Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен прилагательных по числам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Стенина Диана Анатольевна

 Урок-обощение по теме  "Имя прилагательное, изменение по числам". Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.                                                                                 Учитель Стенина Д.А.

                                                                                                                     МБОУ «Школа №29» г.о. Балашиха

Тема: Изменение имен прилагательных по числам.  (Закрепление)

 Цель: Совершенствовать умения изменять имена прилагательные по числам, определять число имен прилагательных.

Задачи:

  Обучающие:
Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи.
Закрепить умение писать окончания имен прилагательных.

  Развивающие:
Развивать речь учащихся, умение  правильно употреблять в речи имена прилагательные, прилагательные-антонимы , прилагательные– синонимы.
Развивать познавательный интерес к предмету.

  Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков.
Воспитывать организованность и дисциплинированность на уроке.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, описывать животное;
  • Уметь изменять форму имен прилагательных, правильно писать их окончания;
  • Уметь подбирать синонимы и антонимы;
  • Знать, как изменяются имена прилагательные;
  • Знать  какую роль играют имена прилагательные в речи, каким членом предложения являются;

УУД:

  1. Личностные – направлены на:
    – формирование познавательного интереса,
    – настойчивости в преодолении трудностей,
    – формирование навыков самооценки.
  2. Метапредметные – способствовать:
    – расширению словарного запаса,
    – развитию умения пользоваться словарями,                                                                  

- развитию умения действовать по алгоритму.

  1. Регулятивные:

- принимать учебную задачу и следовать ей,

- контролировать свою деятельность.

      4. Коммуникативные:

-  умение работать в парах,

- умение задавать вопросы и формулировать затруднения.

Оборудование.

  1. Проектор, экран.
  2. Презентация.
  3. Карточки разных цветов с заданиями.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

1.Организационный момент

Приветствие.

Улыбнитесь друг другу. Начнем урок с хорошим настроением, ведь нам предстоит работать вместе.

Физ.разминка перед  уроком.

Выполняют упражнения: расслабление, «ленивые восьмерки», «стрельба глазами», «шапка для размышлений».

Здоровьесбережение.

2. Сообщение   темы   и   целей   урока.


- Сегодня мы с вами продолжим разговор об очень интересной части речи. Догадайтесь сами о чём пойдёт речь.

– Определите тему нашего урока.

Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее.
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ...(прилагательное)
-   Правильно!  На   нашем   уроке   речь   пойдет   об   имени   прилагательном.   Мы повторим,   всё,   что   знаем   об   этой   части   речи, и будем учиться изменять имена прилагательные по числам.

Принимают тему.

Настрой на работу.

3.Чистописание.

Начнем с минутки чистописания. Выделите общий звук в словах.

Какой буквой его обозначим?

Запишите заглавную и строчную буквы один раз.

а) сок, лес, сосна;

б) котята, старт, тесто;

в) банан, нож, стена.

Пропишите до конца строки.

Какую орфограмму напоминает вам это сочетание букв?

Вспомните и запишите 3 слова с этой орфограммой.

(при затруднении: знаменитый человек – известный,

правдивый человек – честный, печальный- грустный). Устно подберите проверочные слова.

Дети выделяют звуки, записывают буквы

Сс, Тт, Нн.

Непроизносимая согласная.

Развитие фонематического слуха.

Развитие навыков чистописания.

Повторение орфограммы «непроизносимые согласные»

4.Словарная работа.

5.Работа по теме урока.

А сейчас запишем словарик на эту неделю.

Слайд. Выберите слова, о которых я буду говорить. Запишите их в столбик, поставьте ударение, укажите опасные места.

- Мелкий, кедровый, грецкий,  полезный, используют в лекарственных целях. (орех) 

- Говорят, что он зимой сосет лапу. Неправда, он лапой прикрывает свой чувствительный нос. (медведь) 

- Детки у этого маленького пугливого зверька родятся зрячими. (заяц) 

- Прилетает к жилью человека в холода, чтобы прокормиться, а весной опять улетает в лес (синица)

- Этот предмет часто делают из ивовых прутьев, и с этим предметом ходят в лес (корзина) 

-В песне его называют «белогривой лошадкой» (облако)

 (Самопроверка, слайд). Оцените свою работу с помощью «светофора»

а) Постановка проблемы.

