Кружковая работа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Малова Галина Николаевна

Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_po_r_yaz_-_1ch_v_ned.docx61.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано                                                                    Утверждено

 на Управляющем Совете                                               приказ №282

 протокол  №  6                                                      

    28 .  08.  2020 г.                                                     от  « 26 »  августа  2020г.  

 Председатель                                                           Директор школы

 ____________Дубовицкая Л.П.                               ____________Н.М.Добрынина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Тайна слова»

для обучающихся 3  «Б» класса

срок обучения – 1 год, количество часов – 1 час в неделю

Составитель:

Малова Г.Н.

учитель начальных классов

р.п. Дмитриевка 2020 г

                                           Пояснительная записка

Актуальность ,практическая значимость, новизна и педагогическая целесообразность  программы

      Язык, как средство общения возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме.

     Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.


   В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. По словам Д.Н Богоявленского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.


   Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в начальных классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности.  

     Занятия по русскому языку «Секреты орфографии» для учащихся  4 класса составлены на основе:

  • сборника программ  для начальной образовательной школы  система

Д. Б. Эльконина  – В.В. Давыдова.  -М.:Вита-Пресс, 2010г  

  • учебника «Русский язык»,  В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова.

     Данная программа занятий по русскому языку  носит познавательный  характер. Курс построен таким образом, чтобы познакомить учащихся с историей письменности и правилами русского правописания. 

Содержание курса  «Секреты орфографии» органично соединяется с содержанием таких предметов, как история, география, литературное чтение, информатика.

Цель программы: углубление знаний обучающихся по грамматико-орфографическим темам программы по русскому языку.

Задачи:

1.Познакомить учащихся, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами.

2.Раскрыть «секреты» орфографии.

3.Научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

4.Научить составлять  и применять на практике инструкции к орфографическим правилам.

5.Расширить знания учащихся по предмету.

   Сведения о сроках реализации  программы                                     

Предлагаемый курс рассчитан на 1 год обучения- 4 класс (68ч).

Режим занятий в год ,периодичность, продолжительность одного занятия.

Занятия с детьми проводятся два раза в неделю.

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа.

Занятия по русскому языку «Секреты орфографии» для учащихся  4 класса

Формы и виды контроля, подведение итогов работы.

         Контроль проводится в виде фронтального  опроса, открытых занятий, выставки творческих работ учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.

     Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. научность;
  3. сознательность и активность;
  4. наглядность;
  5. доступность;
  6. связь теории с практикой;
  7. индивидуальный подход к учащимся.

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате изучения курса  учащиеся должны

         знать: 

  • возникновение письменности;
  • что обозначается в русском языке буквами;
  •  «секреты» правописания в русском языке

уметь:

  • безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи;
  • составлять инструкции к орфографическим правилам;
  • тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно

         использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической деятельности

Учебно-тематический план.

Разделы программы

Всего, час

Количество часов

теория

практика

Дорога к письменности.

6

2

4

Кто-кто в алфавите живёт?

12

4

8

В путь за «главным»  правилом!

13

3

10

«Фонемные» и «нефонемные» правила.

8

1

7

Как запомнить правило?

6

2

4

Память и грамотность.

2

2

Из чего строятся слова?

6

1

5

Смотри в корень!

15

2

13

Итого

68

15

53

     

Содержание образовательной программы.

Дорога к письменности.(6ч)

Теория (2ч): Как обходились без письма?

                          Древние письмена.

Практика (4ч): Выполнение практических, творческих, исследовательских  работ.   

Кто-кто в алфавите живёт?(12ч)

Теория (4ч): Как возникла наша письменность? Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Способ определения фонемного состава слова.

Практика (8ч): Тренировка памяти, чтобы писать грамотно. Выполнение практических, творческих, исследовательских  работ.   

«В путь за главным правилом!»(13ч)

Теория (3ч): «Ошибкоопасные» места.

Практика (10ч): Тайна фонемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Главное» правило. Выполнение практических, творческих, исследовательских  работ.   

«Фонемные» и «нефонемные» правила.

Теория (3ч): «Фонемы повелевают буквами». Когда ь пишется, а когда не пишется?

