Исследовательская работа
проект по русскому языку (3, 4 класс)

Анна Михайловна Молчанова

Тема работы "Слова-паразиты в речи школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_parazity_v_rechi_shkolnikov.doc488.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

                            Научно- практическая конференция «Первые шаги»

Исследовательская работа

  «Слова-паразиты в речи школьников»

                                                                                 

                                                                       

         

                                                                        Автор: Молчанова Татьяна 4 «а» класс

                                                        Руководитель: Молчанова А. М.   

                                           

                                                                   

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………………..…3                                                                        

  1. Теоритическая часть

1.1. Слова-паразиты и причины  их употребления……………………………..…4

      1.2. Классификация речевых паразитов………………………………………..…..5

      1.3. Вывод …………………………………………………………………………....5

                                

2. Практическая часть

  1.  Проведение анкетирования  среди одноклассников, анализ результатов….6

2.2. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами…………………………….6              2.3. Вывод……………………………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………………… 7

Список литературы……………………………………………………………………….8

Приложения………………………………………………………………………………

                                                                 

                                                           

                                                               Введение

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской: (слайд-2)

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще. 

Актуальность проблемы: все более частое использование слов-паразитов в речи подростков негативно влияет на культуру общения

Объект исследования: речь подростков

Предмет исследования: говорящий субъект в общении

(слайд-3)Целью моей работы стало узнать,  насколько  часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи(слайд-4)

  1. Прочитать литературу о словах-паразитах
  2. Провести анкетирование среди учащихся.
  3. Провести анализ результатов анкетирования.
  4. Разработать рекомендации по борьбе со словами-паразитами в речи людей.

  Гипотеза: использование слов-паразитов при общении засоряет речь учащихся, снижает культуру общения

Методы исследования:

теоретический анализ литературы; анкетирование, опрос .

                                                    1.Теоритическая часть

1.1.  Слова-паразиты и причины  их употребления

(Слайд-5)Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот»,  «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.  В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся  по такой причине:   слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент  в голову не приходит. Так  о  причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

(слайд6) Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются   разные  термины:   «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего  употребляются  термины  «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

                                     Что же скрывается за безобидными паразитами?

“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

“Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.

“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

“Как бы” – словечко подростков и слишком «творческих личностей», которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.

       Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие.

Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество  слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

                             

                     1.2. Классификация речевых паразитов

Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов  употребляется  для эмоциональной  окраски  речи, например, блин. Другие слова служат для  замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.  Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того,  как бы, вроде того.

Слова - паразиты могут быть разными частями речи.

(слайд-7 )               Слова - паразиты как части речи

Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

                                                      1.3. Вывод

Проанализировав различную литературу,  я сделал  вывод о том, что слова-паразиты -  это  пустые, сор слова, которые сбивают ритм речи и  мешают ее пониманию.  Говорящий  человек чаще всего  их не замечает. Причины  употребления  слов - паразитов можно  разделить на четыре  группы: (слайд-8)

1. Недостаточный  словарный запас ( говорящему не всегда удаётся  быстро найти нужное слово);

         2.  Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

         3.  Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

        4.   Мода на некоторые  слова.

2.Практическая часть

2.1.        Проведение анкетирования  среди одноклассников

Для проведения анкетирования среди учащихся разных школ я решил использовать следующий список вопросов:(слайд-9)

1. Употребляете ли Вы слова-паразиты?

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

6. Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Всего в  анкетировании принимали участие  26 учеников (Приложение№1)

Результаты анкетирования «Слова – паразиты в речи школьников» показали(слайд-10

  • учащиеся  (62 %) употребляют в своей речи слова - паразиты;
  • (69%) учащихся  замечают в своей речи слова- паразиты; (27%) не замечают, (4 %) – замечают очень редко.(слайд-11)
  • наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «эээ»; «вот»; «короче».(слайд-12)
  • способы борьбы со словами-паразитами:  большинство учащихся ответили следить за речью; некоторые - затруднились ответить (Приложение№2)

2.2. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами.

На основании полученных данных я разработал несколько советов, которые помогут избавиться от слов паразитов.

  1. Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично.
  2. Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике.
  3.  Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов.
  4. Делайте паузы. Многие применяют междометия и слова-паразиты, потому что боятся молчать. Можете смело делать паузы – это добавляет речи весомости.
  5. Смотрите на собеседника. Вы увидите, что вам дают высказаться, слушают внимательно. Это ослабит напряжение, и говорить будет проще.

6.    Чтобы изгнать из речи "паразита", попробуйте разнообразить выражение своей точки зрения на происходящее и использовать другие слова: в действительности, действительно, без сомнения, и вправду, безусловно, конечно.

  1. И не стоит забывать о том факте, что если человек много читает, обладает большим словарным запасом, то он меньше употребляет в своей речи слов паразитов.

2.3. Вывод

    На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в речи всех школьников. Меньше других слова – паразиты используют в своей речи 5 человек из опрошенных. И столько же не используют их совсем. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «вот», «эээ». Самыми редкими являются такие слова, как «это самое», «как бы», «как его».   Многие ученики замечают, что используют слова-паразиты.  Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании.  Но, кроме этого  одноклассники предложили и свои способы.

                                                       Заключение

       В ходе данного исследования было выявлено, что 62% учеников   достаточно часто употребляют  слова-паразиты,  69% школьников даже замечают их в своей речи.   Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами,  могут быть разными частями речи.   При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.. На основании результатов моего исследования  можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще  всего слова-паразиты используются школьниками  из-за скудности словарного запаса. Иногда  на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Давайте беречь наш язык!

Список литературы

1.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.

2.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?//  1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

3.Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/

4.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.

       5.Ораторский клуб http://www.oratorclub.com                                                                                                        

Вопрос

Да

Нет

Редко

Кол-во опрошенных

1. Употребляете ли Вы слова-паразиты?

16

5

5

26

2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

Вот, это самое, но, короче, типа, черт, как его, блин, ну там, ммм, это самое, ешкин кот,

3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

Вот- 12, там- 9, блин- 20, как его – 8, как бы – 7, а – 8, эээ – 14, ну -10, так – 7, это самое – 4, ммм- 7, но – 11, короче – 11, типа – 10, чёрт - 10

4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?

18

7

1

26

5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?

12

14

26

6. Какие способы борьбы Вы можете предложить?

1.Чаще следить за своей речью.

2. Пытаться не говорить слова-паразиты

3. Записать свою речь на диктофон и после прослушать.

Приложение 1

   

 

 Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...