Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык

Класс

Базовый учебник Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017

Тема урока Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цель урока закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового,  понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока урок обобщения и систематизации знаний

Необходимое оборудование презентация к уроку, снежинки с буквами, ёлочка, ёлочные игрушки, карточки с заданиями, нетбуки

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

Организационное начало урока

1 мин

  • Ребята, к нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь, ведь всё хорошее в жизни начинается с улыбки.
  • А теперь улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем нам успехов и удачи.

Приветствуют гостей и друг друга

Регулятивные: настрой на работу, самоанализ к готовности к уроку.

Мотивация к деятельности

2 мин

  • Ребята, какой праздник нас скоро ожидает?
  • Я сегодня прихожу в класс и вижу на доске красивую ёлочку, а на столе игрушки и письмо от Дедушки Мороза.

«Дорогие ребята! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Дарю вам ёлочку и  игрушки. Но игрушки не простые, а с заданиями. Вы должны выполнить задания и украсить зелёную красавицу. Желаю вам успехов!»

  • Ну, что ж, попробуем?
  • Ребята, Дед Мороз так торопился к нам, что пока ехал, поднял такую метель, что даже несколько снежинок залетело к нам в класс.

Высказывают предположения

Личностные: мотивация, интерес, отношение к изучаемому предмету.

Постановка учебной задачи

6 мин

Слайд 1

  • У вас на партах лежат эти снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинках? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш )
  • Какие звуки обозначают эти буквы?
  • Что объединяет все эти звуки?
  • Назовите всегда мягкие звуки.
  • Назовите всегда твердые звуки.
  • Послушайте грамматическую сказку про эти звуки:

Слайд 2

Жили - были шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они очень дружно. Вот однажды решили они в прятки поиграть. Выпало водить шипящим. Попрятались остальные буквы. Шипящие во все щели заглянули, уже нашли многих, вот только не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали до вечера, устали и пошли домой. Проходят шипящие мимо домика гласных и в окошко видят, что Ы, Ю, Я дома сидят, чай пьют и телевизор смотрят! Обиделись шипящие на Ы, Ю, Я и с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  • Давайте составим эти сочетания. У вас на партах лежат белые листочки. Вам нужно будет соединить буквы в «пару дружбы».

Слайд 3

Работа в парах

  • Но прежде чем вы это сделаете, давайте вспомним правила работы в паре:
  • Работать дружно.
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми.
  • Прислушиваться к мнению товарища.

Ж

Ш

Ч

Щ

Ы

И

У

Ю

Я

А

Проверка у доски

  • Ребята, о каких буквосочетаниях мы сегодня будем говорить на уроке?

(жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Слайд 4

  • Исходя из этого, скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
  • Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу–щу)

Закреплять (умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Слайд 5

  • Итак,  какое правило нам поможет в этом?

Жи-ши пиши с буквой и!

Ча-ща пиши с буквой а!

Чу-щу пиши с буквой у!

Рассматривают снежинки, называют буквы

Дают характеристику звукам

Слушают сказку

Называют правила

Соединяют «пары дружбы»

По цепочке соединяют буквы у доски

Высказывают предположения, формулируют тему урока, обосновывают ответ,  выслушивают собеседников

Участвуют в постановке учебной задачи урока.

Повторяют правила

Познавательные: общеучебные и логические.

Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Минутка чистописания

3 мин

  • Наша зелёная красавица зимой не боится холода, потому что Дедушка Мороз укрывает её тёплым одеялом. Каким же?
  • А наши ладошки мёрзнут от холодных морозных снежинок. Давайте их согреем.

Пальчиковая гимнастика:

Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково.

  • Всё, ладошки и пальчики тёплые. Они будут хорошо работать: красиво писать.
  • Вспомним правило правильной посадки при письме (руки на месте, ноги на месте, спинка прямая, локти у края.)
  • Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

  • Ребята, чем мы будем украшать нашу ёлку?
  • Дед Мороз оставил нам не простые игрушки, а с заданиями.

1 игрушка – прописать в тетради буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу.

  • Молодцы! Украсим ёлочку игрушкой.

Высказывают предположения

Выполняют движения

Называют правила, записывают в тетрадях

Высказывают предположения

Прописывают буквосочетания

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий

Коммуникативные:

слушают и понимают речь учителя, учатся выражать свои мысли

Личностные:

Определяют общие для всех правила

Обобщение и систематизация знаний

10 мин

  • Продолжаем украшать ёлку. Дед Мороз просит помочь ему выполнить следующие задания. Он написал слова, а какие буквы надо вставить, забыл. Давайте поможем.

