"Текст" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Семенцова Анастасия Сергеевна

Конспект разработан для учащихся 1-го класса. Тип урока: открытие новых знаний. Целью данного урока являлось формирование умения определять тему и основную мысль текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.tekst_.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.03.2020

База практики: Трубчевская гимназия им. Калашникова

Класс: 1

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: Русский язык

Учитель: Соловей Н.В.

Студентка: Семенцова А.С.

Тема: Текст.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: знакомство с понятиями текст, предложение.

Деятельностная: формирование умения определять тему и основную мысль текста

Задачи:

Образовательные: 

  1. Формировать умение озаглавливать текст
  2. Формировать умение задавать вопросы к словам (что делает?).
  3. Формировать умение составлять текст.
  4. Формировать умение соотносить рисунок с текстом.
  5. Формировать умение подбирать правильные слова.

Развивающие:

  1. Формировать умение целенаправленно слушать учителя, решая задачи.
  2. Формировать умение работать с информацией, представленной в разных формах.
  3. Формировать умение  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
  4. Формировать  умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую  этапу обучения.
  5. Формировать способность понимать выделенные ориентиры действий  при работе с учебным материалом.
  6. Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других.
  7. Формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Воспитательные: 

  1. Формировать интерес к языковой и речевой деятельности.
  2. Формировать положительное отношение к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Личностные:

Л.1 Интерес к языковой и речевой деятельности

Л.2 Положительное отношение к урокам русского языка

Предметные:

Пр.1 Умение  развивать воображение, мышление

Пр.2  Отличать текст от набора предложений, записанных как текст

Пр.3  Составлять устный рассказ по картинке

Пр.4  Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

Метопредметные:

Познавательные:

П.1 Умение  слушать учителя, решая задачи

П.2 Умение работать  с информацией, представленной в разных формах

П.3 Умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Регулятивные:

Р.1 Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Р.2 Понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом

Коммуникативные:

К.1 Слушать собеседника и понимать речь других

К.2 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

К.3 Принимать участие в диалоге

Оборудование: конспект, рабочая тетрадь

Образовательные ресурсы:

  1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-obuchenie-gramote-na-temu-pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnih-na-konce-slova-klass-umk-shk-1656817.html
  2. https://gigabaza.ru/doc/83822.html 

План урока:

1.Этап мотивации.

1.1.Приветствие. Знакомство.

1.2.Эмоциональный настрой

2.Этап актуализации и пробного учебного действия .

2.1 Работа по тетради

3.Этап выявления места и причины затруднения.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1 Работа по учебнику

5.Этап реализация построенного проекта.

5.1 Физминутка        

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап рефлексии учебной деятельности.


Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие. Знакомство.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Садитесь.

1.2. Эмоциональный настрой.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя

Слушают

Наблюдение

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

2.1 Работа по тетради стр. 6 №1

-Послушайте отрывки из сказки и назовите авторов.

-Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!( Корней Чуковский)

2) В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его Чебурашка. Вернее, сначала его никак не звали, пока он жил в своём тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу — что он жираф, а зайцу — что он заяц.( Эдуард Успенский

3) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод -

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод -

Пришёл невод с травой морскою.(Александр Сергеевич Пушкин)

-Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 6 номер 1

-Рассмотрите рисунки, назовите сказки, о которых идет речь. («Айболит», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Крокодил Гена и его друзья»).

-Ребята, расскажите, кто из героев сказок здесь нарисован и что он делает. (Айболит-читает, Старик-слушает, Старуха-говорит, Крокодил-говорит).

-Ребята, я вам предлагаю записать действия героев сказок из первого номера во второй номер.

-Прочитайте слова. Обведите и пропишите каждое действие героя.

-Что у нас получилось?

-Что мы записали? Докажите!

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Что они обозначают?

Работа по тетради.

Устный опрос.

Целевые обходы учителя. Наблюдение.

П.2,П.3,К.2,К.3, Пр.4

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Ребята, у наших сказок были авторы. А кто написал следующую сказку?

-Ребята, посмотрите на стр. 7-ую номер 3.

-Прочитайте и назовите сказку.

-Ребята, можем ли мы сказать что тут написаны предложения?

Почему?

Что мы должны сделать чтобы получилось предложение?

-Что нам на надо сделать, чтобы восстановить хронологию событий.

-Поставьте цифры в нужном порядке.

-Итак, какое первое предложение. (Жили-были дед да бабка).

-Второе …? (Была у них курочка Ряба).

-Третье …? (Снесла курочка яичко)

-Прочитайте полностью

-Расскажите что было дальше?

-Что сейчас мы составили?

-Как по другому назвать?

-Откройте стр. 9-ую. Посмотрите  в каком разделе мы сегодня будем работать.

-Какова тема нашего урока?(Текст и предложение)

-Какова цель урока?( знакомство с понятиями текст, предложение).

-Задачи урока? (отличать текст от предложения, выделять предложение из речи, правильно оформлять предложение на письме).

Работают в тетрадях

Отвечают на вопрос

Устный опрос.

П1, П2, П3, Р2

Пр.3, Пр.4

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

 Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Работа с тестом.

-Ребята, прочитайте тест на стр. 10-ой под номером №1.

-Связаны ли по смыслу все предложения?

-Можно ли сказать, что во всех во всех предложениях говорится о признаках наступающей весны?

-Докажите.

-Как мы назовем по другому эти предложения?

-Так  что такое текст?

 

Работа по учебнику

Устный опрос.

П2, П3, К1, К3, Пр.3, Пр.4

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1Работа с правилом.

-Ребята, автор учебника дал определение, что такое Текст и Предложение.

-Прочитайте жужжащим чтение.

-Повторите эти правило не подсматривая в учебник.

Работа с правилами

Р1, Р2, П2, П3

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1 Работа с учебником стр. 11.

-Ребята, прочитайте еще раз текст.

(Несколько человек)

-Скажите, какая мысль выражена в каждом предложении?

-Соотнесите текст и рисунок к нему?

-Ребята, какой заголовок подойдет к данному тексту?

-Объясните свой выбор.

Работа по учебнику

П.2, П.3, Р.2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1Работа по тетради №5 стр. 8-ая.

-Ребята, посмотрите на картинку, похожи ли они с картинкой которая изображена в книге?

-Чем похожа?(нарисованы птички, солнце)

-Прочитайте жужжащим чтением.

-Можно ли назвать это предложением?

-Сколько можно составить предложений?

-Запишите ваши предложения под картинкой.

-Помните ребята, первое слово пиши с заглавной буквы, в конце предложения ставь точку.

Работа по тетради

К2, Р.1, П.2, Пр.3

8. Этап рефлексии учебной деятельности

-Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

-Какова тема нашего урока?

Какова цель сегодняшнего урока?

-Что вам больше всего понравилось на уроке.

-Спасибо за урок.

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме"Типы текста. Текст-повествование"

Урок русского языка для учащихся 3 класса, занимающихся по развивющей системе Л. В. Занкова. Авторы учебника Н. В. Нечаева, С. Н. Яковлева. Содержание урока позволяет формировать позитивное отношение ...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Урок русского языка "Текст. Тема текста. Монолог." 2 класс

Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...