Конспект урока русского языка в 4 классе "Наречие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Дубровина Надежда Михайловна

УМК «Школа России»

 

«Русский язык» 4 кл., авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._russkiy_yazyk_4_klass.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема

Наречие как часть речи

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России»

«Русский язык» 4 кл., авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Задачи деятельности учителя

 Образовательные: - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- учить находить в тексте наречия;  ставить вопросы к наречию;

- познакомить с  ролью наречия в предложении

Развивающие:

- развивать умение правильно ставить вопросы к наречиям и определять с какой частью речи они связаны;

- развивать навыки точного употребления наречий в речи;

- побуждать самостоятельную мыслительную работу ученика;

- развивать внимание и память ученика;

- развивать умение слушать учителя;

- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации успеха.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, умение работать в коллективе;

- формирование умения выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению, работая в группах

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- воспитание стремления к творчеству;

 - формирование коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты

Предметные:  

1) Стимулировать учащихся на самостоятельный поиск характерных признаков наречия:  

2) Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;

3) Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и письменной речи.

Метапредметные  УУД:  

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока

Изучение нового материала

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация Power Point  (Приложение);

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор

Этапы урока

Деятельность учителя                      

Деятельность учащихся                                      

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент

1 слайд

Руки - на месте,

Ноги - на месте,

Локти - у края,

Спинка - прямая!

 

Проверяют  готовность к  уроку.

Р.: самоорганизация

2. Актуализация знаний

Запись словарных слов под диктовку.

Г..ризонт, , ш.л, к.никулы, б.лет, ч…рный, пас…ажирский,  ж…лать, пр..красный, ч…рный, св…ркать.

Работа в паре: поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.

Какие знакомые части речи вам встретились? 2 слайд

Какие грамматические признаки имеют слова каждой группы?

Записывают слова в тетрадь

Проверяют работу.

Группируют  слова по частям речи, дают характеристику.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи

К.: планирование учебного сотрудничества

3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова. 3 слайд

Хорошо и плохо.

Мягко и тепло,

Весело и славно.

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи…

На какие вопросы отвечают эти слова?

Знакома ли нам эта часть речи?

Откройте учебник и прочитайте с какой частью речи мы будем знакомиться. (с. 73)

Назовите тему урока.  4 слайд

Какие цели поставим?

Составим план нашего исследования. 5 слайд

1. На какие вопросы отвечает?
2. Что обозначает?
3. С какой частью речи связано?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения является?

Как? Где?

Это новая часть речи.

Наречие .

Наречие как часть речи

Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, какие грамматические признаки имеют, какова их роль в предложении

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: планирование учебного сотрудничества  

4. Работа по теме урока. Открытие нового знания

6 слайд

Работа по учебнику стр.73 упр.124

Прочитайте стихотворение.

Кто его автор?

Прочитайте первое выделенное слово.

С какой частью речи связано в предложении?

Выпишите словосочетание.

Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает? Какая часть речи? Каким членом предложения является?

Укажите графически связь главного и зависимого слова.

Назовите следующее выделенное слово. Выпишите словосочетание.

От какой части речи  оно зависит?

Что обозначает – признак предмета или признак действия?

Каким членом предложения является?

 - Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!» как называются такие слова и что они обозначают.

- Сделайте вывод.(работают по плану)

печальные

Поляны (какие?) печальные

Обозначает признак предмета

Это имя прилагательное

Второстепенный член предложения

печально

Льет (как?) печально

Зависит от глагола

Обозначает признак действия

Является второстепенным членом

Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?; в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом

Р.: принятие и сохранение учебной  задачи при выполнении заданий;  

П.: структурирование знаний,  анализ объектов

К.: определение способов взаимодействия.  

П.: осознанно и произвольно строят речевое

высказывание

5. Физкультминутка

Светитсветит солнышко - яркоярко.

Будет нам от солнышка жаркожарко.

Побежим по берегу - быстробыстро.

Закричим от радости голосисто (Эй! ),

Иуставна камушек сядем срочно.

Жить на свете здоровоЭто точно!

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

6. Закрепление изученного материала

7 слайд Работа по учебнику.

Стр.73, упр.125

Прочитайте. Докажите, что выделенные слова являются наречиями.

Давайте проведем исследование: изменяется ли наречие звонко по числам, родам и временам.

Сделайте вывод. 8, 9, 10, 11слайд

Сравним наш вывод с выводом в учебнике

Стр. 74, упр. 126

Прочитайте. Назовите наречия. Прочитайте текст с наречиями и без них. Что изменилось?   Какую роль играют наречия в предложении?  

Стр.74, упр.127 – выполнение с комментированием.

Назовите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.                  

Журчит (как?) звонко, тонко.

Обозначает признак действия;

 отвечает на вопрос как?;

 в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом

Работа в группах по карточкам

(приложение к уроку)

Наречие по числам, родам и временам не изменяется

Наши выводы совпали

Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда и как происходит действие.

Когда? Сегодня, утром, рано, летом, сейчас, вчера, теперь.

Где? Здесь, вдалеке, везде, тут, сверху, сзади, вверху, там, повсюду, вблизи.

Куда? Направо, вниз, домой, налево.

Откуда? Издалека.

Р.: действие с учетом выделенных учителем

ориентиров

7. Рефлексия

Замени устойчивые сочетания слов  одним словом

Пальчики оближешь -     вкусно

Без году неделя –     недавно

Битый час –       долго

Днем с огнем –    трудно

Кот наплакал –   мало

На край света –   далеко

Откуда ни возьмись –   внезапно

Чуть свет –    рано

Как снег на голову –     неожиданно

Работа в группах

П: построение речевого высказывания, осуществление синтеза, построение рассуждения.

8. Подведение итогов работы.

Домашнее задание.

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Какова же роль наречия в нашей речи?

Что удалось на уроке, было самым интересным?

Найти и записать 4 пословицы с наречиями.

Свободные высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

Конспект урока русского языка. Тема: "Слово как часть речи" 4 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема:  СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Цели деятельности учителя: формировать навык каллиграфически правильного письма букв....

Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи. Имя прилагательное.".

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России" на тему "Части речи. Имя прилагательное." построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке примен...

Конспект урока русского языка. Тема: «Глагол как часть речи»

Цель деятельности учителя: -формирование понятия о глаголе как части речи.Планируемые результаты:         Предметные: ...