Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шатунова Светлана Викторовна

Урок русского языка

 3 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 3 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»

Учитель Шатунова С.В.

27.02.2020 г.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

 

  1. Оргмомент.  

Прозвенел звонок,

Начинается урок,

На меня все посмотрели

И на место тихо сели.

    Я  надеюсь, что вы будете сегодня работать  дружно, активно.

    Соберите в ладошки все свои опасения, волнения, переживания и сдуйте их.

   Они превратились в красивых бабочек, которые будут наблюдать за нами в течение всего урока. У Вас на партах тоже лежат бабочки. Если вы хорошо настроились на урок, возьмите бабочку с раскрытыми крылышками, если еще волнения остались, возьмите другую бабочку. Поднимите их вверх.

      Прием "Ладошки"

  1. Мы с вами на уроке русского языка.  

           Записали число, классная работа.

                         Двадцать седьмое февраля.

                         Классная работа.

       Наш урок мы начнем с минутки чистописания.

       Для чего мы проводим эти минутки? (Чтобы красиво писать)

     Чистописание

- Запишите в тетрадях сочетания букв.   

ая  яя  ое  ее  ый  ий  ой                             

    Оцените свою работу по шкале.       

  Если вы считаете, что все сочетания написали красиво, поставьте крестик наверху, если есть помарки – в середине, если не довольны письмом в целом – внизу.

         

  1. - В какой части слова мы встречаем эти сочетания?

       (в окончаниях)

        Откройте орфографический словарик на с.148 , найдите и выпишите слова с такими окончаниями, подчеркните орфограммы и выделите окончания.

        Работаем в парах.

Дежурный (ученик), жёлтый, интересный, русский (язык), чёрный, Красная площадь.

   (Проблемная ситуация)

- Какое слово лишнее?  Почему? (существительное).

- А какой речью являются все остальные слова? (имя прилагательное).

 А какую часть речи вы начали вчера изучать?

Значит мы будем наблюдать за им.прилагательным.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном. Продолжите фразы.
1. Имя прилагательное обозначает…
(признак предмета).

2. Имена прилагательные изменяются … (по родам и числам).
3. Имена прилагательные в  единственном числе отвечают на вопросы… (какой? какая? какое?)

4. А во множественном числе эта часть речи отвечает на вопрос … (какие?)
5. Имя прилагательное связано с другой частью речи, которая называется …    (имя существительное).

- Обратите внимание на прилагательное «красный», всегда ли мы будем писать его с заглавной буквы? (нет, только в именах собственных или в начале предложения).

     4.  

 Составьте словосочетания с этим прилагательным используя существительные, поставьте вопросы:

зорька    (как..?)       красн..          

закат    (как..?)     красн..

солнышко (как..?) красн..

- Что получилось?

зорька    (какая?)       красная           

закат    (какой?)     красный

солнышко (какое?) красное

- Сравните прилагательные, чем они отличаются? Выделите окончания. Что можно сказать о прилагательных? (они изменяются, то есть имеют разные формы).

- А почему разные окончания, от чего это зависит?

( от имени существительного , с которым оно связано).

- Значит форма имени прилагательного будет зависеть от имени существительного.

- Вернемся к словосочетаниям и определим, в какой форме стоят имена существительные?

ед.ч.,ж.р.                 

зорька    (какая?)       красная

 ед.ч.,м.р         

закат    (какой?)     красный

ед.ч.,ср.р

солнышко (какое?) красное

   Так почему разные вопросы и окончания? (существительные разного рода).

   Вывод: Значит, имена прилагательные изменяются по родам в единственном числе. Род прилагательного зависит от имени существительного (запись на доске).

   Сформулируйте тему урока.

«Изменение имен прилагательных по родам».

Подумайте, чему мы должны научиться, изучая этот раздел?

Определять род прил., изменять прилагательные по родам и грамотно писать имена прилагательные.

 

  1. Измените существительные, поставьте их во множественное число и запишите словосочетания.

Что получилось?

зорьки    (какие?)       красные

закаты    (какие?)     красные

солнышки (какие?) красные (переносное значение)

Сравните вопросы и окончания (они одинаковые). Определите род. (нельзя)

- Сделайте вывод (прилагательные во множественном числе по родам не изменяются – на доске запись).

- Давайте подведем итог и попробуем сформулировать правило.

Имена прилагательные изменяются по родам в единственном числе. Они всегда стоят в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано.

- А теперь откройте учебник на с. 72, прочитайте вслух правило и сравните его с нашими предположениями.(Мы предположили верно).

 

 - Что нового мы узнали об имени прилагательном?

(имя прил. Изменяется по родам в единственном числе).

 

6.  Давайте отдохнем и поиграем.

Игра «ЭСТАФЕТА». Назвать имена прилагательные к существительным по цепочке, передавая эстафетную полочку друг другу, тот кто называет прилагательное, садится на место (можно помогать друг другу.)

1 ряд

День (м.р.)

2ряд

Погода(ж.р.)

3 ряд

Небо(ср.р.)

Хороший

Погожий

Ясный

Пасмурный

Дождливый

Хмурый

Удачный

Веселый

Благоприятный

Ясная

Пасмурная

Хмурая

Облачная

Дождливая

Солнечная

Благоприятная

Хорошая

Ясное

Облачное

Звездное

Темное

Голубое

Серое

Хмурое

Синее

Пасмурное

Молодцы!

 

7.  

 На с.73 найдите табл. с окончаниями.

Поработаем по это таблице. Какие окончания бывают у прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

- А зачем нам надо знать эти окончания? (чтобы грамотно писать имена прилагательные).

 Сделаем себе шпаргалку (прием «Своя опора»).

 

М.р. какой?

Ж.р. какая?

Ср.р какое?

-ой/-ый/-ий

-ая/-яя

-ое/-ее

 

 

 

 

 На что надо обратить внимание? Стр. 73.

8. Упражнение 126 с.73.

Выберете одно прилагательное и запишите, составьте с ним словосочетания и запишите в таблицу в соответствующие колоночки.

Посчитаем, сколько заданий (1. Составить словосочет.

                                                          2. Определить род прил.

                                                          3. Записать в соответствующую колонку.

                                                         4. Выделить окончания

Изобразим эти задания в виде отрезков, и будем контролировать их выполнение «Х» на шкале.

(Прием «шкалирование»)

Вы можете помогать друг другу в паре, работать сообща.

Оценка работы. Прочитайте, какие словосочетания вы записали в первую колоночку, во вторую, в третью? Назовите окончания.

М.р. какой?

Ж.р. какая?

Ср.р какое?

-ой/-ый/-ий

-ая/-яя

-ое/-ее

Детский рисунок

Детская комната

Детское пальто

Золотой ключ

Золотая рожь

Золотое кольцо

Горячий чай

Горячая вода

Горячее молоко

Смелый поступок

Смелая мысль

Смелое решение

 

      9. Физминутка.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два –изящно покружилась.

Три – качнулась и присела,

И к цветочкам полетела.

 

   10.    Мы  вместе с бабочкой очутились  на поляне. Посмотрите, как тут красиво! Какое время года изображено? Что помогло вам это определить? (весна, подснежники).

Давайте составим предложение по опорным словам.(__ __ __ __)

 Полянка, на, ковер, лесная, цветущий, похожа.

      ж.р.                х                                                              м.р.           х

   Лесная  полянка похожа на цветущий ковер.

   Запишите предложение. Найдите имена прилагательные, выделите окончания,  определите род.

   ВЗАИМОПРОВЕРКА. Поменяйтесь тетрадочками, проверьте друг у друга по образцу на экране.

Исправьте ошибки (если есть) карандашом.

11. Подводим итог урока.

    Чему мы учились на уроке?

    (листок целей) отметьте «+».

12. Выполним  тест.

Проверим, оценим. У кого 5 , 4.

13. Д/з: составить 3-5 предложений  на тему весна.

14. Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравился ли вам наш урок. Если да, то возьмите бабочку, у которой  раскрыты крылышки, а если вы остались чем-то не довольны, возьмите бабочку, у которой  сложены  крылышки, поднимите их вверх.

Я тоже вами довольна.

Урок окончен. Всем спасибо.

 

   Тест.ФОРМЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

  1. Какие окончания у имён прилагательных мужского  рода?

          □   -ая, -яя

          □   -ое, -ее

          □   -ый, -ий, -ой

  1.  На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?

    □   какой?

    □ какая?

    □ какое?

  1.  У какого имени прилагательного нельзя определить род?

    □  большие

    □  сказочная

    □  сладкое

  1.  Какое имя прилагательное надо употребить с существительным какао?

    □  сладкая

    □  сладкое

    □  сладкий

  1. В какое имя прилагательное надо вписать окончание -ее?

    □  глубок... ведро

    □  зелён... поле

    □  зимн... пальто 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...

Тема: Изменение имен прилагательных по родам. Класс: 3-й. Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.Задачи урока:·         Образовательн...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Изменение имен прилагательных по родам»

Конспект урока по русскому языку на тему:«Изменение имен прилагательных по родам»...