Внеурочное кружковое занятие по русскому языку по теме "Зима - волшебное время года"
план-конспект занятия (2 класс)

Внеурочное кружковое занятие по русскому языку по теме "Зима - волшебное время года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Название кружка: «АБВГДЕйка»

Класс: 3-А

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Форма организации: Индивидуально-групповая

Тема занятия: «Зима – волшебное время года»

Цель занятия: формирование позитивного отношения к правильной речи; расширение представлений об окружающей действительности; работа над языковыми нормами, формирование у обучающихся, выразительной речи.

Задачи: 

  • Развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • развитие познавательного интереса к родному языку;
  • включение обучающихся в практическую деятельность по сохранению чистоты языка.

Планируемые результаты:

  1. Метапредметные.
  • познавательные: развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания); осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • регулятивные: определение плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата); принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально.
  • коммуникативные: умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию; развивать умение планировать свои действия совместно с учителем; формировать умение общаться со сверстниками, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

2. Личностные:

  • умение управлять своими эмоциями; ведение всех действий в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка; формировать бережное отношение к правильной устной и письменной речи, что является показателем общей культуры обучающихся.

3. Предметные:

  • развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обыденной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны природных явлений); устранение и корректирование речевых ошибок позволяет решать проблемы самопроверки и самооценки; игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить словообразование и грамматику.

Образовательные ресурсы: презентация, карточки, видео-материал.


Ход внеурочного занятия:

Этапы органи-зации занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организацион-ный момент

1. Приветствие.

- Здравствуйте, дети! Вы посмотрите: зима нисколько не уступает ни одному времени года по своей красоте, хочу поделиться с вами прекрасными поэтическими строками:

В зимнем царстве – государстве,

В воздухе морозном

Кружатся снежинки – кружевные звезды!

Пролетал здесь ветер озорной, веселый.

Он принес снежинки для игры со словом!

2. Упражнение для развития дыхания:

- Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, красоту и доброту. А через рот (губки «хоботком») выдохните все обиды и огорчения. Дуем на снежинки как ветерок, дуем долго, чтобы снежинка поднялась как можно выше. (Дети дуют на снежинки). У каждого ребенка снежинка на ниточке. Во время выполнения упражнения следить, чтобы дети не поднимали плечи, сильно не раздували щеки, воздушная струя должна быть направленной).

3. Задание «Собери слово»

Посмотрите на цвет снежинок и объединитесь в группы по 4 человека (получится 3 группы).

- Вы заметили что-то необычное? (на снежинках буквы).

- А что можно составить из букв? (слоги, слова).

- Давайте составим слова, которые спрятались в ваших снежинках и уточним, о чем сегодня будем говорить на нашем занятии.

(Команды складывают слова: «зима», «снег», «мороз»).

Приветствуются с учителем

Слушают строки

Выполняют упражнения

Делятся на группы

Отвечают на воп-росы

      Личностные УУД: умение управлять своими эмоциями; ведение всех действий в зави-симости от индивидуальных возможностей ребенка; форми-ровать бережное отношение к правильной устной и письмен-ной речи, что является показа-телем общей культуры обу-чающихся.

  •       Познавательные УУД: развитие познавательной сфе-ры (мышления, памяти, внима-ния); осознание и произволь-ное построение речевого выс-казывания в устной и пись-менной форме.

Получение новых знаний

4. Сообщение темы занятия.

У.: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на занятии?

Д.: Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

У.: О зимних явлениях природы, показ слайдов:

- снег, снежинка, хлопья, крупа;

- метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор.

(Дети комментируют изображения природных явлений).

5. Задание: «Подбери слова – признаки».

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

День какой? – короткий, солнечный, ветреный.

Небо какое? – хмурое, пасмурное, серо-голубое.

Ветер какой? – сильный, колючий, порывистый.

Снег какой? – пушистый, белый, легкий, мягкий.

Лед какой? – хрупкий, холодный, крепкий.

Сосулька какая? – ледяная, прозрачная, твердая.

Мы сказали какой разной может быть природа зимой. Но и сама зима может быть разной.  – ранняя, средняя, поздняя.

(По показу слайдов дети определяют где ранняя зима).

Декабрь.

У декабря полно забот –

Как все успеть – не знает!

Он провожает старый год

И Новый год встречает!

Он должен елку нарядить!

Последний день сегодня,

Чтобы всех на свете пригласить

На праздник новогодний!

Январь.

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снегу во дворе

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Февраль.

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти, не пройти

И весну не привести.

6. Работ со словом; закончи предложение.

У.: Зимой все вокруг покрыто снегом, давайте поиграем с этими словами.

Задание. «Доскажи словечко» (на интерактивной доске слова): снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, Снегурочка, снегири.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю …. Снег.

С неба все скользят пушинки серебристые …. Снежинки.

На поселки, на лужок все снижается …. Снежок.

Вот веселье для ребята - все сильнее …. Снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. Снежки.

Рядом снежная фигурочка – эта девочка…. Снегурочка.

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой …. Снегири.

У.: Ребята, какие слова вы добавляли в предложение? С какой общей частью? (с корнем). Как называются слова, у которых есть общая часть – (родственные). Давайте выделим их корни.

(Дети на доске выделяют корни слов).

6. «Магические» задания.

- Дети, а давайте вместе с вами составим однокоренные слова к слову снег.

(Дети по очереди проходят к доске, записывают однокоренные слова и выделяют в них значимые части).

