КТП Русский язык 3 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

Игнатьева Тамара Павловна

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx102.97 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Язык и речь(2 часа)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • обучающегося будут сформированы:

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– установка на здоровый образ жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

–  выражать собственное мнение и аргументировать его;

–  самостоятельно озаглавливать текст;

Обучающийся получит возможность научиться:

–  создавать тексты по рисунку; 

1

Наша речь и наш язык.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи. Составление текста по рисунку.  

*Слова   с   непроверяемым   написанием: праздник, вместе

2

Наша речь и наш язык.

Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • обучающегося будут сформированы:

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

–       способность к оценке своей учебной деятельности;

–       ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

–       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–       установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Раздел «Синтаксис» Обучающийся научится:

–  различать предложение, словосочетание, слово;

–  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;

–  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

–  находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Обучающийся получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

–  различать простые и сложные предложения. 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

–  применять правила правописания;

–  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

–  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

–  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать        орфографических пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых  и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–  выражать собственное мнение и аргументировать его;

–  самостоятельно озаглавливать текст;

–  составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

–  создавать тексты по предложенному заголовку; 

3

Текст.

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).  

*Слово   с   непроверяемым   написанием: орех.

4

Типы текстов.

5

Предложение.

Развитие речи.

Составление рассказа по

репродукции картины.

Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге.

Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции кар- тины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

6

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений.  

*Слово с непроверяемым написанием: овёс.  

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

7

Восклицательные и невосклицательные предложения.

8

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. 

Словарный диктант №1.

9

Предложение с обращением.

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку.

Общее представление.  

Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

10

Главные и второстепенные члены предложения.

Повторение и углубление представлений.

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения.    

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией — схемы и памятки.  

*Слова с непроверяемым написанием: восток  (восточный). 

Разбор предложения по членам предложения.  

11

Главные и второстепенные члены предложения.

12

Простое и сложное предложение

Общее представление.  

*Слово с непроверяемым написанием: заря.

Запятая внутри сложного предложения.

13

Простое и сложное предложения.

14

Словосочетание

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.  

*Слово с непроверяемым написанием: пшеница.  

15

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины.

Проверочная работа № 1

Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

16

Контрольная работа (диктант № 1 по теме " Предложение")

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Раздел 3. Слово в языке и речи (19 часов)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • обучающегося будут сформированы:

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

–       способность к оценке своей учебной деятельности;

–       ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

–       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–       установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Раздел «Лексика»  Обучающийся научится:

–       выявлять слова, значение которых требует уточнения;

–       определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

–       подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

–       подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; 

–       различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

–       оценивать уместность использования слов в тексте; 

–       выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология» Обучающийся научится:

–       распознавать грамматические признаки слов;

–   с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

–  применять правила правописания;

–  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

–  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

–  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 

–  подбирать примеры с определённой орфограммой; 

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать        орфографических пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся получит возможность научиться:

–  подробно или выборочно пересказывать текст; 

–   пересказывать текст от другого лица; 

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

17

Анализ контрольной работы.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

18

Синонимы и антонимы.

Синонимы, антонимы.

*Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.   

Работа  с  толковым  словарём,  словарями синонимов и антонимов.

19

Омонимы.

Использование омонимов в речи.

*Слово с непроверяемым написанием: понедельник.

Работа со словарём омонимов.

20

Слово и словосочетание.

*Слово с непроверяемым написанием: ракета.

21

Фразеологизмы.

Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.  

22

Развитие речи. Контрольная работа

(изложение №1).  

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

23

Части речи.

Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. *Слова   с   непроверяемым   написанием: трактор, чёрный.

24

Части речи. Развитие речи.

Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

25

Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных.

Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

26

Имя числительное.

Имя числительное (общее представление).

*Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.

27

Имя числительное.

Проверочная работа № 2.

28

Однокоренные слова.

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.  

*Слово с непроверяемым написанием: картофель.

29

Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне.  

30

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце  слова  и  перед  согласными  в корне.

31

Правописание разделительного мягкого знака.

Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка,  горох,  помидор, огурец, огород.

32

Слово и слог. Звуки и буквы. Словарный диктант №2.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение).

33

Развитие речи. Контрольная работа (изложение №2).

Развитие речи. Изложение повествователь- ного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

34

Проект "Рассказ о слове"

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

35

Контрольная работа (диктант № 2 по теме "Слово в языке и речи")

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Раздел 4. Состав слова (16 часов)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • обучающегося будут сформированы:

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

–       способность к оценке своей учебной деятельности;

–       ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

–       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–       установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Раздел «Состав слова (морфемика)» Обучающийся научится:

–       различать изменяемые и неизменяемые слова;

–       различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

–       находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

–  применять правила правописания;

–  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

–  безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

–  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

–  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 

–  подбирать примеры с определённой орфограммой; 

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и  пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

– сочинять небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

36

Анализ контрольных работ.

Корень слова. Однокоренные слова.

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.

*Слово с непроверяемым написанием: столица.

37

Корень слова. Однокоренные слова.

38

Контрольная работа (списывание №1).

Списывать текст и проверять написанное.

