Технологическая карта урока на тему "Слог. Перенос слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта преднозначена для проведения урока Русского языка во 2 классе по УМК "Перспектива" на тему :"Слог. Перенос слова". Тип урока: открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.34 КБ |
![]() | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Слог. Перенос слова.(2 класс) | ||||||||||
Место урока в разделе | Слог. Перенос слова. | ||||||||||
Тип урока | Урок открытия знаний. | ||||||||||
Цель урока | Формирование умения переносить слова с одной строки на другую. | ||||||||||
Задачи урока | Познакомить учащихся с правилами переноса слов с одной строки на другую; развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, строить умозаключения; воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, в группах; воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь. | ||||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
- учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; - анализировать, делать выводы, сравнивать; - действуя по алгоритму, правильно переносить слова с одной строки на другую, придерживаясь правил грамматики. | Познавательные УУД П1- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; П2- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД Р1 - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Р2- проговаривать последовательность действий на уроке; Р3- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Р4- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок . Коммуникативные УУД К1- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; К2- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. | Л1- учиться чувствовать красоту и выразительность речи; Л2- Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, проявлять учебно познавательный интерес к учебному материалу; Л3- понимать причину успеха в учебной деятельности; Л4- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||||||||
Ресурсы | |||||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||||
.Ф.Климанова. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 | И.Ф. Яценко. Поурочные разработки. Русский язык. 2 класс | Мультимедиа, презентация. | |||||||||
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство | ||||||||||
Организация пространства | Классно-урочная система. | ||||||||||
Этапы урока | |||||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||
1 | Организационный момент (2 мин.) | Подготовить учащихся к дальнейшей деятельности. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к учебной деятельности. | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. На меня все посмотрели И за парты тихо сели. Слайд 1. -Девиз нашего урока (хором) : | Беседа (фронтальная) Подготовка к уроку, создание положительного настроя к учебной деятельности | Организуют пространство. -Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить! | Регулятивные: контролируют свои действия; создание ситуации успеха. | |||||
2 | Актуализация знаний (5 мин.) | Актуализировать ранее изученный материал, необходимый для изучения темы. Развивать восприятие, память любовь к предмету. Воспитывать усидчивость. | -Откройте тетради и запишите дату. 10 ноября Классная работа -Прочитайте слова с доски. Слайд 2. -Что это за слова? (На доске слова) К…ртофель, …гурец, к…пуста, ул…ца, п..тух, к…ртина, д…ревня, вес…ло, маг…азин. -Постарайтесь записать их орфографически правильно. Слайд 3. Взаимопроверка. (по образцу на доске) | Беседа/самостоятельная работа (фронтальная/индивидуальная) Подготовка к изучению нового материала. | Записывают в тетради. - С непроверяемым написанием Проверяют по образцу. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. | |||||
3 | Определение темы и цели урока (3 мин) | Подвести обучающихся к постановке темы и цели урока. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность | -А теперь все внимательно посмотрите на доску. Слайд 4. -Что видите? Дети в лесу увидели огромный пень. -Прочитайте. -Докажите, что это предложение. -Я решил его записать, и у меня слово «огромный» не помещается на строке. -Как мне поступить? -Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь? -Да, переносить слова надо по правилам. -Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? -Сформулируйте тему урока. -Для чего это надо? -Чему вы можете научиться сегодня? | Беседа(фронтальная) Выявление основной проблемы урока. | - предложение - Оно имеет оконченную мысль, все слова связаны по смыслу. - перенести. - Конечно по правилам. - О том, как переносить слова. - Перенос слова. - Бывает так, что при записи слов, предложений – на строке не хватает места и тогда слово надо переносить, а переносить слово нужно по особым правилам. - Научимся переносить слова | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | |||||
4 | «Открытие» новых знаний (20 мин.) | Определить новые знания, смысл изученного. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность. | -А пока посмотрим, по какому плану будем работать. 1. Узнаем правила переноса. 2. Будем учиться применять новые знания при письме. -В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. -Сегодня на уроке перед нами стоит задача раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. -Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем. -Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? Пожар? Коза? Комар? -Как же мы переносили слова? Слайд 5. (Учитель открывает 1 правило – «Слова переносятся по слогам») -Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова? -Для решения этой проблемы выполним задания. -Сейчас вы будете работать в группах. Что мы должны помнить? -У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. -Вам надо найти ошибки и определить какое правило здесь нарушено. Сформулируйте это правило. А план работы такой: 1. Прочитать слова. 2. Обратить внимание на выделенные буквы. 3. Посмотреть, где стоит знак переноса. 4. Сформулировать правило переноса слов. -У каждой группы получится свое правило. Работа в группах. Слушаем первую группу. (Земл-я, И-ра, у-лица, мор-е) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд 6. (Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву») -Вы согласны с выводом группы? Слушаем вторую группу. (Кон-ьки, ле-йка, ча-йка, под-ъезд) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд 7. (Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» ) -Вы согласны с выводом группы? Слушаем третью группу. (Ко-нь, ма-й, ле-в, ча-с) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд 8. («Слова, в которых 1 слог, не переносятся»). -Вы согласны с выводом группы? Слушаем четвёртую группу. (Су-ббота, касс-а, ва-нна, расс-каз) -Прочитайте слова. -На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Слайд 9. («У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится»). -Вы согласны с выводом группы? -Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз. Слайд 10. 