7. Задание: найти лишнее слово среди однокоренных.

У.: Я буду называть слова, они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

- Лёд, ледок, медок, ледяной.

- Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

- Лыжи, лыжник, булыжник, лыжня.

- Каток, платок, кататься.

Слушают вопрос

Отвечают на воп-рос

Отвечают на воп-росы

Слушают учителя

Называют слова.

Составляют одно-коренные слова

Определяют невер-ные слова

     Коммуникативные УУД: умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию; развивать умение планировать свои действия совместно с учителем; формировать умение общаться со сверстниками, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

  •       Регулятивные УУД: определение плана и последо-вательности действий (опреде-ление последовательности промежуточных целей с уче-том конечного результата); принимать и сохранять учеб-ную задачу; самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально.

  •      Познавательные УУД: раз-витие познавательной сферы (мышления, памяти, внима-ния); осознание и произволь-ное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    Предметные УУД: развитие мыслительных навыков обуча-ющихся, необходимых не только в учебе, но и в обыден-ной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны природных явлений); устранение и кор-ректирование речевых ошибок позволяет решать проблемы самопроверки и самооценки; игровая и практическая дея-тельность позволяет лучше изучить словообразование и грамматику.

Физминутка

Давайте немного отдохнем.

Наконец пришла зима (встать, руки в стороны)

Стали белыми дома (руки над головой, ладони вместе)

Снег на улице метёт (движение руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт (движение руками, как будто подметаем).

Мы катаемся на санках (присесть)

Пишем на катке круги (руки за спину, повороты вокруг себя)

Ловко бегаем на лыжах (показать хотьбу на лыжах)

И играем все в снежки! (показать игру в снежки).

Выполняют упражнения

Закрепление знаний

8. Работа с деформированным предложением.

У.: Ребята, сколько скороговорок, поговорок придумано про зиму, но они у меня все случайно перепутались. Что же нам делать? Нужно расставить слова в правильной последовательности, чтобы слова были взаимосвязаны по смыслу.

БЕРЕГИ НОС В БОЛЬШОЙ МОРОЗ.

МНОГО СНЕГА – МНОГО ХЛЕБА.

БЕЛЕЕ ЗИМА – ЗЕЛЕНЕЕ ЛЕТО.

МОРОЗО НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.

У.: Ребята, как вы понимаете эту пословицу? В мороз легко заболеть.

9. Массаж биологически активных точек «НЕБОЛЕЙКА».

Ребята, гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть, Но нам с вами простуда не страшна, потому что мы делаем массаж «НЕБОЛЕЙКА».

- Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз).

- Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа).

- Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком (прикладываем по лбу ладони и растираем).

- «Вилку» пальчиками сделай, массажируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею).

- Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

10. Работа в группах с деформированным текстом.

У.: Ребята, вы показали хорошие знания о зиме. Я попрошу вас помочь выполнить еще одно задание. Помогите мне прочесть текст….

Зимняя ночь.

1. Наступила ночь в лесу.

2. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз.

3. Хлопьями осыпается легкий серебряный иней.

4. В темном высоком небе рассыпались яркие зимние звезды.

(И.Соколов-Митков).

11. «Мульти-пульти»

У.: Дети, к нам сегодня на урок решили прийти Маша и Медведь со своими загадками. Слушайте их песенку внимательно и давайте угадаем, какие же животные ходили по лесной тропинке.

(Дети просматривают видеофрагмент и определяют, кто из животных ходил по лесной тропе).

Выполняют задание

Отвечают на вопрос

Выполняют упражнения

Выполняют задание

Смотрят видео

Называют животных

Личностные УУД: умение управлять своими эмоциями; ведение всех действий в зави-симости от индивидуальных возможностей ребенка; форми-ровать бережное отношение к правильной устной и письмен-ной речи, что является показа-телем общей культуры обу-чающихся.

    Предметные УУД: развитие мыслительных навыков обуча-ющихся, необходимых не только в учебе, но и в обыден-ной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны природных явлений); устранение и кор-ректирование речевых ошибок позволяет решать проблемы самопроверки и самооценки; игровая и практическая дея-тельность позволяет лучше изучить словообразование и грамматику.

Рефлексия

Оцените свою деятельность на нашем занятии с помощью разноцветных снежинок:

Синяя снежинка – я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал(а) себя уверенно.

Зелёная снежинка – я работал(а) хорошо, но не в полную силу. Испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

Коричневая снежинка – сегодня не мой день.

Выбирают снежинки

Итоги занятия

Дети, сегодня мы с вами отлично поработали. Вы все активно участвовали на занятии. Спасибо вам, до скорой встречи!

Слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "За волшебным колобком"для обучающихся 3-4 классов

   Данный материал представляет собой разработку внеклассного занятия по русскому языку. Ребята совершат путешествие в  в страну  занимательной грамматики "Руссляндию", где смогут пройти различные исп...

Коррекционное занятие для детей с ОВЗ на тему: "Времена года. Зима"

Данное занятие познакомит детей с особенностью жизни растений и животных в природе зимой. Поможет систематизировать и обогатить знания учащихся о взаимосвязи элементов живой и неживой природы. Упражне...

Внеклассное занятие по русскому языку «За волшебным колобком»

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив,певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен....

Внеурочное кружковое занятие. Тема: Пластилинография "Мухоморы"

Данное внеурочное кружковое занятие позволяет узнать учащимся, как правильно изготавливать поделку "Мухоморы" в технике пластилинография....