39

Анализ контрольной работы.

Формы слова. Окончание.

Формы слова. Окончание.

*Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин.

40

Формы слова. Окончание.

41

Приставка.

Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.

42

Приставка.

43

Значения приставок

44

Суффикс.

45

Суффикс.

46

Развитие речи. Контрольная работа (сочинение №1)

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».  

47

Анализ контрольной работы.

Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

48

Контрольная работа (диктант № 3 по теме "Состав слова").

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

49

Анализ контрольной работы.

Анализировать результаты выполненной работы.

50

Обобщение знаний о составе слова.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.   

51

Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста.

Проверочная работа № 3.

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.  

Раздел 5. Правописание частей слова (29 часов)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • обучающегося будут сформированы:

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

–       способность к оценке своей учебной деятельности;

–       ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

–       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–       установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

–  применять правила правописания;

–  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

–  безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

–  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

–  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 

–  подбирать примеры с определённой орфограммой; 

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать        орфографических пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых  и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

–  выражать собственное мнение и аргументировать его;

–  самостоятельно озаглавливать текст;

–  составлять план текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

–  подробно или выборочно пересказывать текст; 

–   пересказывать текст от другого лица; 

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

52

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Общее  представление  о  правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать  её в соответствии  с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.  

*Слово с непроверяемым написанием: четверг. 

53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка (работа со страничкой для любознательных).  

*Слова с непроверяемым написанием: север, берег. 

54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

56

Правописание слов с безударными гласными в корне.

57

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

*Слово с непроверяемым написанием: пороша.   

58

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

59

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

60

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

61

Контрольная работа (списывание №2).

Списывать текст и проверять написанное.

62

Анализ контрольной работы.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

*Слова с непроверяемым написанием: чувство,  лестница,  интересный.

*Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив,  аккуратный, грамм, килограмм.

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

64

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

65

Правописание слов с удвоенными согласными.

66

Правописание слов с удвоенными согласными.

67

Контрольная работа (диктант № 4 по теме " Правописание корней слов")

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

68

Анализ контрольной работы.

Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Правописание  суффиксов  и  приставок.

Правописание приставок и предлогов.

*Слово с непроверяемым написанием: желать.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

69

Правописание суффиксов и приставок.

70

Правописание суффиксов -ек, -ик;

-ок.

71

Правописание приставок.

72

Правописание суффиксов и приставок.

Словарный диктант № 3.

73

Правописание приставок и предлогов.

74

Правописание приставок и предлогов.

75

Правописание приставок и предлогов.

76

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

77

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

78

Развитие речи. Обучающее изложение

79

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

80

Контрольная работа (диктант № 4 по теме «Правописание приставок и суффиксов»)

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Раздел 6. Части речи (76 часов)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • обучающегося будут сформированы:

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

–       способность к оценке своей учебной деятельности;

–       ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

–       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–       установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Раздел «Морфология» Обучающийся научится:

–       распознавать грамматические признаки слов;

–   с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

–  применять правила правописания;

–  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

–  безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

–  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

–  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 

–  подбирать примеры с определённой орфограммой; 

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать        орфографических пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых  и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–  выражать собственное мнение и аргументировать его;

–  самостоятельно озаглавливать текст;

–  составлять план текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

–  создавать тексты по предложенному заголовку; 

–  подробно или выборочно пересказывать текст; 

–   корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; 

–  анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

81

Анализ контрольной работы.

Части речи.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).  

82

Имя существительное как часть речи.

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  

Представление об устаревших словах в русском языке.

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

*Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды.

83

Начальная форма имени существительного.

84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

85

Устаревшие слова.

86

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

88

Контрольная работа (списывание №3).

Списывать текст и проверять написанное.

89

Анализ контрольной работы.

Анализировать результаты выполненной работы.

90

Число имён существительных.

Изменение имён существительных по числам.  Имена  существительные,  имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

91

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Развитие речи. Письмо по памяти.

92

Род имён существительных.

Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.).  

*Слово с непроверяемым написанием: кровать. 

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).  

93

Род имён существительных.

94

Род имён существительных.

95

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

96

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.

97

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии рисунков.

98

Контрольная работа (диктант № 6 "Род имён существительных").

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

99

Анализ контрольной работы.

Изменение имён существительных по падежам.

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.  *Слово с непроверяемым написанием: рябина.  

Развитие  речи.  Составление  рассказа  по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».  

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.  

Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.  

*Слова   с   непроверяемым   написанием: трамвай, пятница, около, солома.  

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Работа с таблицей «Признаки падежей».  

Начальная форма имени существительного.  

Морфологический разбор имени существительного.    

*Слова с непроверяемым написанием: потом,  вокруг. 

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции кар тины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

100

Развитие речи. Контрольная работа (сочинение №2).

101

Анализ контрольной работы.

Именительный падеж.

102

Родительный падеж.

103

Дательный падеж.

104

Винительный падеж.

105

Творительный падеж.

106

Предложный падеж.

107

Развитие речи.

Изложение текста повествовательного типа.

108

Обобщение знаний об имени существительном.

Морфологический разбор имени существительного.

