Рабочая программа по родному ( русскому) языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)

Балалаева Татьяна Сергеевна

Аннотация к программе и календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_rodnomu_yazyku_1a_balalaeva.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  г.Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46»

    Обсуждена                                Согласована                                        Утверждаю

    на заседании   МО                    на совете МС                              директор школы

    _________                               _________                ______ Ринчиндоржиева Е.И.                                      

Рабочая программа

« Родной (русский) язык»

1 класс 

( 0, 5 час в неделю,  17 часов в год)        

                       

                                   составлена

                                                                          учителем начальных классов

первой категории

Балалаевой Т.С.

2020-2021 уч. год

                          Аннотация к рабочей программе по родному языку

Предмет

Родной ( русский ) язык

Класс

1 А

Учитель

Балалаева Татьяна Сергеевна

Срок реализации программы

2020 – 2021 уч.г

Место в учебном плане ОО

 Обязательная часть: __0,5___ ч.

Итого: количество часов в неделю ___0,5__, в год ___17___

УМК

  Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Учебник. Русский язык, 1 класс. - М.: Просвещение, 2019.

2. Бойкина М.В. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику Канакиной В.П.. 1 класс. - М.: Просвещение, 2019.

При дистанционном обучении используются интерактивные образовательные онлайн - платформы :

1. Учи.ру ( https://uchi.ru/)  

2. Моя школа в онлайн.  https://cifra.school 

3. Знайка. Видеоуроки. https://znaika.ru/catalog/1-klass   

Цели и задачи

    Цели изучения курса русского родного языка в 1 классе:

- совершенствование  коммуникативных умений;

- развитие языковой интуиции;

- включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

- первое знакомство с фактами истории родного языка;

- расширение представлений о различных методах познания языка.

    Основные задачи реализации содержания предметной области «Родной (русский) язык» являтся: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

   Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

   Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

   Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

   Как средство познания действительности родной (русский) язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

   Обучение родному (русскому) языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Основные образовательные технологии

   При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные.

   Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приёмы само- и взаимопроверки.

   Неурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок-путешествие, викторина, урок-проект, игра-конкурс, дидактические и ролевые игры.  

.

                                     Планируемые предметные результаты

          Личностными результатами изучения предмета «Родной язык» являются следующие умения:

  • - осознавать роль речи в жизни людей;

  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);

  • осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

  • осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

  • оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

  • анализировать тактичность речевого поведения в семье;

  • объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов;

  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

  • отличать истинную вежливость от показной;

  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

         

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

         

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование

 практических и коммуникативных задач.

К концу обучения обучающиеся научатся:

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • определять тему, основную мысль несложного текста;

  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.

           В МАОУ  « СОШ № 46 » реализуется комплексная программа развития «Эколого-туристско-краеведческая деятельность как важнейшее средство образования и социализации школьников в условиях Байкальского региона» на 2019-2024 годы.

       Ключевой идеей программы является создание инновационной модели образовательного учреждения как социально-ориентированной школы, содержание образовательного процесса которой направлено на формирование культуры социального взаимодействия, социального самоопределения личности и социальной ответственности, социальной мобильности и развития социальных качеств личности.

       Эколого-туристско-краеведческое направление отражается во всех предметных областях, во всех предметах, в том числе в предмете «Родной язык» как в урочной, так и неурочной деятельности. На уроках родного языка применяются следующие виды работ: составление предложений о природе Бурятии, Байкале, использование фольклора народов Бурятии при письме по памяти. Кроме этого используются на уроках тексты из произведений писателей и поэтов Бурятии, народных сказок.

       В целях удовлетворения социальных, творческих потребностей учащихся в рамках учебной программы по предмету «Родной язык» (обеспечения формирования, главным образом, личностных и метапредметных результатов) 10-15 % выделяется на неурочные занятия : урок-игра, урок-путешествие, урок-исследование, урок-проект, урок-викторина, урок-КВН.

