Изменение имен прилагательных по числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ондар Саида Монгеевна

Поурочное планирование на тему "Изменение имен прилагательных по числам". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_imen_prilagatelnyh.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дата___________

Тема: Число имен прилагательных.

Цель: Развивать  умение определять число имен прилагательных;

Задачи:

  • Образовательные:
  • Углубить  знания обучающихся об имени прилагательном;
  • отрабатывать умение находить имя прилагательное  +имя существительное,  распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число.
  • формировать умения самостоятельно находить словосочетания в предложениях.
  • Развивающие:
  • развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса;
  • развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку;
  • воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена  работа на данном уроке.

 Предметные: 1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;

                      2) определять  число имен прилагательных;

                     3) Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе;

        4) способность контролировать  свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

 Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.                                                                

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия;

Коммуникативные: 1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

                                 2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;

                                 3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные: 1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками (при работе в паре.)

                     2) развитие самостоятельности;

                     3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

   Оборудование:

  • ноутбук,
  • презентация Microsoft Power Point,
  • учебник «Русский язык» 3 класс, 2 ч., В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
  • раздаточный дидактический материал,
  • индивидуальные карточки с разноуровневыми  заданиями,
  • Смайлики
  • Картина «Грачи прилетели», волк, лиса, дерево.
  • Видеоролик для физкультминутки

I Организационный момент

- Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своим одноклассникам. Улыбка – это залог хорошего настроения. Садитесь.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение.

Я вам предлагаю ИГРУ:   «Узнай,  кто это или что  это?»                     

Серый, хищный, жадный…волк

Рыжая, хищная, ловкая…  лиса

Зеленое, могучее , ветвистое… дерево

Как вы определили , что это волк, лиса ( по описанию, по признакам) Какую часть речи я использовала для описания?

Для чего в речи нам нужны имена прилагательные? (чтобы речь была красивой правильной и более точной).

Давайте определим род имен прилагательных. Как мы определяем  род. ( по роду имени существительного  с которым оно связано)

IV Актуализация знаний

-Какое сейчас время года? Как узнали? Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц?

Март – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц протальник (проталина-каранды), капельник (капЕль-падение капЕль, дамдылаары).

– почему так называли месяц?

Солнце светит ярче, дни стали длиннее, наступает капель.

 А еще его называли “грачевник”.  Как вы думаете, почему? (потому что в марте прилетают грачи)

- Ребята давайте составим кластер на тему ВЕСНА.

Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?

Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания

ПАРНАЯ РАБОТА

Последний ……., тёплое …….., зелёная ……

Слова для справок: снег, солнышко, трава

У прилагательных выделите окончание, укажите род

Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.

V Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова: пушистый, весенние, мокрая, прекрасное

Что в них общего? (это имена прилагательные)

Найдите лишнее слово (весенние, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета)

Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам.

- Какую цель ставим к уроку.  Чему научимся? (Научимся изменить и определить имена прил по числам…)

VI Работа по теме урока

  1. Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам

Посмотрите на картинку. Что вы видите? шар, обозначает, сколько предметов? (один) а на другой – несколько таких же предметов. Составим словосочетания и запишем.

Воздушный шар – воздушные шары

- Какие части речи вы использовали при записи?

- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

- Какой вывод можно сделать? (имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)

2. Работа по учебнику (стр 78)

- Прочитайте  сведения о языке стр. 78

Давайте сверим полученный вывод с учебником. Читаем определение.

Письменная работа . УПР 136 (Читает условие … Кто идет к доске)

Дальняя прогулка – дальние прогулки

- В чём сходство и различие каждой пары словосочетаний? (сходство:им.прил+им.сущ;

различие: в 1ом столбике словосочетания стоят в ед.числе, а во 2ом – мн.числе )

Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам? (окончание)

ФИЗМИНУТКА

Упр. 135 стр. 78

- Прочитайте.

- Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?

- Объясните значение слов, данных в задании

Голубой - цвет

голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.

голубой и темно-голубой (оттенки цветов)

сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет)

- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?

-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова, Алексея Константиновича Толстого

-  - Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано)

- Как изменяются имена прилагательные? (имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)

Групповая работа

VIII Закрепление

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

День теплый - дни теплые

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

Ед.ч. Мн.ч.

Берёза кудрявая ………… какие? ……..

Облако пушистое ………… какие? ……...

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

Ед.ч. Мн.ч.

Река быстрая ………… какие? ……..

Пруд мелкий …………. какие?........

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

Ед.ч. Мн.ч.

Бабочка красивая ………… какие? …………

Облако белое ………… какие? ………….

Проверка

XI Домашнее задание

стр. 80 упр. 138

Минисочинение «Весна в моем селе» (использовать имена прилагательные)

XII Оценки

– С каким новым грамматическим признаком прилагательного познакомились?

- Что нового узнали о прилагательном?

- На какие вопросы отвечает прилаг. в ед.ч.? во мн.ч.?

- Как определить число имен прилагательных?

Алгоритм действий:

1) Найти существительное, связанное с прилагательным

2)Определить род и число у существительных

3)Указать род и число у прилагательных по существительному.

IX Оценка

X Рефлексия

- Ребята оцените наш урок с помощи солнышка и облака.

А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно»

  1. Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета? (верно)
  2. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (неверно)
  3. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (верно)
  4. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (верно)
  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (неверно)

Самопроверка – таблица

«Солнышко» 
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого, голубого, красного цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился урок, получили много интересной информации; голубого цвета – если, я, старался, но у меня не всё получилось, красный - мне нужна помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изменение имен прилагательных по числам

презентация к уроку русского языка 3 класс...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"...

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....

Презентация к уроку русского языка "Изменение имен прилагательных по числам"

Презентация к уроку русского языка 2 класс " Изменение имен прилагательных по числам"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен прилагательных по числам".

Урок-обощение по теме  "Имя прилагательное, изменение по числам". Программа "Школа России"...

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по числам" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по числам" 3 класс...