Статься "Программированная система обучения как средство дистанционного образования"
статья по русскому языку (3 класс)

В современном мире не возможно предугадать, что может произойти. Но образовательная сфера не останавливалась никогда. И перейдя на дистанционное обучение для педагогов и учеников были предложены различные платформы, такие как: Zoom, Учи.ру, Якласс и другие. Каждый из предложенных сервисов имеет свои плюсы, возможности и преимущества. Но для данных платформ необходимы как минимум два ресурса: интернет и электронный гаджет. По статистике имеется один компьютер на семью. А в этой семье надо работать за компьютером, и если семья многодетная, то еще и делить между остальными детьми. Если мы посмотрим в СанПиН, то по нормам общее время работы за компьютером составляет 15 минут. Даже с перерывами, дистанционное обучение превысило время работы за компьютером в несколько раз, так как помимо основных предметов, дети выболняли работу и уроков физкультуры, изобразительного искусства, музыки. Хоть и время заставляет нас использовать информационные технологии, не всегда сами технологии могут справляться, так, первое время не справлялись сказанные выше платформы и долгие загрузки оставляли неприятные впечатления у родителей обучающихся. Представшая передо мной задача, напомнила о некой системе программированного обучения, которая была разработана еще в XX веке американским психологом Берресем Фредериком Скиннером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmirovannaya_sistema_obucheniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Программированное обучение как средство дистанционного образования в отсутствие ИКТ средств на примере уроков русского языка»

В современном мире не возможно предугадать, что может произойти. Но образовательная сфера не останавливалась никогда. И перейдя на дистанционное обучение для педагогов и учеников были предложены различные платформы, такие как: Zoom, Учи.ру, Якласс и другие. Каждый из предложенных сервисов имеет свои плюсы, возможности и преимущества. Но для данных платформ необходимы как минимум два ресурса: интернет и электронный гаджет. По статистике имеется один компьютер на семью. А в этой семье надо работать за компьютером, и если семья многодетная, то еще и делить между остальными детьми. Если мы посмотрим в СанПиН, то по нормам общее время работы за компьютером составляет 15 минут. Даже с перерывами, дистанционное обучение превысило время работы за компьютером в несколько раз, так как помимо основных предметов, дети выболняли работу и уроков физкультуры, изобразительного искусства, музыки. Хоть и время заставляет нас использовать информационные технологии, не всегда сами технологии могут справляться, так, первое время не справлялись сказанные выше платформы и долгие загрузки оставляли неприятные впечатления у родителей обучающихся. Представшая передо мной задача, напомнила о некой системе программированного обучения, которая была разработана еще в XX веке американским психологом Берресем Фредериком Скиннером.

1. Разберемся, что такое программированное обучение? Сам термин указывает на слово «программа», т. е. программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе или рабочего листа, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).  В основу общей теории программированного обучения положено написание процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными частями, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия. Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые части. Они последовательно предъявляются обучающему для усвоения. После изучения каждой части следует проверка усвоения. Часть усвоена - переход к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

2. Как учить? Данная система имеет два типа обучающих программ: линейная и разветвленная.

В линейной системе обучения присутствуют следующие требования к организации:

  • При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов».  То есть кратко, четко и последовательно.

Например: 1. Открой тетрадь и запиши номер упражнения.

  1. Прочитай задание к упражнению.
  2. Ответь на вопросы: что тебе необходимо сделать сначала? Что потом?
  3. Имеются ли дополнительные задания?
  4. Как тебе следует выполнить упражнение?
  5. Выполни задание.

  • Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был «деловит и занят», чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.

Например: Шаг 1. Объедини части речи с их признаками.

Имя существительное                Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет

Имя прилагательное                        Часть речи, которая обозначает действие предмета

Глагол                                        Часть речи, которая обозначает признак предмета

Местоимение                                Часть речи, которая обозначает предмет

Шаг 2. Спиши словосочетания и укажи часть речи каждого слова.

Сосновая  роща, он  чёрный, хороший  друг, она  у тропинки, берёзовая  поляна, мы с  ребятами, большая  ворона, они  у  подъезда.

  • Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.  Для этого служит постоянная проверка заданий, вопросов. Ответы для самоанализа можно расположить как на отдельном листе, так и рядом с самим заданием.

  • Учащемуся необходимо помочь, помимо деления материала на небольшие порции («шаги» программы), так же можно использовать подсказки, побуждения т.д. 

Например: Шаг. 1 Спиши слова, подбирая антонимы пл смыслу.