109

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».

110

Контрольная работа (диктант № 7 по теме "Правописание окончаний имён существительных").

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

111

Анализ контрольной работы.

Анализировать результаты выполненной работы.

112

Имя прилагательное как часть речи.

Лексическое  значение  имён  прилагательных.  

Обогащение  словарного  запаса  именами прилагательными.  

Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.  

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета.  

Синтаксическая функция  имени прилагательного в предложении.

*Слова с непроверяемым написанием: приветливо, ромашка, растение, Красная площадь,  Московский  Кремль. 

113

Связь имени прилагательного с именем существительным.

114

Сложные имена прилагательные.

115

Развитие речи.

Составление текста-описания в научном стиле.

Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.  

Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование   чувства   прекрасного   в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.  

116

Развитие речи.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции  картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

117

Изменение имён прилагательных по родам.

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.    

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая,

-яя).  

*Слово с непроверяемым написанием: сирень.

118

Изменение имён прилагательных по родам.

119

Изменение имён прилагательных по родам.

120

Изменение имён прилагательных по числам.

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.  

Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.  

*Слова   с   непроверяемым   написанием: поэт, гвоздика, животное.

121

Изменение имён прилагательных по числам.

Развитие речи. Составление текста-описания о животном.

122

Изменение имён прилагательных по падежам.

Изменение  имён  прилагательных,  кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

123

Изменение имён прилагательных по падежам.

124

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

125

Морфологический разбор

имени прилагательного.

Морфологический разбор имени прилагательного.

126

Обобщение знаний об имени прилагательном. 

Словарный диктант №4.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

127

Проверочная работа № 4.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

128

Развитие речи. Контрольная работа (сочинение №3).

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».

129

Контрольная работа (диктант № 8 по теме "Имя прилагательное").

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

130

Анализ контрольной работы.

Анализировать результаты выполненной работы.

131

Личные местоимения.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3го лица в единственном числе по родам.

Развитие речи. Составление письма.

Морфологический разбор местоимений.

*Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.  

Формирование   бережного   отношения   к природе.

132

Местоимения 3-го лица.

133

Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма.

134

Морфологический разбор

местоимения.

135

Проверочная работа № 5.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

136

Глагол как часть речи.

Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.  

*Слова   с   непроверяемым   написанием: завтрак (завтракать).  

137

Глагол как часть речи.

138

Значение и употребление в речи глаголов.

139

Развитие речи.

Составление текста по сюжетным картинкам.

Развитие   речи.  Составление  текста  по сюжетным рисункам.  

140

Начальная форма глагола.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?.  

*Слово   с   непроверяемым   написанием: песок.  

141

Начальная форма глагола.

142

Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по числам.

143

Число глаголов.

Развитие речи.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

144

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по временам.  

*Слова   с   непроверяемым   написанием: квартира, герой. 

145

Изменение глаголов по временам.

146

Изменение глаголов по временам.

147

Развитие речи. Контрольная работа (изложение повествовательного текста).

Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

148

Анализ контрольной работы.

Изменение глаголов по временам.

Родовые  окончания    глаголов  (-а, -о).

149

Род глаголов в прошедшем времени.

150

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Развитие речи. Составление предложений и текста.

Развитие речи. Составление предложений и текста.

151

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

152

Правописание частицы НЕ с глаголами.

153

Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.

Морфологический разбор глагола.

154

Проверочная работа № 6.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

155

Контрольная работа (диктант № 8 по теме "Имя прилагательное").

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

156

Анализ контрольной работы.

Анализировать результаты выполненной работы.

Раздел 7. Повторение (14 часов)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • обучающегося будут сформированы:

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

–       способность к оценке своей учебной деятельности;

–       ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так поступков окружающих людей;

–       знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

–       установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение  и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

–  применять правила правописания;

–  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

–  безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

–  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

–  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 

–  подбирать примеры с определённой орфограммой; 

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать        орфографических пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых  и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–  выражать собственное мнение и аргументировать его;

Обучающийся получит возможность научиться:

–  создавать тексты по предложенному заголовку; 

–  подробно или выборочно пересказывать текст; 

–   пересказывать текст от другого лица; 

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

–   корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; 

–  анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

157

Повторение по теме «Части речи».

Изученные части речи. примеры слов.

Грамматические признаки изученных частей речи.  

Орфограммы. Примеры слов с заданной орфограммой.  

Слово, предложение, словосочетание.

Орфограммы в разных частях слова.

158

«Части речи»

 Словарный диктант № 5

159

Орфограммы в значимых частях слова.

160

Слово. Предложение

161

Орфограммы в значимых частях слова.

162

Развитие речи.

Составление предложений по рисункам.

163

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

164

Промежуточная аттестация.

165

Орфограммы в значимых частях слова

Орфограммы.

Однокоренные слова.  

166

Однокоренные слова

167

Контрольная работа (списывание № 4).

Списывать текст и проверять написанное.

168

Анализ контрольной работы.

Викторина «Знаешь ли ты русский язык».

Оценивать результаты выполненного задания.

169

Повторение изученного за год.

170

Игра «Язык родной, дружи со мной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....