Он кончил дело и вышел из своего жилища. А я лёг и задул свечу. Вдруг опять шум. Бежит ёжик по комнате и несёт на колючках яблоко. Прибежал в гнездо, сбросил его там и за другим бежит в уголок. Там в углу завалился мешок с яблоками. Вот ёжик подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит. Несёт колючая голова уже другое яблоко в гнездо. Вот такой замечательный ёжик у меня живёт.

1. В доме завелись мыши.

2. Ёжик – сообразительный и запасливый зверёк.

3. Ёжик нашёл в доме мешок яблок.

16. Заполни пропуски, выбрав подходящие слово в скобках.

Медленно тянулись осенние __________(дождливые, дождевые) дни. Сестра научилась готовить вкусные ________ (рыбьи, рыбные) котлеты.

Цыплята были похожи на жёлтые ___________(пушные, пушистые) комочки.

3 четверть

Контрольный диктант диктант «Правописание окончаний и суффиксов глаголов».

Диктант

Рассвет в лесу

Кончилась летняя тёплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.

Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.

Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.

(75 слов)

Грамматическое задание:

Вариант 1

  1. Запиши слова в два столбика:
  1. слова, в которых нужно писать Ь на конце;
  2. слова, в которых ь писать не нужно.

Испеч…, чертеж…, плющ…, не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч….

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.
  2. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

Красс…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м.

Вариант 2

  1. Запиши слова в два столбика:
  1. слова, в которых нужно писать Ь на конце;
  2. слова, в которых ь писать не нужно.

Зажеч…, богач…, стриж…, не хныч…, торопиш…, экипаж…, мощ…, клич….

  1. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.
  2. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

Сид…м, смотр…м, рису…м, помога…м, бега…м, обеда…м, наход…м, покрас…м.

Списывание по теме «Гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих»

1 ВАРИАНТ

Спиши текст. Найди пять слов с орфограммой «Мягкий знак в глаголах после шипящих». Подчеркни орфограммы.

Ловля пескарей.

Вспоминается мне моё детство. Любил я возиться летом у реки. То купаешься, то катаешься на лодке. Но особенно любил я ловить пескарей. Стоишь с удочкой на мелком месте и мутишь воду под ногами. Пескари клюют сразу. Вытащишь одного, положишь его в ведро, насадишь червя, закинешь удочку и тотчас вытаскиваешь нового пескаря. Иногда в полчаса поймаешь около тридцати пескарей. А потом выйдешь на берег, разведёшь костёр, сваришь из пескарей уху. Какой вкусной она покажется!

2 вариант.

Прочитай текст. Найди три орфографических ошибки. Спиши текст правильно.

Липа.

Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. С крышь была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидиш.

Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешся на милые с детства деревья.

Текущая контрольная работа по теме «Время глагола»

1 ВАРИАНТ

1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени

Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем

2. Выпиши глаголы в форме прошедшего времени. Определи их род и число

К нам пришла весна. Засияло небо. Зазвенели ручейки. Загудели шмели. Выросла трава. Поют птицы.

3. Распредели глаголы в три столбика по временам

Танцевала, рисуем, держали, буду играть, выльем, мяукает

4. Проверь, верно ли указано время глаголов. Письменно исправь ошибки

Плывёт (прош. вр.), построили (прош. вр.), смотрят (наст. вр.), будут петь (наст. вр.), мечтаю (буд. вр.), увижу (буд. вр.), потеряли (наст. вр.).

5. Спиши текст. Укажи время глаголов

По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. От лёгкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Всё лето будут цвести эти милые цветы.

2 ВАРИАНТ

1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания глаголов. В скобках запиши вид и лицо глаголов.

Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем.

2.Закончи предложения глаголами в форме прошедшего времени. В скобках запиши число и род глаголов.

Девочка игра… Яблоня рос… Небо сия… Молния сверка… Облако плы… Шары лета… Ручей жур….

3. Выпиши только те глаголы, которые не имеют формы настоящего времени . Определи их вид.

Скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить.

4. Выбери из скобок глаголы в нужной форме и запиши предложение.

Папа недавно (подарит, подарил) Серёже аквариум с рыбками. Мишка всё воскресенье (выучит, учил) стихотворение. Возле самого дома (росли, вырастут) старые липы. Завтра вечером мы (ходим, пойдём) в цирк.

5. Глаголы объединены в группы по временам. Спиши группы слов, исключив «лишнее» слово.

1. работает, закроет, пишут, копают

2. мыли, сажала, узнает, дрожал

3. узнаем, буду спать, построю, унесли

6. (Дополнительное) Запиши второе предложение текста, поставив глаголы в форме настоящего времени, отметь личные окончания.

По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. От лёгкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Всё лето будут цвести эти милые цветы.

Диктант «Гласные на конце наречий. Мягкий знак после шипящих»

Диктант

Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её – почернеет корешок.

На холмах ветер срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.

Я прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Брош…, молчиш…, жеч…, устаёш…, ноч…, грач…, из груш…, рисуеш…, молодёж….

2. Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов.

(Туча, облако) набежал….

(Битва, сражение, бой) отшумел….

(Поляна, луг) пестрел….

3*. Запиши словами числа 8, 11, 31, 106.

Вариант 2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тиш…, дрож…, придумаеш…, царевич…, много луж…, береч…, проиграеш…, режеш…, мелоч….

2. Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов.

(Судно, корабль) отчалил….