Подсказка. Вспомни, что антонимы — это противоположные по смыслу слова.

Шаг. 2 Проверь себя в листе самоанализа.

Если все решено правильно, ты молодец!

Есть ошибки? Не расстраивайся и попробуй еще раз.

  • Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, - не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению. Использовать для этого можно все используемые нами методами: крестики-нолики, смайлики и др. Вместе с выполненным заданием можно попросить родителей прислать фото набранных «баллов».

Итак линейная система состоит из:

  1. Теоретический материал.
  2. Лист с заданиями, состоящий из «шагов».
  3. Лист самоконтроля — ответы.
  4. Лист самооценки — обратная связь.
  5. Приложение. (Дополнительные материалы)

Линейная программа ориентированна на среднего ученика, предполагает что каждый ученик выполнит программу шаг за шагом в той последовательности, в которой она дана.

Разветвленная программа рассчитана на сильных учеников, предусматривает дополнительные, вспомогательные ветви, на которые, в случае затруднения, опирается обучающийся.

Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой другой подпрограмме.

Например: Шаг 1. Найди глаголы. Выпиши букву, соответствующую слову.

а)Говорят, б)тишина, в)снег, г)падал, д)день, е)принёс, ж)росла, з)красивый, и)избушка, к)посыпались, л)ковры, м)весёлый, н)пела.

Возьми лист самопроверки и сверь со своими ответами.

Если ученик выполнил все правильно, то он переходит к следующему шагу 2, где задание усложняется.

Например: Шаг 2. Определите и соотнесите число глаголов: А)Единственное число, Б) Множественное число.

1)ходить

2)читают

3)вспоминает

4)прыгает

5)смотреть

6)думают

7)светит

8)плачут

9)треснул

10)проснулся

Если шаг 1 выполнен неверно или имеются ошибки, ученик берет дополнительную карточку, чтобы исправить пробелы в своих знаниях, переходя к другому шагу, назовем его 5. 

Шаг 5. Впиши пропущенные слова.

 

Глагол — это часть речи, которая обозначает ___________, и отвечает на вопросы ______________________________________________________________________________.

Далее ученик снова проверяет себя. Возвращается к шагу 1, переделывает задание и продвигается дальше. Если на шаге 2 так же имеются ошибки, то ученик берет соответствующему заданию дополнительную программу и так далее пока не усвоит полностью материал.

3. Как проверять? Рабочие листы можно разделить на два варианта: первое — самопроверка, и проверять работы в качестве того, на сколько хорошо дети справились со всеми шагами. Второе — без самопроверки, проверять на сколько хорошо дети справились с усвоенным материалом. И в первом и втором случае ученики работают в своих тетрадях. Так как программированное обучение подразумевает обычный урок без учителя, то и проверку тетрадей я производила соответствующую: в электронном виде, на фотографиях детских работ выделяла ошибки, оставляла комментарии. Родителям и детям было сразу понятно, в каком месте имелась ошибка и как можно исправить.

Что можно получить при работе в программированной системе обучения:

  • Индивидуализация обучения и активизация самостоятельной работы учащихся.
  • Постоянная самопроверка, соответственно самоанализ.
  • Разделение заданий на мелкие «шаги», которые лучше усваиваются.
  • Данный лист программы можно открыть в любом виде: электронном, либо на печатном носителе, который удобен глазу и можно не волнуясь оставить с ним ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями при организации домашнего обучения

В данной статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения детей - инвалидов и пути их решения....

БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СтатьяБЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Правдина Елена АнатольевнаУчи...

Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».

Это программа стажёрской площадки, которую я вела в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14. г.о. Железнодорожный. В ней представлен опыт обучения других учителей средствам информационных технолог...

Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.

Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....

Система работы по выявлению и формированию познавательного интереса одарённых детей средствами дистанционного взаимодействия на образовательном портале Якласс

Презентация содержит наглядный материал (таблицы, графики, краткие аннотации) по теме "Система работы по  выявлению и формированию познавательного   интереса  одарённых  ...

«Дистанционное обучение как средство повышения качества и доступности общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»

Краткая характеристика 5 сервисов для повышения качества процесса образования и воспитания детей с ОВЗ....

Онлайн-обучение как звено дистанционного образования. Плюсы и минусы

В статье рассматривается сущность дистанционного обучения, его состояние на современном этапе. Обсуждаются преимущества и недостатки данной системы получения знаний, анализируются результаты его приме...