Тема : « Слова с буквой й. Перенос слов с й»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цель урока:

формирование умения правильно писать слова с буквой й

развитие умения правильно переносить слова с буквой й

обобщение правил переноса слов

развитие умения составлять предложения и правильно оформлять их на письме

развитие орфографической зоркости

Задачи: формировать мотивацию для включения  обучающихся в учебную деятельность;

учить делить слова для переноса;

закрепить знания о правилах деления слов на слоги;

обогащение и формирование словаря обучающихся;

развитие навыков самооценки обучающихся

Оборудование

Карточки со словарными словами: заяц, медведь,  воробей, дятел

Веер букв

Светофорчики

Плакат: «Хороший друг - настоящий клад

Герои сказок (рисунки)

Схема-опора:зай-ка.стой-те.улыбай-ся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема : « Слова с буквой й. Перенос слов с й» 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

формирование умения правильно писать слова с буквой й

развитие умения правильно переносить слова с буквой й

обобщение правил переноса слов

развитие умения составлять предложения и правильно оформлять их на письме

развитие орфографической зоркости

Задачи: формировать мотивацию для включения  обучающихся в учебную деятельность;

учить делить слова для переноса;

закрепить знания о правилах деления слов на слоги;

обогащение и формирование словаря обучающихся;

развитие навыков самооценки обучающихся

Оборудование

Карточки со словарными словами: заяц, медведь,  воробей, дятел

Веер букв

Светофорчики

Плакат: «Хороший друг - настоящий клад

Герои сказок (рисунки)

Схема-опора:зай-ка.стой-те.улыбай-ся

Ход урока

IОрганизационный момент

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

- Откройте тетради и запишите число.

Снова сегодня с нами на уроке ваши друзья- герои любимых книг .Они вместе с вами будут изучать слова с й,  научаться  правильно переносить слова с й с одной строки на другую.

II-Очень  хотел  побывать у вас на уроке Незнайка, но не смог. Но он прислал  на минутку чистописания для вас пословицу.

« Хорошый  друк - настоящий клат» (на доске)

-Прочитайте хором пословицу

-Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)

-Правильно написаны   все слова? (Дети показывают  светофорчики, красный –ошибки, зеленый- все верно)

-  Верно ребята, в пословице есть ошибки.Незнайка как всегда торопился. Какие ошибки в написании слов он  допустил?

-(Ответы детей)

-Спишите пословицу.

-Подчеркните знакомые вам орфограммы.

III Актуализация знаний и фиксация затруднений в  деятельности. Словарная работа.

На игровую площадку вас приглашает  Карлсон

1)Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква –озорница,

Стали там твориться

Очень странные дела

На доске:

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

-Какая буква – озорница заняла чужое место?

(Ответы детей)

2) Метограмма

С  ч над морем я летаю

С  г в машине я бываю

Запись в тетрадь:

Майки  чайки гайки

-Обратите внимания на эти слова, что в них общего? (Ответы детей)

-Как  определить сколько слогов в слове? ( Дети:  Сколько  в слове  гласных, столько и слогов)

3) А теперь поиграем в игру, которая называется «Тир»(мячик кидает учитель, а ученик называет слово и кидает обратно)

 Кто больше назовет слов с буквой  й.

4) Чебурашка  получил задание,

но сам не смог выполнить его.

Он просит вас помочь ему.

О ком так говорят?

а) На доске

Пестрый                  за..ц

Шустрый             м…дведь

Косой                  в..робей

Косолапый           дят..л

б) Работа с веером букв (весь класс)

в) Запись  в тетрадь с комментированием.

Пестрый дятел. Шустрый воробей. Косой заяц. Косолапый медведь.

-Подчеркнуть слоги с буквой й

IV. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем писать слова с буквой й, познакомимся с правилами переноса слов с буквой й

Совет доктора Айболита.

VФизминутка. (В темном лесу есть избушка)

VI Работа по теме  урока .

-Как вы думаете можно ли переносить слова из одного слога?

Знаем, что слова переносим по слогам. Одну букву не переносим и не оставляем на строке.

На доске плакаты:

.Едва

Я перенёс

Е-два

И получил

За это 2

Укол

Я перенёс

У-кол

И получил

За это 1

Опять

Я перенёс

О-пять

Теперь надеюсь

Будет 5

-Как вы думаете, что получит ученик? Почему?

-Напомните ему правило переноса слов (Ответы детей)

-А как же перенести слово двойка, чайка, майка, гайка?

-Прочитайте правило в учебнике.

-А как можно перенести слова с буквой й в середине слова?

Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук [й] – согласный, значит, его нельзя отрывать от слога.

-Буква й при переносе не отделяется от гласной.

-Схема-опора поможет вам правильно переносить слова с буквой й (на доске)

-Чтение слов по схеме.

VII   Работа с учебником. Упр.77-с комментированием

-Как можно назвать эти слова? (родственными)

-Какие слова называются родственными? (Ответы детей)

VIII Работа с   деформированным текстом.

Красная шапочка приготовила вам такое задание.

-Из данных слов составьте предложение (устно)

Лисы, робкий, от, прячется, зайчик.

-Каким  словом можно заменить слово робкий?

-Как перенести слова с й.  Разделить для переноса?

-А о каком зайчике говорится в этом стихотворении?

Скачет зайчик по стене

И  подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке.
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.

(Ответы детей) 

IXПодведение итогов урока

Предлагаю ответить на вопросы теста.(на листочке на парту)

Работаем  в паре. Ответь на вопросы, выбери и обведи в кружок, только один ответ

1При переносе буква Й

а) не отделяется от буквы гласного звука

б) переносится на другую строку

2Выберите верный вариант переноса

а) ше - йка

б) шей-ка

3В какой из строчек верно дана фонетическая характеристика звука [й]

а) согласный, мягкий, звонкий

в) согласный, мягкий, глухой

4Выбери слово, близкое по смыслу к словосочетанию  родимый край

а) Отчизна

в) Чужбина

Учитель закрепляет на доску солнышко.

- Звенит долгожданный звонок.

 Вот и окончен урок.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Презентация по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

В презентации показана минутка чистописания в необычной форме. Даны задания  по теме, которые учащиеся выполняют помогая космическим жителям. ...

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

Тема: Перенос слов с буквой й в середине. (2 класс)

Урок даёт возможность продолжить знакомство учащихся с переносом слов. Указанной теме соответствуют поставленные цели урока. Цели урока определяются в ...

Перенос слов с буквой «и» в середине слова.

урок обобщения и систематизации знаний....

Конспект урока по теме "Буква Й. Перенос слов с буквой Й" 1 класс ПНШ

Сценарий урока предназнчен для учителей начальных классов, В уроке использованы материалы образовательной платформы Учи.ру....

Урок русского языка в 1 классе по теме «Слова с удвоенной согласной. Перенос слов с удвоенной согласной»

Очень важно правильно писать слова с удвоенной согласной буквой. Если вы напишете в таком слове только одну согласную букву, то значение слова может измениться или потеряться. Большинство слов с ...