Слайд 6

Снеж..нки, круж..лись, ч..десные.

Составьте предложение из этих слов, запишите в тетрадь и подчеркните изучаемые сочетания.

Слайд 7

  • Ребята, посмотрите на картину. Скажите, а наше предложение подойдёт к ней?
  • Давайте составим предложения по картине.

Пришла зима. В воздухе кружились чудесные снежинки. Дети играли на улице. Девочка каталась на лыжах. Мальчики на коньках и санках.

  • Ребята, скажите, что у нас получился?
  • А то, что я сейчас вам прочитаю, будет текстом?

Пришла зима. На землю падают чудесные снежинки. Дети играют во дворе. У Маши лыжи. Коля катается на коньках.  А Вася на саночках. По улице едут большие машины.

  • Как вы считаете, это текст? Почему? Какое предложение лишнее?
  • Ребята, это не просто текст, а текст с заданиями.
  • У вас на партах лежат жёлтые листочки. Возьмите их и прочитайте задание.
  • Что нужно выполнить 1 группе?
  • Что нужно сделать 2  и 3 группам?
  • Выполним задания.

1 группа – Прочитайте текст. Исправьте ошибки в тексте.

Пришла зема. На землю падают чюдесные снежынки. Дети играют во дворе. У Маши лыжы. Коля катается на конках.  А Вася на саночьках.

2 и 3 группы – Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

Пришла з..ма. На землю падают ч..десные снеж..нки. Дети играют во дворе. У Маши лыж.. . Коля катается на кон..ках.  А Вася на саноч..ках.

Слайд 8

  • Давайте проверим, как справились с заданием.

Проверка по слайду 

Слайд 9

  • Оцените свою работу. Поставьте знак.

«!» – Молодец, всё выполнено верно.

«+» - допущены 1-2 ошибки.

«-» - много ошибок, нужна помощь.

  • Молодцы! Наша ёлка становится всё наряднее.

Вставляют пропущенные буквы

Один ученик у доски (комментированное письмо)

Составляют предложения по картине

Слушают, анализируют услышанное

Вспоминают признаки текста, называют лишнее предложение

Выполняют дифференцированные задания

на карточках

Анализируют и оценивают результат своей работы

Познавательные:

выбирают наиболее подходящий способ решения

Регулятивные:

развивают способность к волевому усилию

Личностные:

оценивают себя на основе критериев успешности учебной деятельности, осуществляют оценку процесса и результатов деятельности.

Физкультминутка

2 мин

Слайд 10

  • Ребята, чем еще можно украсить ёлку?

Музыкальная игра «Мы повесим шарики»

Высказывают предположения, выполняют движения под музыку

Личностные: мотивация, интерес к деятельности

Обобщение и систематизация знаний

14 мин

Слайды 11, 12

  • А мы продолжаем украшать нашу зеленую красавицу.

Работа с учебником

  • Откройте учебники на стр.13 упр.20. и прочитайте задание.
  • Что нужно сделать?
  • Прочитайте предложения в парах.
  • 1 ряд записывает 3-е предложение, 2 ряд – 4-е предложение.
  • Какое правило мы повторяем?
  • Хорошо! Украсим нашу ёлочку.

Слайд 13

Тестирование

  • Посмотрите, какая нарядная получилась у нас ёлочка. Но не хватает главного в украшении. Итак, Дед Мороз приготовил для вас последнее задание.
  • Вам необходимо выполнить тест.

  • Давайте оценим вашу работу.
  • Молодцы! Мы заработали последнее украшение для нашей ёлочки.

Читают задание в учебнике, выполняют его, повторяют правила правописания

Выполняют интерактивный тест на нетбуках, оценивают результат деятельности

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждения

Коммуникативные:

Учатся аргументировать свое предложение

Личностные: развитие познавательных интересов.

Рефлексия

2 мин

Слайд 14

Возвратимся к началу урока. Продолжите предложения:

  • Я понял, что…
  • Я научился …
  • Было трудно …

Продолжают фразы

Познавательные:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания, учатся давать оценку деятельности на уроке

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за результат, устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Домашнее

задание

1 мин

Слайд 15

с.14 упр.22 или 23

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Организационное завершение урока

1 мин

Всем спасибо за хорошую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...