Конспект урока по русскому языку . Тема: "Синонимы и антонимы". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бурукова Олеся Андреевна

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Синонимы и антонимы". 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_sinonimy_i_antonimy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

Цели:- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;

          - учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и     антонимы к словам;

         - формировать умение применять полученные знания на практике;

          - развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся;

          - воспитывать самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-- Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.  (Осень.)

- Назовите осенние месяцы.

- Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?

- Как называется это явление природы?

- Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?( Береза, осина, клен, дуб)

-Составьте предложение со словарным словом береза;  подчеркните основу предлжения.( Один ученик у доски).

II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Лист 1: составьте слова из слогов.

Слоги на доске:     си    то      ни    мы  но ан

-Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)

- Запишите эти слова на следующей строчке, поставьте в словах ударение.

-Кто догадался, какая тема нашего урока?  

-Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

- Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)

 

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.

  1. Актуализация знаний.

Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».

- Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

Скажу я слово высоко, 
А ты ответишь … (низко). 
Скажу я слово далеко, 
А ты ответишь … (близко)
.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь … (пол).

Скажу, что слово потерял,

 Скажешь ты… (нашёл).

- Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова - антонимы.)

Лист 3: Игра «Хитрая подмена»

Замените повторяющиеся слова в тексте другими словами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздним вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища.  Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся  и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.(Робкий, трусливый, пугливый, боязливый)

- Какими   словами заменили слово робкий?( Боязливый)

- Что можно сказать, о значении слов боязливый, робкий? (Это слова, близкие по значению.)

- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)

- Подберите слово, противоположное по смыслу к слову робкий. (Смелый.) Как называются  такие слова? (Антонимы.)

- Запишите робкий-боязливый в рабочей тетради.

- Каким словом еще вы заменили слово робкий? (Трусливый.)

- Что можно сказать о значении слов трусливый, боязливый? (Это слова, близкие по значению.)

- Как называются такие слова? (Синонимы.)

- Для чего нужны синонимы в речи?

- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

- Для чего нужны антонимы в речи?

- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Лист 4: выполните упражнение  из учебника.

         

Лист 5: проведите физминутку.

Физминутка.

           С физминуткой я дружу, свою спинку разогну.

           Руки кверху подниму, а потом их опущу,

          А потом попрыгаю, раз, два, три,

          Ножками подрыгаю, раз, два, три.

          Ножками потопаю, раз ,два, три

         Сяду я за партой ровно,

         Чтоб вести себя достойно.

        Лист 6: игра «Подбери слово»

 Подбери к подчеркунутым словам антонимы.

Будний день                     Исчезнуть в волнах

Веселая история                В первую очередь

Сказать правду                 Заканчивать урок

(Выходной, грустная, появиться, последнюю, начать, ложь)

Вставь пропущенные антонимы:

Больше думай,----------говори.

Горькая правда лучше, чем----------ложь.

Добро помни, а ----------забывай.

Новых друзей наживай, а-------не теряй.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».

Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».

Лист 8: проведите физминутку для глаз.

Физминутка для глаз.

- Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.

Маятник

Маятник качается

Вперед-назад, вперед-назад,

От желтого к зеленому,

Потом наоборот.

Стрелка качается

Уж столько раз подряд

Ты на зеленый с желтого

Переводи свой взгляд.

- Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вперед-назад.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.

- Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:

азбука           ученик                  

доктор           печальный                      

школьник       врач                      

друг                 приятель                

грустный        алфавит                      

красный             алый                  

- Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:

плюс                              сложение

вычитание                     минус

сумма                             больше

меньше                           разность

     

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

-Поднимите соответствующий смайлик.  («Отлично», « Хорошо» «Возникли трудности»).

- Чему научились на уроке?

- Что узнали нового?

- Понравился ли вам урок?

- Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?

- Какие слова называются антонимами?

- Для чего нужны синонимы в речи?

- Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

- Для чего нужны антонимы в речи?

- Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

- Сегодня на уроке я поставила оценки…

Вот закончился урок,

 Подведём сейчас итог.

Мы много вспомнили, друзья.

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили.

Антонимы, синонимы

К словам мы подбирали.

А теперь, внимание,

Домашнее задание…

- Прочитайте загадку.

- По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?

- Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг - друг.)

- Найдите в загадке антоним к слову близко.

- Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)

- Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков по русскому языку на 2 четверть 2 класс ФГОС

развернутые планы конспекты уроков по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Конспект урока по русскому языку "Состав слова" в 3 классе.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знанийФорма урока: урок- соревнованиеЦель: обобщение знаний учащихся о составе слова.Задачи: - закрепить знания учащихся о частях слова...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

УМК "Школа России" 2 класс .Конспект урока по русскому языку. Тема "Синонимы".

Конспект урока по русскому языку по теме "Синонимы"...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...