Практические аспекты дифференцированного обучения на уроках русского языка
учебно-методический материал

Никитина Марина Петровна

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика,    развивать способности «сильных» и  помочь «слабому»

Цель моей  работы   -  научить ребёнка учиться, активизировать его деятельность  на уроке, развивать  интерес к учёбе,   а,   следовательно, повысить грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»  г. Волжска РМЭ

Практические аспекты  дифференцированного обучения  на уроках  русского языка

Никитина Марина Петровна

Учитель начальных классов

2019 г.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика,  развивать способности «сильных» и  помочь «слабому»

Цель моей  работы-  научить ребёнка учиться, активизировать его деятельность  на уроке, развивать  интерес к учёбе,   а,   следовательно, повысить грамотность.

Актуальность  выбранной мной  темы  обусловлена:

  • Резкое падение интересов учащихся к изучению  русского языка
  • Снижение общего уровня грамотности
  • Трудности учителя в организации дифференцированных работ,ориентация на среднего ученика

Изучая вопрос дифференцированного подхода в методической литературе, опираясь на свой личный опыт, условно разделяю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способам познавательной деятельности на 3 группы.

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.  Их 2 человека

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. 17ч.

3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети, с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность, сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Им даю упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам). 4чел

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ подход в обучении русской орфографии  предлагаю  рассмотреть на  примере  изучения:   правописания  безударного  гласного в корне  слова.  Один из   способов решения  этой темы на первоначальном  изучении  хорошо представлен   в учебнике русского языка «К тайнам нашего языка» авторы  М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко 2 класс.  Правописание безударной гласной - мы  называем   Главная опасность письма.

В программе УМК  Гармония используется  прием  письма  с окошечками - пропуск  самим учеником  во время письма  сомнительной для него  буквы.(разработан П.С. Жедек) Использование этого приема  направляется  на  социальный мотив «На  родном  языке, на языке своей страны писать  с ошибками стыдно! «Окошко»  на месте  орфограммы  лучше ошибки! Такой прием имеет  много преимуществ:

- совершенствование  у школьников  ряда предметных, орфографических  умений

-становление  рефлексии, самоконтроля как  личностного качества

-психологическая  разгрузка ученика

-снятие  у него страха перед ошибкой, так как  буква  может быть вписана  в «окошко»  после  спокойного обдумывания поставленной задачи  и её  решения на  этапе проверки

-основной  способ  «ухода» от ошибок( формирование  в процессе письма регулятивных  учебных действий)

  ( слайд упр. 125,126 учебник)

 При выполнении такой работы есть преимущества: выполняется  несколько операций

1 этап-обнаружение «опасного места»

2 этап-осознание  варианта письма, из которых он  выбирает т.е. ставит орфографическую задачу

3 этап-решение им  осознанной задачи

Дети 1 уровня  сразу вставляют пропущенные  буквы

2 уровня-  что  знают, 3 уровня  знают или оставляют окошечко

( потом проверяется и доказывается  сообща).  

Запись с окошечком или  дробью  длиться  до 3 четверти. Приобретая опыт, количество  окошек  постепенно уменьшается

«Окошечки»  помогают не делать ошибок  и они  помогают думать, когда  пишешь.

Упр. 126 Молодец девочка! Нашла способ,  как избежать ошибки!

Дифференцированные  задания  по уровню  трудности:

Формирование умения проверять слова  с безударным  гласным:

Раздаю карточки  10 мин

Уровень 1.

1.Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово.

К…тик, б…льница, св…стит, ст…ловая, кр..снеть, цв…тущий

2.*Найди слова с безударной гласной.

Проводащшекпчелашгкигра

Моряквацуночнойшшььтмковер

ваполянкаквагнездосчяспешит

Уровень 2

Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово.

К…тик, б…льница, св…стит, ст…ловая, кр..снеть, цв…тущий

Уровень 3.

Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово.

К…тик, б…льница, св…стит, ст…ловая, кр…снеть, цв…тущий

Вспомогательная карточка.

Кот, боль, свист, стол, краска, цвет

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

1 уровень.

Корм – …

Лес– …

Скрип –…

Море – …

2 уровень.

Корм – … (глагол)

Лес– … (имя прилагательное)

Скрип – … (глагол)

Море– … (имя прилагательное)

3 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Лес – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

 Море – … (имя прилагательное) (какой?)

Дифференцированный подход к обучению при закреплении

1 уровень

Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:

Л.сахв.стомзам.ласл.ды и уб.жала от с.бак.

2 уровень

Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:

...– м.ста ...                – стр.на

... – з.мля ...                 – л.са

... – с.ва ...                    – п.ля

3 уровень

Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:

гряды – гр.да            скалы – ск.ла

цены – ц.на                вёсны – в.сна

след – сл.ды             травы – тр. ва

Ещё один вид дифференцированного обучения,  применяемый  работе

Знакомлю весь класс с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того, что он выполнил работу, по содержанию равнозначную работе своих товарищей

Дан текст:

Я иду в лес. Утром на  траве роса. Капли воды повисли  на цветах и листьях.  На сосне сидит  белка.

  • Найди слова с безударной гласной в корне.  Подбери для них проверочные слова
  • Найди одно слово с безударной гласной в корне и подбери  однокоренные слова разных частей речи.
  • Найди 2 слова с безударной гласной в корне и поставь ударение и раздели на слоги
  • Найди во 2 предложении 1 слово на правописание безударной гласной и припиши проверочное

Задания в виде игры

1.jpg3.jpg4.jpg

Заключение

Таким образом, систематически реализуя идею развивающего обучения и используя дифференцированный подход к обучению, учащиеся становятся активными и самостоятельными на уроках. Знания их пополняются, идеи развиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая методика обучения чтению

Поэтапная занимательная методика для быстрого обучения чтению детей, страдающих дислексией....

Практический материал - обучение грамоте (1 часть)

Систематическое использование на уроках обучения грамоте различных приемов занимательной формы, использование наглядности способствуют более успешному усвоению учебного материала....

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

Практические приемы обучения грамматике английского языка в начальной школе в игровой форме.

Данный  материал  будет  полезен  учителям  иностранного  языка,  преподающим  в  начальной  школе.  Он  содержит  психологическ...

Задание №6 Составление плана практического исследования по направлению ВКР "Использование театральных технологий в процессе обучения английскому языку"

План практичского исследования на тему "Использование театральных технологий в процессе обучения английскому языку"...