Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тарасова Ирина Васильевна

Ззнакомство с изменением прилагательных по числам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 3б классе

по теме:

«Изменение имён прилагательных

 по числам»

Учитель: Тарасова И.В.

2012-2013учебный год


Урок по теме: «Изменение имён прилагательных по числам»    

Цели урока. Познакомить с изменением имён прилагательных по числам.

Дать представление об изменениях в жизни растений, необходимости охраны растительного мира нашей Родины;

Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Вступительное слово

-  Здравствуйте дети, сегодня наш урок не обычный, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня на уроке мы повторим то, что мы уже изучили  об имени прилагательном.

 

2 слайд

        

-Узнаем, как изменяются имена прилагательные по числам.

Поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних цветов, о необходимости их охранять и беречь.

3 слайд

  1. Прежде чем  записать число и классная работа, объясните подчёркнутые орфограммы.

Двадцать шестое  марта.

Классная работа.

Запишите  число.

  1. Сегодняшний урок мне хочется начать с загадки.

 

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?        

(Весной)        

 - Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну  «утром года».

4. Прочитайте стихотворение.(читает ученик)

4 слайд

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идёт повсюду,

Гонит зиму со двора.

Найдите в нем  имена  прилагательные        

5 слайд

  1. Минута чистописания.

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель май)

 

Запишите: Весенние месяцы: март, апрель, май.

  1. Работа над словарными словами.

  1. Работа по слайду.

-Следующий этап урока, к которому мы переходим,  это  словарная работа.

6 слайд

Ребята, что это?  Какая буква здесь пропущена?

         На какую орфограмму все эти слова?

-Как  одним словом можно назвать всё  то, что вы видите на слайде? (растения)

7 слайд

  1. Запишите новое слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную: Растение

8 слайд

  1. От существительного -

капуста,   образуйте прилагательное м.р., запишите его, выделите окончание;                                                        

          берёза,  образуйте прилагательное ж.р., запишите его, выделите окончание;

         малина, образуйте прилагательное с.р., запишите его, выделите окончание;

          земляника, образуйте прилагательное ж.р., запишите его, выделите окончание;

         морковь, образуйте прилагательное м.р., запишите его, выделите окончание;

         яблоко, образуйте прилагательное с.р., запишите его, выделите окончание;

         горох, образуйте прилагательное с.р., запишите его, выделите окончание;

9 слайд

          Взаимопроверка.

 Ответы на слайде.

 

4. Вспомним, что такое имя прилагательное? (обозначает признак предмета. Делают нашу речь точной и выразительной) 

10 слайд

- Что мы знаем об имени прилагательном?  (часть речи, в единственном числе изменяется по родам, отвечает на вопросы в м.р.-какой?, в ж.р.- какая?,с.р.-какое? В м.р. имеет окончание-ой,ий,ый, в ж.р.-ая, яя, с.р.-ое,ее)

-Как определить род имени прилагательного? (по  роду  существительного, с которым оно связано)

IV. НОВАЯ ТЕМА.

  1. Беседа.

А вы знаете, что апрель — месяц последнего снега и первых цветов? Именно в апреле на проталинах зацветают первые весенние цветы. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.         

 (Подснежник)

11 слайд

Правильно, это подснежник — первый весенний цветок.

Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

(Ландыш)

-А как одним словом можно назвать первые весенние цветы? (первоцветы)

  —        А что же такое первоцветы?

Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

Кроме этих цветов к первоцветам относятся- мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, куница, хохлатка.

- Посмотрите на подснежник. Что можно о нём сказать? Какой он?

- Какое прилагательное можно подобрать? (нежный)

- Всем нам нравится запах ландыша. Как можно о нём сказать? (душистый)

Что произошло с количеством цветов на картинках?  Цветов стало больше, много. Имена существительные  изменились по числам? Как вы считаете, изменятся ли имена  прилагательные по числам?

-Как мы скажем  о подснежниках, какие они?

-Как мы скажем  о ландышах, какие они?

- Какой вывод можно сделать? ( Имена прилагательные  изменяются по числам. Они могут употребляться в единственном и множественном числе ). 

-На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?(какие?)

 

-Как определить в каком числе стоит имя прилагательное?        (определить по числу имени существительного, которое с ним связано, по вопросу, по окончанию)

  1. Закрепление.
  1.  Работа с  учебником.

 Прочитайте правило на стр. 63.

 Посмотрите таблицу на стр.64.

  1. Игра, №71. Определи число имени прилагательного.

12-13 слайд

  1. Физминутка.

14 слайд

  1. Работа с текстом.

Выпишите из текста словосочетания.

Первые цветы

 Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились первые  цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

Работа с комментированием у доски.

 Словосочетания в единственном числе записать во множественном числе и наоборот. (Последние 3 предложения самостоятельно) .Обратите внимание,  что прилагательное  в словосочетании стоит в том же числе, что и существительное, от которого оно зависит.

  1. Самостоятельная работа с.63 упр.508.

  1. Подведение итога урока.

Что мы теперь знаем об имени прилагательном?

15 слайд

Имена прилагательные изменяются по числам. Употребляются в единственном и во множественном числе. Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? Имеют окончания ие, ые.

16 слайд

Домашнее задание : с. 63 упр.507

-Ребята, у вас на партах лежат цветы, которые мы изготовили на уроке технологии.

Если вам урок понравился, и вы поняли тему урока,  то прикрепите к доске белый цветок. Если вам что-нибудь не понравилось, или вы что-то не поняли, прикрепите синий цветок. Пусть эти цветы, которые вы сделали своими руками,  украсят  наш класс.

Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?  Нет. Правильно. Ведь недаром говорится:

«Поймала я бабочку — она погибла, сорвала я цветок — он увял,

и тогда стало понятно — к красоте можно прикоснуться лишь сердцем.

Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

        17 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение прилагательных по родам"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, используются здоровьесберегающие технологии и интерактивная доска SMART Board.К сожалению формат презентации не поддерживается....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

урок русского языка (канакина) по теме :Имя прилагательное.

конспект урока по русскому языку, технологическая карта, презентация по теме: Имя прилагательное, дидактич. материал...