(Луна, месяц, солнце) светил….

(Удача, успех) обрадовал….

3*. Запиши словами числа 9, 30, 44, 105.

                       Контрольный словарный диктант №3

Отечество, свитер, аромат, революция, решать, совсем, командир, негодовать, невзлюбить, бутерброд, совсем, отечество, правительство, сочинение, желать, экипаж.

4 четверть

Текущий диктант «Правописание слов в словосочетаниях».

Диктант

Зимой и летом, осенью и зимой хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.

Поспевает в середине лета лесная малина. На полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.

Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находку в корзинку. Вон широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы.

Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроются вам все лесные тайны и чудеса.

( 80 слов)

Грамматическое задание.

Вариант 1

  1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
  2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Став…ть, терп…м, сильно расстраиват…ся, плава…м, на ветк… ел….

Вариант 2

1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «безударные личные окончания глаголов»

2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Езд…ть, быстро приближат…ся, готов…м, изредк…, на обложк… книг….

Текущая контрольная работа по теме «Словосочетание. Слово и предложение,

связь слов в словосочетании»

1 ВАРИАНТ

1. Выпиши словосочетания.

Летний день, гулять в парке, акация цветёт, любить родину, зреет клубника, ракушка из моря.

2. Из предложений выпиши все возможные словосочетания.

Красивые клёны люди сажают на городских улицах.

На полянах в густой траве прячутся ночные фиалки.

3. Выпиши словосочетания, в которых главное слово - имя существительное. Отметь главное слово.

Медвежий след, на широкой улице, отдыхать на даче, наблюдать за бабочкой, майский день, фруктовое мороженое.

4. Выпиши словосочетания, в которых главное слово – глагол. Определи падеж существительных в этих словосочетаниях.

Говорить о работе, ваза с фруктами, написать дедушке, посмотреть фильм, озеро в лесу, сделать из дерева.

5. Составь из словосочетаний предложения. Запиши.

1) гибкие ветки, душистыми почками, ветки берёз, покрылись почками.

2) плывёт над дорогой, над пыльной дорогой, летнее солнце, медленно плывёт.

6 (дополнительное).

Найди в тексте и подчеркни все словосочетания «прил. + сущ.»

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был очень храбрый пингвинёнок.

2 ВАРИАНТ

1. Выпиши словосочетания.

Лисий хвост, гулять в парке, читает и пишет, летний день, акация цветёт, любить родину, петух и лиса, ракушка из моря, зреет клубника.

2. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения. Выпиши только словосочетания.

1) На клумбе огненно цвели крупные маки. Крупные маки, огненно цвели, цвели на клумбе, маки цвели.

2) По ясному небу стремительно неслись редкие облака. Неслись облака, по ясному небу, редкие облака, неслись по небу, стремительно неслись, облака стремительно.

3. Перестрой данные словосочетания по образцу.

Словосочетания с каким видом связи у тебя получились?

Образец: суп из фасоли – фасолиевый суп.

Игрушка из бумаги, сок из вишни, ягоды из леса, дом из кирпича.

4.Составь словосочетания с главным словом – глаголом. Определи тип связи слов в словосочетаниях.

Ловить музыка

Варить рыба

Заниматься дыня

Рисовать карандаш

Разрезать компот

5. Составь из словосочетаний предложения.

1) спелой земляники, ягоды земляники, из-под изумрудных травинок, выглядывали из-под травинок

2) медленно ползла, тёмная туча, ползла по небу, по серому небу

3) прячутся в траве, прячутся среди берёз, среди редких берёз, крепкие боровики

6.(дополнительное).

Выпиши из текста два словосочетания «прил.+сущ.» и два словосочетания «гл.+сущ.». Укажи тип связи.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был очень храбрый пингвинёнок.

Списывание по теме «Правописание слов в словосочетаниях»

1 ВАРИАНТ

Спиши текст. Найди предложения с однородными членами, графически объясни знаки препинания в них.

На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.

Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.

(По Ю. Фролову)

2 ВАРИАНТ

Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок. Спиши текст правильно.

Берёза.

Как чудесно гулять в светлой берёзовой рощи! Подойдёшь к берёзке, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачевается от ветра, радуит всех своей красотой.

Жизнь у берёзки нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески.

Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядиш, уже малютка берёзка тянет листики - ладошки из старого пня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методика проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку (на примере тестов и диктантов)"

В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же время служит средством приобретения знаний по всем другим дисц...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку "Начальная школа 21 века" 2 класс, 2 полугодие

тесты и конрольные работы по русскому языку за 2 полугодие 2 класс...

Тексты контрольных и проверочных работ по русскому языку для 2 класса по программе "Перспектива"

Тексты контрольных и проверочных работ составлены к рабочей программе по русскому языку 2 класса по программе "Перспектива".  Тексты диктантов с грамматичекими заданиями, задания для работ ...

подборка контрольных и проверочных работ по русскому языку

Представлены тексты, которые можно использовать после изучения отдельных тем. Подборка подходит для УМК "Гармония"...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 4 класс.

Данный материал можно использовать для подготовки к итоговой контрольной работе по русскому языку за курс начальной школы. Задания даны в тестовой форме...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 3 класс

Используется для различных видов контроля в 3 классе. Программа Школа 21 века....

Мониторинг контрольных и проверочных работ по русскому языку в 3 классе

Мониторинг показывает уровень сформированности ЗУН обучающихся по различным темам русского языка за курс 3 класса....