Урок ОНЗ "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Панекина Елизавета Сергеевна

Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_okonchanie_kak_nayti_v_slove_okonchanie.docx41.64 КБ
Файл okonchanie.pptx145.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Дата:05.11.20

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Панекина Е.С.

Класс:

Цель: 

Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;

Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Дидактические:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. научить способам нахождения окончания;
  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:  

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  2. формировать умение строить  высказывания, логические рассуждения и доказательства.

        

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. умение находить окончания в словах;
  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.  – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47

План:

1.Этап мотивации

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Повторение темы прошлого урока

2.2.Игра «В три колонны становись»

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Постановка проблемной ситуации

3.2.Определение темы и цели урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником. Упр. 149 с.82        

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Формируемые УУД

1.Этап мотивации 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1.Приветствие

-Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна.

1.2.Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.3.Работа с пословицей

-На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?

- Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!

Приветствуют

Проверяют готовность

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

 

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение темы прошлого урока

С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

-Выделите в них корень.

-Так давайте же скажем, что такое корень слова?

-Как найти в слове корень?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

2.2.Игра «В три колонны становись»

-Поиграем в игру «В три колонны становись».

1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову  горе и выделяет корень в этих словах.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову  гора и выделяет корень в этих словах.

На доске: карточки с однокоренными словами.

-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.

Игра «В три колонны становись». 

1 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горелка.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горе.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову 

гора

На доске: карточки с однокоренными словами. 

Запишите каждый ряд свою группу слов.

Выделите корень.


Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень  с одним и тем же значением.

корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

гореть, горение, горелый

горевать, горемыка, горестный

горный, гористая, пригорок

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Фронтальный опрос

Фронталный опрос

3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

  1. Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

- Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?

Обсуждение в парах

Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

Парная работа

Фронтальный опрос

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

Фронтальный опрос

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80

-Что не так в этом тексте?

-Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

-Расскажет правило…

Физминутка

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

Одно

Дерево

Окончание

Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним

Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание

Работа с правилом

Предположения детей

Второе слово во мн.ч.

Алгоритм

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Парная работа

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа с учебником. Упр. 149 с.82

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз

Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами

Фронтальный опрос

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

 

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

диван - _____________________________

 

собака - _____________________________

 

чёрное - _____________________________

 

первая - _____________________________

 

лестница - _____________________________

 

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

стакан - _____________________________

 

дедушка - _____________________________

 

большая - _____________________________

 

четвёртое - _____________________________

 

мечтал - _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

   Самостоятельная работа учащихся

Самопроверка по эталону

8.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Подведем итоги.

Слайд  

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

Ответы детей

Фронтальный опрос

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе.

-Посчитайте у кого сколько жетончиков.

-А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным.

-Спасибо за работу до свидания.

 Отвечают на вопросы

Беседа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воля и труд дивные всходы дают

Слайд 2

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 3

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 4

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 5

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 6

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 7

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 8

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 9

Меня увидел бурый медвежата.

Слайд 10

Меня увидел и бур ые медвежата.

Слайд 11

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.

Слайд 12

1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _______диван ы ______________________ собака - ______собак и ____________________ чёрное - ______черн ые __________________ первая - _______перв ые _______________ лестница - _____лестниц ы __________________

Слайд 13

2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____стакан ы ______________________ дедушка - ____дедушк и _______________________ большая - ______больш ие _____________________ четвёртое - __четверт ые ________________________ мечтал - _______мечтал и ______________________

Слайд 14

Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?

Слайд 15

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Как обозначаем окончание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" Школа России учебник Канакина, Горецкий

Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова;            2. Формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помо...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...

Технологическая карта урока «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»

Технологическая карта урока по русскому языку. УМК "Школа России". 3 класс. Тема: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание»...

Технологическая карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3 класс, по программе "Школа России"

Технологияеская карта урока «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания ...