Письмо строчной и прописной письменной буквы С, с ( 1 класс УМК " Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)


Предварительный просмотр:

                 

Конспект урока обучения письму

Тема:  Письмо строчной  и прописной письменной  буквы  «С, с»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной  и прописной  буквы «С,  с»,  их соединений с другими буквами в словах.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: графический облик, элементы письменной  и строчной буквы «с», приёмы написания и соединения новой буквы, алгоритм фонетико-графического  анализа слова, гигиенические правила письма;

  уметь: сравнивать письменную букву с печатной буквой, с другими письменными буквами, писать строчную  букву «с», соединять с другими буквами в словах, проводить фонетико-графический анализ слов, выполнять гигиенические правила письма.

         Личностные:                   

         - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

 - проводить самооценку своих действий, поступков;                                                                                                                                                                                                      -устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие»  нового знания                                                                                                                          

Оборудование: Пропись № 2 (В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова  УМК «Школа России»), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

выразительное чтение стихотворения,

обсуждение смысла пословицы.

1 мин

Фронтальная форма работы.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Пропись, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

- Меня зовут Виктория Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок письма.

- Прочитайте пословицу на экране: «Пишут не пером, а умом». Как вы её понимаете?

- Хорошо, молодцы! Действительно, чтобы писать правильно и красиво, нужно уметь мысленно  контролировать свои действия.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Читают, осмысляют пословицу.

- При письме работаем по алгоритму: помним, в какой последовательности пишем и соединяем буквы.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и мотивация        

Словесный:   подводящий диалог, формулирование обобщения.

Нагляд.:

слайды.

Словес.: чтение букв.

Частично-поисковый:

группировка букв.

Практич.: конструирование слов

Практический:

характеристика буквы.

2 мин

Фронтальная форма работы.

- Как вы думаете, какие ваши знания  и умения по письму вам пригодятся сегодня?

 - На какие две группы делятся письменные буквы?

- В какой строке пишутся строчные буквы?

- Какие гигиенические правила письма вы знаете? (при ответе использовать плакаты или слайды презентации с показом образцов посадки за партой, положения ручки в руке и тетради на парте для правшей и левшей).

 -   Почему эти правила важны для учащихся?

  Они обеспечивают овладение навыком письма, позволяют сохранить ваше здоровье.

На экране или доске появляются изученные письменные буквы: а, о, ы, и, у, н.

 - Прочитайте буквы, что вы о них можете сказать?

 -На какие две группы их можно разделить?

 - Придумайте слова с этими буквами в начале слова.

 - С какой буквой нельзя придумать слово?

- Какую букву вы учились писать на прошлом  уроке обучения письму? Какие звуки она обозначает?

-  Что вы узнали о букве «эн»?

 - Для чего нужны прописная и строчная буквы?

Высказывают предположения.

Правила посадки: спина касается спинки стула, ноги - на полу, между туловищем и партой проходит кулачок

Демонстрируют правила работы.

Они обеспечивают овладение навыком письма, позволяют сохранить ваше здоровье.

Буквы гласных и согласных звуков.

 Бывает печатная и письменная, письменная строчная и прописная.

Для написания  имён собственных, начала предложения, строчная – для всех остальных слов.

Обозначает звуки [ н] – согл., зв., тв. и [н’]- согл., зв., мяг.

К: высказывание своей точки зрения и ее обоснование; принятие правильной точки зрения,  готовность к изменению своей точки  зрения.

П:  воспроизведение необходимой информации, классификация объектов.

III. Постановка учебной задачи

Практический:

анализ букв.

Словес.: подводящий диалог, беседа.

Наглядн.: презентация,

предметная картинка,

формулирование темы.

Практический:

поэлементный анализ,

формулирование  учебной задачи.

Словес.: обобщение учителя.

Наглядно-иллюстративный:

презентация.

3 мин

Фронтальная форма работы.

-Ребята,  посмотрите на с. 16  Прописи. Какие буквы вы видите в левом верхнем углу?  (С, с)

 - Какая буква выделена?

 - Кто изображён на рисунке под печатными буквами? Какую букву сегодня мы будем учиться писать?

 - Кто назовёт тему сегодняшнего урока?

  -Рассмотрите письменную строчную букву «с» вверху в центре страницы, затем её элементы.

 - Из скольких элементов состоит буква?  

 - Проследите по стрелкам, можно ли элементы написать безотрывно?

-Кто скажет, что за тема будет сегодня на уроке?

- Поставим учебную задачу на урок: что мы сегодня узнаем, чему будем учиться?

- Итак, сегодня мы знакомимся со строчной и прописной  письменной буквой «с»,  элементами, последовательностью написания; мы будем учиться писать строчную письменную букву «с» с отрывом, соединять её с другими буквами в словах, проводить звуко-буквенный (фонетико-графический) разбор слов, добиваться выполнения правил письма в течение всего урока.

