Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Тарасова Ирина Васильевна

    Ззнакомство с изменением прилагательных по числам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    в 3б классе

    по теме:

    «Изменение имён прилагательных

     по числам»

    Учитель: Тарасова И.В.

    2012-2013учебный год


    Урок по теме: «Изменение имён прилагательных по числам»    

    Цели урока. Познакомить с изменением имён прилагательных по числам.

    Дать представление об изменениях в жизни растений, необходимости охраны растительного мира нашей Родины;

    Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

    Ход урока

    1. Орг. момент.
    1. Вступительное слово

    -  Здравствуйте дети, сегодня наш урок не обычный, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

    - Сегодня на уроке мы повторим то, что мы уже изучили  об имени прилагательном.

     

    2 слайд

            

    -Узнаем, как изменяются имена прилагательные по числам.

    Поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних цветов, о необходимости их охранять и беречь.

    3 слайд

    1. Прежде чем  записать число и классная работа, объясните подчёркнутые орфограммы.

    Двадцать шестое  марта.

    Классная работа.

    Запишите  число.

    1. Сегодняшний урок мне хочется начать с загадки.

     

    Тает снежок,

    Ожил лужок.

    День прибывает.

    Когда это бывает?        

    (Весной)        

     - Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну  «утром года».

    4. Прочитайте стихотворение.(читает ученик)

    4 слайд

    Отшумела злая вьюга,

    Стала ночь короче дня.

    Тёплый ветер дует с юга,

    Капли падают, звеня…

    Улеглись в полях метели

    В свои белые постели,

    И весна идёт повсюду,

    Гонит зиму со двора.

    Найдите в нем  имена  прилагательные        

    5 слайд

    1. Минута чистописания.

    - А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель май)

     

    Запишите: Весенние месяцы: март, апрель, май.

    1. Работа над словарными словами.

    1. Работа по слайду.

    -Следующий этап урока, к которому мы переходим,  это  словарная работа.

    6 слайд

    Ребята, что это?  Какая буква здесь пропущена?

             На какую орфограмму все эти слова?

    -Как  одним словом можно назвать всё  то, что вы видите на слайде? (растения)

    7 слайд

    1. Запишите новое слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную: Растение

    8 слайд

    1. От существительного -

    капуста,   образуйте прилагательное м.р., запишите его, выделите окончание;                                                        

              берёза,  образуйте прилагательное ж.р., запишите его, выделите окончание;

             малина, образуйте прилагательное с.р., запишите его, выделите окончание;

              земляника, образуйте прилагательное ж.р., запишите его, выделите окончание;

             морковь, образуйте прилагательное м.р., запишите его, выделите окончание;

             яблоко, образуйте прилагательное с.р., запишите его, выделите окончание;

             горох, образуйте прилагательное с.р., запишите его, выделите окончание;

    9 слайд

              Взаимопроверка.

     Ответы на слайде.

     

    4. Вспомним, что такое имя прилагательное? (обозначает признак предмета. Делают нашу речь точной и выразительной) 

    10 слайд

    - Что мы знаем об имени прилагательном?  (часть речи, в единственном числе изменяется по родам, отвечает на вопросы в м.р.-какой?, в ж.р.- какая?,с.р.-какое? В м.р. имеет окончание-ой,ий,ый, в ж.р.-ая, яя, с.р.-ое,ее)

    -Как определить род имени прилагательного? (по  роду  существительного, с которым оно связано)

    IV. НОВАЯ ТЕМА.

    1. Беседа.

    А вы знаете, что апрель — месяц последнего снега и первых цветов? Именно в апреле на проталинах зацветают первые весенние цветы. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

    По тонкой нитке ручейка

    Сбежал с пригорка снег.

    И на пригорке вдруг цветок

    Раскрылся раньше всех.         

     (Подснежник)

    11 слайд

    Правильно, это подснежник — первый весенний цветок.

    Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

    Цветёт он майскою порой,

    Его найдёшь в тени лесной:

    На стебельке, как бусы в ряд,

    Цветы душистые висят.

    (Ландыш)

    -А как одним словом можно назвать первые весенние цветы? (первоцветы)

      —        А что же такое первоцветы?

    Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

    Кроме этих цветов к первоцветам относятся- мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, куница, хохлатка.

    - Посмотрите на подснежник. Что можно о нём сказать? Какой он?

    - Какое прилагательное можно подобрать? (нежный)

    - Всем нам нравится запах ландыша. Как можно о нём сказать? (душистый)

    Что произошло с количеством цветов на картинках?  Цветов стало больше, много. Имена существительные  изменились по числам? Как вы считаете, изменятся ли имена  прилагательные по числам?

    -Как мы скажем  о подснежниках, какие они?

    -Как мы скажем  о ландышах, какие они?

    - Какой вывод можно сделать? ( Имена прилагательные  изменяются по числам. Они могут употребляться в единственном и множественном числе ). 

    -На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?(какие?)

     

    -Как определить в каком числе стоит имя прилагательное?        (определить по числу имени существительного, которое с ним связано, по вопросу, по окончанию)

    1. Закрепление.
    1.  Работа с  учебником.

     Прочитайте правило на стр. 63.

     Посмотрите таблицу на стр.64.

    1. Игра, №71. Определи число имени прилагательного.

    12-13 слайд

    1. Физминутка.

    14 слайд

    1. Работа с текстом.

    Выпишите из текста словосочетания.

    Первые цветы

     Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились первые  цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускает свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

    Работа с комментированием у доски.

     Словосочетания в единственном числе записать во множественном числе и наоборот. (Последние 3 предложения самостоятельно) .Обратите внимание,  что прилагательное  в словосочетании стоит в том же числе, что и существительное, от которого оно зависит.

    1. Самостоятельная работа с.63 упр.508.

    1. Подведение итога урока.

    Что мы теперь знаем об имени прилагательном?

    15 слайд

    Имена прилагательные изменяются по числам. Употребляются в единственном и во множественном числе. Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? Имеют окончания ие, ые.

    16 слайд

    Домашнее задание : с. 63 упр.507

    -Ребята, у вас на партах лежат цветы, которые мы изготовили на уроке технологии.

    Если вам урок понравился, и вы поняли тему урока,  то прикрепите к доске белый цветок. Если вам что-нибудь не понравилось, или вы что-то не поняли, прикрепите синий цветок. Пусть эти цветы, которые вы сделали своими руками,  украсят  наш класс.

    Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?  Нет. Правильно. Ведь недаром говорится:

    «Поймала я бабочку — она погибла, сорвала я цветок — он увял,

    и тогда стало понятно — к красоте можно прикоснуться лишь сердцем.

    Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

    Дерево, цветок, трава и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

            17 слайд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение прилагательных по родам"

    Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, используются здоровьесберегающие технологии и интерактивная доска SMART Board.К сожалению формат презентации не поддерживается....

    Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

    Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

    урок русского языка (канакина) по теме :Имя прилагательное.

    конспект урока по русскому языку, технологическая карта, презентация по теме: Имя прилагательное, дидактич. материал...