Корень слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 3 классе.
Корень слова.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: уточнение представления о признаках родственных слов, формирование умения выделять корень в словах.
Задачи: научить находить корень в слове и графически обозначать, формировать умение подбирать и образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас детей посредством изучения нового материала, формировать умения сотрудничать друг с другом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знать понятие корень слова;
- уметь находить корень слова и графически обозначать;
- уметь подбирать и образовывать однокоренные слова.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение применять свои знания при выполнении заданий.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему урока;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- умение согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.
Личностные результаты:
- определять правила поведения при совместной работе.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Актуализация знаний
Учитель: А для того, чтобы у нас всё получилось, нужно быть внимательными.
Давайте поработаем в парах и определим тему нашего урока. Возьмите карточки и выполните задание.
Прочитайте группы слов.
В какой группе (1, 2 или 3) находятся однокоренные слова?
Обведите нужную цифру.
1 группа – ягода, ягодка, ягодный;
2 группа – город, города, городом;
3 группа – товарищ, друг, приятель.
- Назовите группу родственных слов. (1-я)
- Почему вы так считаете? Докажите. (Слова имеют общую часть - корень и сходны по смыслу)
- Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
3. Постановка темы урока.
Учитель:
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
(Об однокоренных словах, о корне слова)
- Правильно, ребята. На уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова».
- А что вы уже знаете об однокоренных словах?
(Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково).
- А теперь давайте продолжим работу по карточке.
- Что вы можете сказать о второй группе слов? Почему эти слова не являются однокоренными? (Формы одного и того же слова).
- Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? (Нет. Только близкие по значению)
4. Открытие нового знания.
Учитель: Откройте тетради. Перед тем как писать вспомним стихотворение.
Учащиеся хором:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу (показываем).
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь. (Выполняют задание)
Учитель: Запишите дату.
Минутка чистописания.
Учитель: Давайте оценим своё настроение в начале нашего урока с помощью букв русского алфавита.
Если у вас грустное настроение, вы пишите всю строчку буквы Г г
Если у вас весёлое настроение, то вы пишите всю строчку буквы В в
Если у вас просто хорошее настроение, то вы пишите всю строчку буквы Х (Ха) х
(образец на доске)
Однако, несмотря на то, какое у вас настроение, пишем буквы красиво и правильно.
Учитель:
Словарная работа:
- Запишем слова первой группы в тетрадь.
Ягода, ягодка, ягодный.
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах.
- Как пишется корень в однокоренных словах?
Учитель: Давай выясним, какое же значение еще имеет слово «Корень».
- Какое лексическое значение имеет слово «корень»?
Работа по слайду.
- - подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ;
- - внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя;
- - начало, источник чего-либо;
- В языкознании: основная, значимая часть слова.
- Какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Основная, значимая часть слова)
4.1 Первичное закрепление. Работа по учебнику.
Учитель:
- Откройте учебник на стр.74.
- Найдите упражнение 130
- Прочитайте задание.
(Читает хорошо читающий ученик)
- Найдите в тексте однокоренные слова.
- ОсИновый, осИнник, осИнки, осИны, подосИновики.
- Как вы определили, что это родственные слова?
— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)
— Как называется общая часть? (Корень.)
- Все ли слова вам понятны?
— Выполните письменное задания к упражнению.
4.2. Изучение новой темы (продолжение)
Работа с правилом.
Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте правило.
- Чтение правила про себя.
- Чтение хорошо читающим учеником.
- Дополните предложение.
- Корень – это главная … значимая часть слова.
- В корне заключено общее …лексическое значение всех однокоренных слов.
Физминутка
ОСЕНЬ
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер бросил на тропинку.
4.3. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.
Учитель: Сейчас мы с вами распределимся по группам и выполним задание. Но для начала вы должны ответить на мой вопрос и отгадать загадку.
- Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- А теперь отгадайте загадку.
Желтые крылья осины, березы,
Красные - ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет.
Отгадка (ответ): Листопад
Распределение по группам по цвету.
Учитель: - У нас в классе, как вы заметили, тоже листопад. (На шторах, стенах заранее развешиваются осенние листочки). Каждый из вас по моей команде должен будет снять один листик и пересесть за другой стол в соответствии с выбранным цветом.
(Дети снимают листики и пересаживаются).
(На столах выставляются литеры соответствующего цвета)
Итак, у нас получилось 4 группы.
1 группа: группа зелёных листиков.
2 группа: группа жёлтых листиков.
3 группа: группа красных листиков.
4 группа: группа оранжевых листиков.
(Уберите листики в лоток, чтобы они вам не мешали).
Учитель: Перед началом работы, давайте вспомним правила работы в группах.
Ученики совместно с учителем формулируют правила работы в группах:
- уважать мнение товарищей;
- обращаться друг к другу только по имени;
- один говорит, другие слушают;
- не обижать и не обижаться;
- если не понял, переспроси;
- участвовать всем.
Учитель:
- Давайте выполним задание, которое называется «Сажаем деревья».
Первое дерево мы «посадим» коллективно, а затем вы будете самостоятельно работать в группах.
( На доске вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник. Дети подбирают однокоренные слова к слову лес, распределяют их на ветках и выделяют корень. Лишние слова убирают).
Учитель:
- Сейчас я вам раздам конверты со словами и лист с изображением дерева. Вам необходимо отобрать однокоренные слова, выделить корень, наклеить их в виде веток.
(Образец уже есть на доске)
1 группа:
Гриб - грибок, грибник, грибница, гребёт, осина, грибной.
2 группа:
Бел - белка, бельчонок, белый, белочка, беличий, заяц, грибок.
3 группа:
Вод – вода, водяной, водичка, водитель, речка.
4 группа:
Сор - сор, сорвать, соринка, сорный, трава.
Учитель:
- Когда группа готова отвечать – возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Проверка (выходят ведущие или желающие, объясняют, что выбрали).
5. Релаксационная пауза.
Учитель:
- Давайте немного отдохнём и поиграем. Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то сидите тихо….
лес – лесник
стена – степь
сад – садовый
гриб – грибной
река – озеро
дом – домашний
дом – дым
кот – котик
обед – стол
чистота – чистый
6. Закрепление.
Учитель:
- Поработаем снова в парах. Возьмите карточку розового цвета.
- На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.
Можно пользоваться словарем на стр. 149 при выполнении 3-го задания.
1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:
лес вода море садовый боль дерево | сад больной деревянный лесной водичка моряк |
2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.
Лес, лесок, лестница, лесник, лесной
Мед, медик, медведь, медовый, сладкий.
3 Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.
Цвет - _______________________________________________________
Боль - ______________________________________________________
Проверка. (На доске или слайде правильные ответы)
Учитель:
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.
- Поднимите руку, кто все выполнил правильно? Молодцы!
7. Итог урока. Рефлексия
ИТОГ:
Найди правильное определение:
- Корень – это главная часть предложения.
- Корень – это общая часть однокоренных слов.
- Корень – это общая часть всех слов.
— Назовите признаки однокоренных слов.
Рефлексия.
8. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...