- Что объединяет эти слова?

- А почему имена существительные получили такое название?

- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)

- К чему оно прилагается? (Гипотезы)

б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

Как связывается имя прилагательное с именем существительным? (при помощи окончания)

А какие окончания у прилагательных во множественном числе?

Измените форму данных существительных на форму множественного числа. Запишите через запятую.

Припишите к каждому существительному во множественном числе прилагательное, подходящее по смыслу в нужной форме. Вопросы задавайте устно.

Проверка. (Слайд). 2-3 ученика читают свои словосочетания.

Какие окончания бывают у прилагательных во множественном числе?

Выписывают слова в соответствии с описанием. Ставят ударение, отмечают места звуков в слабой позиции.

ОРЕХ

МЕДВЕДЬ

ЗАЯЦ

СИНИЦА

КОРЗИНА

ОБЛАКО

Имена существительные, слова с непроверяемым написанием.

Потому что они обозначают все то, что существует.

При помощи окончаний.

-ые, -ие.

Приписывают прилагательные. Выделяют окончания.

- ые, -ие.

Работа со словами с непроверяемым написанием.

Задание в игровой форме.

Проблемные вопросы.

Повторение сведений об имени прилагательном и его связи с именами существительными.

6.Повторение сведений об именах прилагательных.

А сейчас объявляется аукцион знаний об имени прилагательном.

Расскажите, что вы знаете об этой части речи.

Победителем сегодня стал(а). Аплодисменты.

Ответы детей.

(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.)

(Имя прилагательное согласуется с именем существительным.)

(Имя прилагательное изменяется по числам, а в единственном числе и по родам.)

 (Имя прилагательное в предложении является второстепенным членом.)

  (Употребляя прилагательные, мы делаем свою речь яркой, красивой, эмоциональной, выразительной.)

Повторение в игровой форме.

7. Упражнения на умение выделять прилагательные во множественном числе в тексте.

Отгадайте загадки, назовите имена прилагательные во множественном числе, которые встретятся в текстах.

1)Шустрые малышки, длинные хвостишки,        Серенькие шубки, остренькие зубки.

2)Голубая  простыня весь свет покрывает.

3)Кто морозные узоры на стекле рисует споро.

4)Летом – на грядке, свежие, зеленые.                            А зимою - в банке – хрустящие, соленые.

5)Новый дом несу в руке.                                            Дверцы дома на замке.                                                       Тут жильцы бумажные,                                                  Все ужасно важные.

Мыши. (шустрые, длинные, серенькие, остренькие.)

Небо. Нет прил. во мн.ч.

Мороз. (морозные)

Огурцы (свежие, зеленые, хрустящие, соленые).

Портфель. (бумажные, важные)

Игровые технологии.

Развитие логического мышления.

Развитие умения находить имена прилагательные в тексте, определять число имен прилагательных.

8. Работа с синонимами, антонимами.

Возьмите розовые карточки с заданиями. Поработаем в парах.

Что нужно сделать в первой части?

Где можно найти подсказку, если сомневаетесь? (уч.с.155)

Что нужно сделать во второй части? Куда можно обратиться? (с.154)

Припишите только имена прилагательные.

1). Широкая лента - (узкая), родной человек - (чужой).
Высокое дерево - (низкое), сильный мальчик - (слабый).
прямая линия - (кривая), веселый фильм  - (грустный).

2. Большое животное – (огромное), мокрая дорога – (сырая), холодный день – (морозный), быстрая помощь – (скорая),  верное решение – (правильное).

Оцените свою работу «светофорами».

Подобрать антонимы.

В словаре антонимов.

Подобрать синонимы.

К словарю синонимов.

Подбирают и записывают антонимы, синонимы.

Зачитывают ответы. Оценивают свою работу.

Работа со словарями синонимов и антонимов.

9. Физминутка.

Проводит игровую музыкальную разминку «Зебра».

Выполняют разминку.

Двигательная пауза с упражнениями на координацию движений.

10. Определение рода имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.

А сейчас понаблюдаем, изменяются ли прилагательные по родам во множественном числе.

Задание первому ряду – выбрать из карточек  по 3 словосочетания с прилагательными в женском роде.

Второму ряду – выбрать по 3 словосочетания с  прилагательными в мужском роде.

Третьему ряду – 3 словосочетания с прилагательными в среднем роде.

И записать их, поставив в форму множественного числа.

Назначаются контролеры в каждом ряду. Они оценивают работу всего ряда «светофором».

Какие окончания у прилагательных во множественном числе получились у 1 ряда? У 2 ряда? У третьего ряда.

Сделайте вывод. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Выписывают словосочетания в соответствии с заданием, указывают число имен прилагательных, выделяют окончания.

-ые, -ие.

Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

Проблемный вопрос в игровой форме.

11.Работа по теме урока.

Сейчас мы с вами превратимся в корректоров. Кто такие корректоры? (предположения)

Корректоры – это люди, которые занимаются исправлением различных ошибок, корректируют работу. Нам придется исправить ошибки, которые я обнаружила в работах некоторых ребят.

Возьмите желтые карточки. Прочитайте. Все ли правильно?

1) Вспомнить  алгоритм определения числа и рода имени прилагательного.

- Как определить число и род имен прилагательных.

2.) Пользуясь алгоритмом, исправьте ошибки, найдите орфограммы в словах:

Летучия мышь,  теплае молоко, грустная сказки, горячие какао, горячие пирожки, ранния весна, веселоя книжка, длинные лестницы, чёрное кофе.

Называют  «Алгоритм»

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить род и число имени существительного.
  3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
  4. Вспомнить, какое окончание у прилагательного в этом числе и роде, задать вопрос от имени существительного, по его окончанию проверить окончание прилагательного.

Записывают  на доске и в тетрадях словосочетания, исправляя ошибки и объясняя написание окончаний, подчеркивают орфограммы.

Работа по алгоритму. Игровая ситуация.

Дети обычно более внимательно проверяют чужие работы, чем свои.

12.Физминутка.

Зарядка для глаз.

«Стрельба» глазами, «Вижу палец», «Кисточка», моргания.

Выполняют упражнения.

Здоровьесбережение.

13. Развитие речи. Употребление в речи имен прилагательных. Составление текста–описания.

А сейчас понаблюдаем за ролью имен прилагательных в речи.

 (Слайд).

Прочитайте текст. О каком животном идет речь.

Под кустом сидит … зверек. У него… уши и … хвост. Шёрстка у зверька… . У него … зубы, но защищаться ими он не может.

(Слайд 2) А сейчас?

Спишите в тетрадь текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

Укажите число и род имен прилагательных.

Проверьте себя. (Слайд 3)

Оцените свою работу светофорами.

Сделайте вывод: для чего служат прилагательные в речи?

Непонятно точно о каком. Нет прилагательных.

О зайце.

Записывают в тетради предложения. Подчеркивают прилагательные.

Определяют число и род.

Поднимают кружки соответствующего цвета.

Чтобы описывать предметы, отличать один от другого.

Развитие речи, мышления.

14.Рефлексия.

Тестирование.

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает...

  • предмет
  • признак
  • действие

Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.

  • медленный, вареное, синий
  • верность, желтый, белый
  • медлительность, верный, белизна

Как изменяется имя прилагательное?

  • по лицам
  • по числам
  • по родам

В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

  • домашн... животное
  • домашн... работа
  • домашн... режим

 Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ....

  • гладкая;
  • короткая;
  •  толстая.

Сколько прилагательных в этом четверостишии?
      Лес, точно терем расписной,
     Лиловый, золотой, багряный,
     Веселой пестрою стеной
     Стоит над светлою поляной.

  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Выполняют тест.

Проверка знаний по теме.

15. Итог урока

Что мы знаем об имени прилагательном?              Какие окончания бывают у прилагательных во множественном числе?                                           Какие задания понравились?                                          Что нового узнали?

Оцените свою работу на уроке.

Ответы детей.

16.Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

С.81, упр. 142.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"

Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...