       Изучение программного материала по родному языку возможно с использованием дистанционных форм обучения. Для организации обучения в рамках курса рекомендованы следующие интерактивные образовательные онлайн – платформы: Учи.ру ( https://uchi.ru/),     Моя школа в онлайн.  https://cifra.school,  Знайка. Видеоуроки. https://znaika.ru/catalog/1-klass

    Основными видами учебных занятий при дистанционном обучении могут быть: самостоятельное изучение учебного материала, консультация, практическое занятие, проектная деятельность, творческие задания.

Содержание учебного предмета ( 17ч.)

    Раздел 1. Язык и культура (12 ч.)

    Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация.

текст).

    Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что  с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения.

    Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

    Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации.

    Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приемы подготовки.

    Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чѐм нам говорят шрифт, иллюстрации.) Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

    Редактирование и взаиморедактирование.

    Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

    Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

 

  Раздел 2. Речь. Речевая деятельность. Текст  ( 5ч. )

     Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова.

     Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

     Структурно-смысловые части в разных текстах.

     Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

     Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

     Разнообразие  текстов,  которые  встречаются  в  жизни:  скороговорки, чистоговорки, считалки,  загадки;  их  произнесение  с  учѐтом особенностей этих текстов.

     Рассказ по сюжетным рисункам.

Тематическое планирование

раздел предмета

название урока

кол-во

часов

дата проведения

по плану

по  факту

1

Язык и культура

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

1

2

Язык и культура

Как люди общаются друг с другом. Жесты, мимика, темп, громкость.

1

3

Язык и культура

ДО. Азбука вежливости.

1

4

Язык и культура

Урок-игра «Вежливые слова». Приветствие на бурятском языке.

1

5

Язык и культура

Секреты общения. Правила работы в группе.

1

6

Язык и культура

Виды общения. Устное и письменное общение.

1

7

Язык и культура

Урок-исследование «Зачем людям имена?» Значение бурятских имён.

1

8

Язык и культура

Ударение в словах.

1

9

Язык и культура

Где поставить ударение?

1

10

Язык и культура

Урок-путешествие «Как писали в старину».

1

11

Язык и культура

Слова, которые имеют несколько значений

1

12

Язык и культура

Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся

1

13

Речь. Речевая деятельность. Текст.

Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство.

1

14

Речь. Речевая деятельность. Текст.

Текст. Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные) слова.

1

15

Речь. Речевая деятельность. Текст.

ДО. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

1

16

Речь. Речевая деятельность. Текст.

Урок-игра «Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста».

1

17

Речь. Речевая деятельность. Текст.

Разнообразие текстов,  которые встречаются в  жизни: скороговорки,  считалки,  загадки;  их произнесение с  учётом особенностей этих текстов.

1

                        УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,  «Просвещение», 2008г

 2. Учебник : «Русский язык» 1 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2019 г, 2 части

 3. Методическое пособие « Русский язык  1 класс»  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2018 г.  

 4. Канакина В. П. Русский язык. 1-4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ. – М.: Просвещение, 2012. – 159с.

5. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. – М.: Просвещение, 2014.

ИКТ и ЦОР:   - Электронное приложение к учебнику

Для обучающихся :

1. Учебник : «Русский язык» 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Москва,  «Просвещение», 2019 г.  1, 2 часть

2. Рабочая тетрадь : «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,  «Просвещение», 2020 г.  1, 2 часть    

 

                            Электронно – образовательные ресурсы

1. https://videouroki.net/tests/rodnoj-yazyk/1-class/

2. https://chudo-udo.info/testy-onlajn-po-russkomu-yazyku-dlya-1-klassa

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

6. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru

7. Презентация уроков « Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

                                 Материально-техническое обеспечение

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения( в том числе и в цифровой форме).
  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием  обучения по литературному чтению( в том числе и в цифровой форме).
  • Портреты поэтов и писателей.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров      и картинок.    Магнитная доска с набором маркеров.
  • Магнитофон. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
  • Интерактивная доска. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального образования по литературному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа  по родному (русскому) языку ...

Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2.   Планируемые результаты освоения учебного предмета.3.   Содержание ...

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...