Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку (2 класс)
Рассмотрим виды дифференциации, которые используются на уроках русского языка.
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности обучающихся, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. Например, выполнение разборов с применением карточки – подсказки, расстановка знаков препинания в упражнениях, и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_differentsirovannogo_obucheniya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка
Рассмотрим виды дифференциации, которые используются на уроках русского языка.
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности обучающихся, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. Например, выполнение разборов с применением карточки – подсказки, расстановка знаков препинания в упражнениях, и т.д.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, предполагающие творческие задания (составить мини-текст, анализ текста, составление предложений, составление опорного конспекта, составление карточек-подсказок, иллюстрация пунктуационных правил и т.д.). Ученикам приходится применять знания, полученные на уроках, в новой, нестандартной ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности (объяснение смысла пословицы или поговорки, составление текста на заданную тему и т.д.) На уроках русского языка можно использовать большое количество творческих заданий:
- сравнение двух текстов с точки зрения оправданности применения различных языковых средств;
- объяснение смысла того или иного высказывания;
- составление предложений по предложенной схеме;
- объяснение знаков препинания в тесте;
- составление мини-тестов с использованием различных видов предложений;
- выделение изобразительных средств языка;
- составление устных и письменных высказываний на грамматическую тему и т.д.
Дифференцированная работа организуется различными способами. Чаще всего учащимся 3-ей группы предлагаются репродуктивные задания, а ученики со средним (2-я группа) и высоким (1-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Например, (для 3-ей группы) в ряду предложений, объединенных одним признаком, найти то, которое похоже, но отличается некоторыми признаками (в ряду предложений с обособленными обстоятельствами выделить предложение, в котором обособленное обстоятельство не выражено деепричастным оборотом). А для 1-ой и 2-ой группы – составить предложения, иллюстрирующие правила постановки знаков препинания для всех случаев обособления обстоятельств или определить, какое предложение относится к тому или иному случаю обособления обстоятельства.
- Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:
- усложнение материала (для 3-ей группы – вставить пропущенные знаки препинания; для 2-ой группы – объяснить их графически; для 1-ой – привести свои примеры для каждого из правил основного задания);
- увеличение объема изучаемого материала (увеличение количества пунктов задания, например, не одно, а два упражнения на данное правило; самостоятельная работа по изучению некоторых правил и выполнение упражнений к ним);
- выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (выявить различия между составными именными и составными глагольными сказуемыми или между группами бессоюзных сложных предложений);
- использование обратного задания вместо прямого (написать сочинение-рассуждение с доказательствами от противного характера, по характеристике предложения найти его в тексте и т.д.).
- Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 1-ой и 2-ой групп кроме основного выполняют еще дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним (например, объяснить постановку знаков препинания не в одном абзаце текста, а в двух или во всем тексте).
Необходимость дифференциации заданий обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а так же дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех обучающихся.
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а так же задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы (объясните конкретные орфограммы, проведите какой-либо вид разбора).
Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера, их можно индивидуализировать, предложить задания в виде карточек (ребусы, кроссворды, объяснение смысла высказывания и т.д.).
- Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп обучающихся. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно.
В этом случае работа организуется следующим образом. Обучающиеся знакомятся с заданием, объясняют его, выясняют правила оформления. После этого обучающиеся 1-ой группы выполняют задание самостоятельно, обучающиеся 2-ой группы – после проговариваривания 2 – 3 примеров из упражнения, а обучающиеся 3-ей группы – записывают упражнение после проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски (например, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку графически). После этого этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна. Для 1-ой группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-ой полусамостоятельная, для 3-ей – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя. Кроме того, у каждого обучающегося существует тетрадь-справочник, который ведется для того, чтобы в нем записывать все важные для обучающихся сведения по теории: опорные конспекты, схемы, таблицы, примеры выполнения заданий различного типа. Обучающиеся могут в любой момент воспользоваться этими записями для выполнения работы. Пользоваться своими записями не разрешается только на контрольной работе обучающимся 1-ой и 2-ой группы. Обучающиеся 3-ей группы могут их использовать в том случае, когда выполняют задание, предназначенное для более сильных ребят.