1. Слова переносятся по слогам. 2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву. 3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку. 4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся. 5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится. 3) Составление алгоритма. -Что мы должны сделать, если у нас слово не помещается на строке? Учебник стр.85 -Сравните. -Значит, как я должен перенести слово «огромный»? (ог-ром-ный) Запись предложения. Подчёркивают основу предложения. | Беседа (фронтальная) Создание проблемной ситуации. Работа в группах (групповая) Решение проблемной ситуации. | - зи-ма - по-жар - ко-за - ко-мар - по слогам - Думаем, да. Вспоминают правила работы в группе - Зем-ля, Ира, ули-ца, мо-ре - Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву\ - Конь-ки, лей-ка, чай-ка, подъ-езд - Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку - конь, май, лев, час - Слова, в которых 1 слог, не переносятся - суб-бота, кас-са, ван-на, рас-сказ - Слова, в которых 1 слог, не переносятся - Мы открыли 4 правила: 1.«Слова переносятся по слогам» 2.«Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву» 3.«Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку» 4.«У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится» -1.Разделить слово на слоги. 2.Перенести слово по слогам. 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем. | Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; планируют учебное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками; умеют работать в парах, управлять поведением партнера, обосновывать свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников | |||||
5 | Физкультминутка (2 мин) | Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. | Вот так яблоко! (Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.) Руку протяните, (Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите. (Руки вверх.) Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать. (Подтянулись.) Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Вот так яблоко! (Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.) | Физкультминутка (фронтальная) | Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; | ||||||
6 | Первичное закрепление полученных знаний (8 мин). | Закрепить систематизированные знания по изученной теме. Развивать самостоятельность, интерес к новому. Воспитывать усидчивость, внимательность. | -Я называю слова. Если слово можно перенести-хлопаете, если нельзя перенести – не хлопаете. Не торопитесь. (Лось, бусы, сойка, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла). Выполнение Упр. 118 (с. 80) - Прочитайте, На какие две группы можно распределить данные слова? Ле-са, во-да, со-ро-ка, ли-па, я-сень, и-ва, по-го-да, ско-ро, паль-то, ло-па-та, зем-ля-ни-ка. Выполнение Упр. 119 (с.80) Самостоятельное выполнение. Образец для самопроверки: ян-варь, фев-раль, март, ап-рель, сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь, де-кабрь. - Какое слово является лишним? Почему? | Закрепление полученных знаний (индивидуальная) Применение знаний на практике Самостоятельная работа (индивидуальная) Закрепление новых знаний | Хлопают: бусы, сойка, котик, сани, малина, кукла. - Слова, которые можно перенести на другую строку, и слова, которые нельзя перенести (ясень, ива). - В слове МАРТ одна гласная, значит, один слог, это слово переносить на другую строку нельзя. | Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. | |||||
7 | Подведение итогов. Рефлексия. (4 мин.) | Подвести итог работы на уроке. Развивать память, кругозор, внимательность. Воспитывать уважение к учебной деятельности. | - Как правильно перенести слова? - Какую на уроке разбирали проблему? - -По какому плану мы работали? - -Какие правила переноса слов запомнили? | Беседа/рефлексия (фронтальная/индивидуальная) Подведение итогов урока | - По слогам. - Перенос слова. - 1. Узнали правила переноса. 2. Учились применять новое знание при письме. Отвечают на вопрос. | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. | |||||
8 | Домашнее задание (1 мин.) | Выполнить Упр.120 (с.81) – выписать слова, разделить на слоги для переноса. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К…ртофель, …гурец, к…пуста, ул…ца, п…тух, к…ртина, д…ревня, вес…ло, маг…зин.
К а ртофель, о гурец, к а пуста, ул и ца, п е тух, к а ртина, д е ревня, вес е ло, маг а зин.
Дети увидели в лесу огромный пень.
1. Слова переносятся по слогам Зи-ма Ко-мар По-жар Ко-за
В слове А н я слога два, Но разделить для переноса Это слово, друг, нельзя. Одну букву оторвёшь Ты нарушишь правило. Скучно букве быт одной, Как и тебе, если ты без друзей Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
Отгадайте загадки Люблю я, подбоченясь, Забраться на поднос, То кланяюсь учтиво, То задираю нос. ч а йн и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ч а й -н и к ( Запомните! Буква Й никогда не переносится на другую строку!
Отгадайте загадку Если громко плачет мальчик, Значит он поранил… п а льч и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? п а л ь -ч и к ( Запомните! Буква Ь никогда не переносится на другую строку!
У кого глаза на рогах, А дом на спине? ул и тка / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ули т - к а ( Запомните! Две согласных, словно в сказке, переносятся по-братски!
Имена девочек с удвоенной согласной буквой? А л - л а А н - н а Э м - м а Запомните! Две согласных, словно в сказке, переносятся по-братски!
Какие тайны переноса слов мы открыли? 1. Слова переносятся по слогам. 2. Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву. 3. Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку. 4. Слова, в которых 1 слог, не переносятся. 5. У слов с удвоенной согласной, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку «СЛОВО. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Технологическая карта урока в формате ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».
Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-340848-1386783785.jpg)
технологическая карта урока обучения грамоте "Перенос по слогам"
технологическая карта урока обучения грамоте "Перенос по слогам"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-340848-1386783785.jpg)
технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."
технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200141-1576593766.jpg)
Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А
Технологическая карта урока русского языка Перенос слов Батищева Н.А...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-245571-1423043816.jpg)
Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс
Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...