Практика (10ч): Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»! «Фонемы повелевают буквами». Когда ь пишется, а когда не пишется? 1.Ь для обозначения на письме мягких фонем:

  • ь на конце слова;
  • ь перед твёрдыми согласными;
  • ь и его отсутствие перед мягкими согласными;
  • отсутствие ь в сочетаниях –чн,-чк,-нч,-нщ.

2.Гласные и, а, у после шипящих.

3.Правописание непроизносимых согласных.

4.Правописание  и и ы

после ц.

Как запомнить правило?

Теория (3ч):Как запомнить правило?

Практика (10ч): Учимся составлять и применять в практике инструкции к орфографическим правилам.

Память и грамотность.(2ч)

Практика (2ч): Тренируем зрительную память, слуховую память, двигательную память, речедвигатель-ную память.

Из чего строятся слова?(6ч)

Теория (1ч): «Строительные блоки» для слов называются морфемами.

Практика (5ч): Строительная работа морфем. Где же хранятся слова?

Смотри в корень!(15ч)

Теория (2ч): Корень – общая часть родственных слов.

Родственные слова должны быть связаны по смыслу.

Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.

В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.

Проверочные слова обязательно должны быть родственными, а не просто похожими.

Практика (13ч): Слова «родственники». Кто командует корнями? Корень и «главное» правило. «Пересаженные» корни.

Методическое обеспечение программы

                                 Методика обучения

           Образовательный процесс имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

             

         Методы обучения:  

  • словесные - рассказ, беседа                                        
  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и  компьютерные;                          
  • практические — выполнение практических, творческих, исследовательских  работ.  
  • Использование  игр, упражнений,  задействующих  слуховые, зрительные, осязательные рецепторы, способствует углубленному восприятию детьми информации.
  • Применение данных методических рекомендаций, позволяет наиболее
  • оптимально активизировать внимание детей и способствует успешному освоению детьми программы.
  • При работе с учащимися младшего школьного возраста выделяется определённая специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находятся в особом соотношении друг с другом.
  • Более глубокому, сознательному и активному отношению  к практическим занятиям помогает наглядный материал.

Основные методы и технологии.

  1. технология дифференцированного обучения;
  2. развивающее обучение;
  3. технология обучения в сотрудничестве;
  4. коммуникативная технология.

       Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств   школьника.

                 

                           

 

                        Календарно-тематическое планирование

Дата

Тип урока

Раздел. Тема.

Кол-во часов

Понятийный словарь

Планируемый результат

Раздел 1: Дорога к письменности.

Задачи:

1.Познакомить уч-ся с историей возникновения письменности.

Вводный урок. Постановка учебной задачи.

Как обходились без письма?

Древние люди.

Решение учебной задачи.

Древние письмена.

Медвежий угол.

Медвежья услуга.

Раздел 2: Кто-кто в алфавите живёт?

Задачи:

1.Восстановить и конкретизировать знания уч-ся о звуках и буквах.

2.Вспомнить способ определения фонемного состава слова.

12ч

Фонемы - это звуки -смыслоразличители.

Постановка учебной задачи.

Как возникла наша письменность?

Кириллица.

Глаголица.

Решение учебной задачи.

Меня зовут фонем  а.

Фонема.

Решение учебной задачи.

Для всех ли фонем есть буквы?

Раздел 3: «В путь за главным правилом!»

Задачи:

1. Вспомнить основной закон русского письма и общее орфографическое правило.

2.Развивать орфографическую зоркость уч-ся.

13ч

Буквой мы записываем фонему в сильной позиции. Чтобы согласная (глухая или звонкая) фонема оказалась в сильной позиции, надо поставить её перед звуками – «волшебниками»: сонорными согласными, или в, или гласными.

Решение учебной задачи.

«Ошибкоопасные» места.

«Ошибкоопас-

ные» места.

Решение учебной задачи.

Тайна фонемы.

Чередования.

Решение учебной задачи.

Опасные согласные.

Опасные согласные.

Решение учебной задачи.

На сцене гласные.

Решение учебной задачи.

«Главное» правило.

Слабая, сильная позиции в слове.

 Раздел 4: «Фонемные» и «нефонемные» правила.

Задачи:

1.Познакомить уч-ся с некоторыми орфографическими правилами, в которых «командуют» фонемы.

2.Вспомнить согласные, которые образуют пары по твёрдости – мягкости.

3.Повторить правило о непроизносимых согласных.

Большинство правил в русском языке – «фонемные». В них «фонемы повелевают буквами». Бывают и «нефонемные» правила:

1.Ь для обозначения на письме мягких фонем:

  • ь на конце слова;
  • ь перед твёрдыми согласными;
  • ь и его отсутствие перед мягкими согласными;
  • отсутствие ь в сочетаниях –чн,-чк,-нч,-нщ.

2.Гласные и, а, у после шипящих.

3.Правописание непроизносимых согласных.

4.Правописание  и и ы

после ц.

Постановка учебной задачи.

«Фонемы повелевают буквами»

Фонемное правило.

Повтор.

Решение частных задач.

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Мягкие фонемы.

Повтор.

Решение частных задач.

Ваши старые знакомые.

Мягкие согласные.

Повтор.

Решение частных задач.

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!

Непроизносимые согласные.

Повтор.

Решение частных задач.

«Нефонемное» правило.

«Нефонемное» правило.

Раздел 5:Как запомнить правило?

Задачи:

1. Научить уч-ся составлять и применять в практике инструкции к орфографическим правилам.

Составлять и применять инструкции к орфографическим правилам.

Постановка учебной задачи. Решение учебной задачи.

Волшебное средство-«самоинструкция».

Самоинструкция.

Решение учебной задачи.

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

Раздел 6:Память и грамотность.

Задачи:

1. Тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно.

Зрительная память.

Слуховая память.

Двигательная память.

Речедвигатель-ная память.

План.

Научить тренировать различные виды памяти, чтобы писать грамотно.

Раздел 7:Из чего строятся слова?

Задачи:

1.Восстановить и конкретизировать знания учеников о значимых частях слова.

2.Вспомнить способ определения фонемного состава слова.

3.Познакомить уч-ся со словарями.

«Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре:

  • приставка
  • корень
  • суффикс
  • окончание

Копилки слов – словари, уметь работать с различными видами словарей, использовать: 

приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Постановка учебной задачи. Решение учебной задачи.

Строительная работа морфем.

Морфема.

Решение частных задач.

Где же хранятся слова?

Словарь.

Раздел 8: Смотри в корень!

Задачи:

1.Воспроизвести знания о родственных словах, способ определения морфемного состава слова.

2.Научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

15ч

Корень – общая часть родственных слов.

Родственные слова должны быть связаны по смыслу.

Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.

В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.

Проверочные слова обязательно должны быть родственными, а не просто похожими.

Постановка учебной задачи. Решение учебной задачи.

Слова «родственники».

Родственные слова.

Решение частных задач.

Кто командует корнями?

Ударение.

Решение частных задач.

Корень и «главное» правило.

Проверочное слово.

Решение частных задач.

«Пересаженные» корни.

Заимствованные слова.

Литература и материально-техническое обеспечение программы

1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся начальных классов. - М., Просвещение, 2001;
2.Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - 2-ое изд.

- М., Просвещение,1996;

3.Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф. Современное русское письмо.
- М., Просвещение,2004;

4.Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии.

- М., Просвещение,2005;

5. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе.

- М., Просвещение,1999;

6.Львов М.Р. Правописание в начальных классах.

- М.: Просвещение, 2000;

7. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2004;

8.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.

-М., Просвещение,2002;

9. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., Аспект Пресс, 2006;

10.Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в
начальных классах. - М.: Просвещение, 2001;
11.Сергиевксий А.С. Сопоставление при повторении орфографии.

- М., Просвещение,2000;
12.Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Т. 10.

 – М., Аванта+, 2008.

13.Технические средства обучения

14.Экранно – звуковые пособия


      Дидактический материал:

  • Инструкция к «фонемным» и «нефонемным» правилам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по английскому языку в 1 классе. Тема занятия - "Цвета"

   Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В иг...

Рабочая программа по кружковой работе по английскому языку к учебнику Spotlight в 1 классе

Программа расчитана на 2ч. в неделю, для учащихся 1 класса по УМК Spotlight...

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...

1 класс. Русский язык. Контрольная работа по русскому языку.

Контрольная работа по русскому языку 1 класс....

Внеурочное кружковое занятие по русскому языку по теме "Зима - волшебное время года"

Внеурочное кружковое занятие по русскому языку по теме "Зима - волшебное время года"...