- Дифференциация работы по характеру помощи учителя.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются:
- помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов;
- помощь в виде карточек-подсказок;
- помощь в виде дополнительного объяснения задания и т.д.
Могут использоваться такие виды помощи как:
- образец выполнения задания: показ способа выполнения задания, образца рассуждения, композиции письменного или устного высказывания, образца рассуждения (таблицы, опорные конспекты, планы рассуждений, планы разборов и анализов текста и т.д.) и оформления;
- памятки, планы, инструкции (например, как работать с текстом для написания изложения, план синтаксического разбора предложения)
- справочные материалы: теоретические справки в виде схем, таблиц, опорных конспектов;
- наглядные опоры, иллюстрации (схемы разбора предложений, схемы словообразовательного разбора и т.д.)
- дополнительная конкретизация задания (дополнительное разъяснение терминов, указание на источник дополнительной информации)
- вспомогательные или наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
- начало или частичное его выполнение.
Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной является следующая организация работы:
- обучающиеся 2-ей группы выполняют задание самостоятельно:
- обучающиеся 3-ей группы выполняют это же задание под руководством учителя или используя дополнительные источники (словари, справочники, карточки-подсказки, схемы, таблицы и т.д.);
- обучающиеся 1-ой группы выполняют творческое задание на основе основного задания (например, выяснив строение предложений упражнения, составить свои предложения по тому же типу).
Большинство заданий в современных учебниках построены таким образом, что они содержат в себе как репродуктивную, так и продуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные по уровню сложности задания. В некоторых учебниках имеется избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы могут использоваться также тетради на печатной основе, тесты.
Этот вид работы формирует у обучающихся умение рассчитывать свои возможности, критически подходить к уровню собственной обученности, умение использовать дополнительную информацию для выполнения задания, отбирать и анализировать информацию, необходимую для работы.
Следствием такого подхода является создание «ситуации успеха», что влияет на самооценку ребенка, дает ему возможность почувствовать себя значимым; приучает к тому, что ребенок становится более успешным, его цели становятся более достижимыми; учит соразмерять свои возможности с поставленными целями и искать пути достижения этих целей посредством получения дополнительной информации. Для подростка становится совершенно естественным поиск новых знаний в ситуации, когда для достижения поставленной цели их не хватает. Кроме того, достижения одноклассников воспринимаются уже с позиции «я тоже могу», пропадает необходимость самообмана, выраженного в виде списывания или изготовления «шпаргалок».
В результате дифференцированного подхода к обучению повышается качество знаний обучающихся по русскому языку, т.к. почувствовав поддержку учителя, обучаясь практически по индивидуальному плану, подросток не чувствует себя отверженным, поскольку он не попадает в ситуацию систематических неудач. Это позволяет обучающимся осознать свои пробелы в обучении и, не снижая темпа работы, продвигаться с классом по программе. Кроме того, такой подход к обучению помогает обучающимся раскрыться в тех направлениях, которые невозможны при общем подходе, без учета индивидуальности подростков (например, подготовка сообщений на грамматическую тему, оформление «раскладушки», создание кроссвордов, ребусов, написание сценариев и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...
Применение технологии целостного мышления на уроке русского языка
Для преодоления глобальных проблем и вывода системы образования из кризиса Российская Академия естественных наук разработала новый подход...
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
Дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО
В данном материале рассматривается дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО с применениями дифференцированных заданий и дифференцированного подхода к обучени...
Практические аспекты дифференцированного обучения на уроках русского языка
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, развивать способности «сильных» и помочь «слабому»Цель моей ...
Доклад на ШМО начального звена.Применение коррекционных приёмов обучения на уроках русского языка с обучающимися ЗПР
Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейш...
Применение технологии опережающего обучения на уроках итальянского языка в начальной школе
В статье раскрываются приемы реализации технологии опережающего обучения итальянскому языку в начальной школе....