                    На экране

Тема: Буква «Сс»

Цели:

  • знать: письменную строчную и прописную букву «с», элементы;
  • уметь: писать строчную букву «с» с отрывом, соединять её с другими словами.

Отвечают на вопросы.

Снеговик , слово нач-ся с «с».

Строчную и прописную «эс"

Буква «Сс» строчная и прописная

Определяют тему и задачи  урока.

Узнаем строчную и прописную  письменную букву «с», её элементы, чем она отличается от печатной.

Будем учиться писать строчную букву «с» с отрывом, соединять её с другими буквами в словах, сравнивать буквы.

Р: принятие заданной цели;  взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы;  принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения.

П: формулирование темы и целей деятельности; выстраивание последовательности шагов для достижения цели.

IV. Открытие нового знания

 

Объяснительно-иллюстративный:

 беседа по иллюстрации.

Практический:

 анализ элементов буквы.

Практический: обводка.

Наглядный: показ с комментированием.

Практический:

сам. письмо с самоанализом.

Наглядный: показ  с комментированием.

Практический: письмо «в воздухе».

Практический:

обводка; сам. письмо с самоанализом.

10 мин

Фронтальная форма работы.

 -Ваши  прописи открыты на стр. 16

- Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу.

-  Посмотрите, что изображено  на странице прописи под образцом буквы «с»?

 - Что напоминает  нам буква «с»?

Индивидуальная форма работы.

- Обведите полумесяц  по линиям.

Письмо элементов

Фронтальная форма работы.

- Что написано на первой рабочей строке?

 - Сколько элементов? (1)

 - Из каких элементов состоит строчная буква «с»?

-  Откуда начинается строчная буква «с»?

- Посмотрите показ письма элементов буквы «с»

- Показываю первый элемент: начинаем писать чуть ниже верхней линии РС: ведём вверх, закругляем влево, доводим до верхней линии РС;т ведём вниз округлую линию до нижней линии РС; поднимаемся вверх вправо до середины РС.

Индивидуальная форма работы.

- Обведите элемент  по слабым линиям, соблюдая правила письма.

 - Пропишите элемент самостоятельно до конца строки.

 - Проверьте, всё ли получилось, подчеркните лучший элемент.

Письмо буквы

Фронтальная форма работы.

- Посмотрите на следующую строчку, что мы будем учиться писать?

- Посмотрите, как пишется прописная  заглавная буква «С».                            

-Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии (середины межстрочного пространства): ведём округлую линию влево, затем вниз, пересекаем верхнюю линию РС, спускаемся вниз; чуть закругляем вправо, доводим до нижней линии РС; поднимаемся вверх вправо и заканчиваем письмо на середине РС.

Индивидуальная форма работы.

- Попробуем повторить движения при письме буквы «с воздухе». (Учитель выполняет упр-ие в положении спиной к классу, проговаривая коротко комментарий,  у детей локоть правой руки на парте, работает только кисть правой руки с ручкой, нацеленной на образец на доске. При необходимости учитель повторяет краткий комментарий.)

 - Не забываем выполнять правила письма!

 - Обведём  образец строчной  и заглавной буквы «С»  на строке, соблюдая нижнее соединение.

 - Обведём буквы по контурным линиям.

 - Сколько должно быть расстояние  между буквами?

 - Допишите самостоятельно до конца строки.  Сколько букв войдёт?

 - Сравните написанные буквы с образцом, какие видите ошибки?

Анализируют рисунок.

Самостоятельно обводят.

Строчная «с»  эл-т. полуовал .

Анализируют букву.

Наблюдают за действиями учителя.

Обводят и пишут элементы.

Анализируют работу.

Наблюдают, осваивают последовательность действий при письме буквы.

Выполняют письмо «в воздухе».

Проговаривают вместе с учителем.

Проверяют посадку, положение тетради и ручки.

Обводят и пишут элементы.

Анализируют и

оценивают свою деятельность.

Р: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели;  самоконтроль  деятельности по результату;  взаимодействие со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы;  принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения.

П: восприятие информации, осознанное воспроизведение ее в процессе деятельности.

Динамическая пауза

1 мин

-Встанем и немного разомнемся!

Выполняют движения

Р: саморегуляция.

V. Первичное закрепление

Практический:

самостоятельное письмо

Практический: чтение и анализ соединений;

самостоятельное письмо;

взаимопроверка.

Практический: слого-звуковой анализ слова по схеме,

сопоставление слова со схемой,  звуко-буквенный анализ слова.

Практический: комментированное письмо, самопроверка.

Практический:

анализ предложения,

самостоятельное письмо, самопроверкой.

4 мин

Фронтальная форма работы.

 -Посмотрите на следующую строку. Что нужно написать? Чем она отличается от предыдущей?

 - Что нужно помнить?

Индивидуальная форма работы.

 - Проверьте посадку, положение тетради и ручки.

 - Напишите самостоятельно, соблюдая все правила письма.

                       Письмо соединений букв

Фронтальная форма работы.

  -Прочитайте, что написано на следующей строке?

 - Сколько в этом слове слогов?

 - Проанализируйте соединения в каждом слоге.

 -Придумайте слова, начинающиеся с таких слогов.

Индивидуальная форма работы.

 - Напишите одно слово, соблюдая все правила письма. Поменяйтесь тетрадями и подчеркните карандашом самые красивые соединения.

Индивидуальная форма работы.

- Запишите слово сосна, комментируя, какую букву пишете, каким соединением соединяете.

  -Проверьте. Сравните слово с образцом в прописи.  Поднимите руку, кто нашел ошибки.

Пальчиковая гимнастика

На двери висит замок .

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились)

Письмо предложений

Фронтальная форма работы.

 - Что написано на следующей строке? Докажите.

 - Прочитайте. О чём сообщает предложение?

 -Сколько в нём слов? Какое первое? Как оно написано? Почему? Какое второе? Почему оно написано с прописной буквы?  Какое третье? Что в конце предложения? Как пишутся слова в предложении?

Индивидуальная форма работы.

  - Запишите самостоятельно. Проведите самопроверку.

Письмо слов

Фронтальная форма работы.

- Посмотрите на схему предложения. Что можно рассказать о этой схеме?

- Сколько слогов? Сколько звуков в первом, втором слоге? Какие это звуки? На какой слог падает ударение?

Парная форма работы

- Прочитайте наше предложение. Подходит ли оно к схеме? Докажите. Сколько слогов в первом слоге? В третьем слове?

- Куда падает ударение в слове?

- Подходит эта схема?

- Проанализируйте соединения.

Слоги

Соединениями

Слоги

По 2 слога

Обмен тетрадями

Предложение

О том, что у сосны Нина

П: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

П: работа с моделями объектов.

П: анализ и синтез

Р: самоконтроль и взаимоконтроль.

 

П: выделение информации, смысловое чтение с анализом,

осознанное построение высказывания.

П: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VI. Самостоятельная работа с самопровер-кой

Практический:

буквенный диктант, запись слова, самопроверка.

8 мин

Индивидуальная форма работы.

- Поднимитесь вверх на свободные строчки. Поставьте точку, чтобы начать писать. Я буду диктовать вам письменные буквы, а вы их писать: строчная «а», заглавная «О», строчная «и», заглавная «А», строчная «о», заглавная «И», строчная «н», заглавная  «С», строчная «к».

-Составьте и запишите одно слово, используя буквы из диктанта.

-Проверьте работу по слайду.

- Поднимите руку, у кого в диктанте нет ошибок.

Пишут диктант.

Сон, нос, оса и др.

Проверяют работу.

П: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VII. Включение в систему знаний, повторение

 

2 мин

Групповая форма работы

Группы получают конверты с элементами изученных письменных строчных и прописных букв.

Задание:

- собрать из элементов строчную и прописную букву; назвать элементы и буквы, рассказать о буквах (какие звуки обозначают), придумать три слова с этими буквами.

Каждая группа выступает с результатами.

Работают в группе, конструируют букву.

К: контроль, коррекция, оценка действий.

П: синтез как составление целого из частей.

VIII. Рефлексия деятельности

1 мин

 Индивидуальная форма работы.

Что изображено на доске? (снеговик)

- У меня на столе лежат снеговики. Те, кто считает, что научился писать букву «с», возьмут зеленого. Если не все получается, возьмут желтого. Если буква «с» совсем не получается, возьмут красного снеговика.

- Выберите листочек и приклейте горку, что на доске.

 Учитель обобщает полученные результаты.

-Спасибо за работу!

 

Оценивают свою деятельность.

Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма "Письмо строчной и заглавной письменной буквы «п»" (1 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной и заглавной буквы «п», её соединений с другими буквами в слова...

Конспект урока обучение письму Письмо строчных и прописных письменных букв «Н, н», «С, с» «К, к», «Т, т». 1кл.

Планируемые результаты:Предметные: знать: графический облик, элементы письменных  и строчных букв «Н, н», «С, с» «К,к», «Т,т», приёмы написания и с...

Конспект урока по обучению письму на тему "Строчная и прописная буквы Сс" 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную и прописную буквы Сс, правильно соединять их с другими буквами при письме слогов, слов.Планируемые результатыПредметные:- знать: эле...

Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы « д»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта по обучению письму "Письмо строчной и прописной буквы Ш" (1 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления обучающихся о письме строчной и прописной буквы Ш; совершенствование навыка  письма слогов и слов с буквой Ш.Задачи урокаДидактические:1.Научить анализирова...

Технологическая карта по обучению письму "Письмо строчной и прописной буквы Г" (1 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления обучающихся о письме строчной и прописной буквы Г; совершенствование навыка письма слогов и слов с буквой Г.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить с элементами...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной и прописной буквы К» (1 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование представления обучающихся о письме строчной и прописной буквы К; навыка письма слогов и слов с буквой К.Задачи урока: Дидактические:1.Научить анализировать форму буквы К:...