Изменение глаголов в прошедшем времени по родам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Балалаева Татьяна Сергеевна

технологическая карта урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Технологической  карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока:  урок изучения нового материала

Тема

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам

Цель

На основе наблюдения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам. Развитие умения правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Технологии, методы, приёмы

Технология проблемного обучения, метод решения учебных задач

Основные понятия термины

Время глаголов (настоящее, будущее, прошедшее), род, число.

                                                                            Планируемые результаты

Предметные:

- распознавать глагол определять его признаки ( как изменяется глагол),

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

- создание условий для отработки учащимися умения определять род глаголов прошедшего времени, правильного письма окончаний глаголов;

- включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Личностные:

- целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;  

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

регулятивные :ставить и решать учебную задачу под руководством учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме ;

познавательные : ориентироваться в структуре учебника, выделять и осмысливать необходимую информацию, представлять ее в знаково-символической форме; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить факты под понятие ;

– коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями, рассказывать о своих достижениях .

Формы работы

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная

Оборудование

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 121–124.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      Формируемые умения

                                                            1. Мотивация познавательной деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.

 - Мы продолжаем изучать, открывать тайны нашего великого могучего русского языка.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже.

Размышляют, отвечают на вопросы

Предметные :

- актуализация знаний о глаголе.

УУД

- коммуникативные :умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 - личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

                                                                           2. Актуализация необходимых знаний.

 Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить алгоритм изменения глаголов по временам; 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

- С какой частью речи мы работали на последних уроках, нам помогут вспомнить вот эти строки?

Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит
 –
Все расскажет нам … (Глагол!) 

   - Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц – опрос 

 Глагол – это……..

Глаголы отвечают на вопросы…….

Глаголы обозначают……..

Глаголы изменяются по……. (по временам, числам)

В настоящем времени обозначает действие, которое …

В прошедшем времени обозначает действие, которое …

В будущем времени обозначает действие, которое …

У какого глагола нельзя определить время….

Отвечают  на вопросы.

Отвечают на вопросы

Объясняют по какому принципу глаголы были разделены на группы.

Определяют цель и пути их достижения.

 Предметные :

осуществлять поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

УУД

 коммуникативные :участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

 регулятивные :принимают и сохраняют учебную задачу.

личностные :проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям.

 регулятивные :принимать и сохранять учебную задачу.

 познавательные : осуществлять подведение под понятие ,

коммуникативные: выслушивать разные точки зрения ,

личностные: определяют конкретный смысл понятий.

                                          3. Организация познавательной деятельности. Самоопределение к деятельности.

     Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.

 

Проблемный диалог.

Старый фонарь ОСВЕЩАЛ… прохожим дорогу.

Яркая лампа ОСВЕЩАЛ…комнату.

Солнце ласково ОСВЕЩАЛ…сосновый лес.

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает?  (- Окончаний.) Давайте вставим окончания.

- Спишите. Допишите окончания глаголов. Определите число и время этих глаголов. Выделите окончания.

Назовите, какая тема нашего урока?

Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по……

Почему глаголы употреблены  в одном и том же времени и числе, а имеют разные окончания?

Сразу мы можем ответить на этот вопрос?

Значит наша цель?

-Узнать почему глаголы в прошедшем времени в единственном числе имеют разные окончания.

Один ученик работает у доски.

Дети делают вывод. Написание окончаний глаголов в прошедшем времени зависит от рода.

Работают у доски по очереди. Ставят вопрос. Определяют род глагола в прошедшем времени. Наблюдают за родовым окончанием.

Делают вывод, отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

 УУД

- познавательные :самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели,

- регулятивные :формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности,

- коммуникативные :умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 -личностные:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- А мы умеем определять род глаголов?

-А у каких частей речи мы умеем определять род?

- Выделите основу каждого предложения и найдите с какими существительными связаны выделенные глаголы?

- Определите род существительных фонарь, лампа, солнце.

-Поставьте вопрос от существительного к глаголу.

Какой вывод можем сделать?

Мы с вами выяснили, глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам.

Давайте точнее  сформулируем тему урока.

Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

-Ребята, а если рядом с глаголом прошедшего времени нет существительного, как мы сможем определить его род.

Давайте посмотрим изменяются ли они по родам во множественном числе?

Прилетели три метели,

Загудели, засвистели,

А четвёртая метель

Постелила им постель.

Ваше мнение.

Вывод : Глаголы прошедшего времени во множественном числе имеют окончание –и. Во мн.числе род глагола не определяется.

Измените первые предложения так чтобы  глаголы обозначали действия нескольких предметов .

Что можете сказать про 3 предложение?

( Солнце ласково освещало сосновый лес.)

Выделите окончание глаголов во множественном числе.

Что вы можете сказать об этих окончаниях.

Какой вывод делаем?

4. Физминутка для глаз

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма правописания окончаний глаголов прошедшего времени;

2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени, сформировать умение использовать его на практике;

Работа в парах.  Цель: зафиксировать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени во внешней речи.

  Образуйте глаголы прошедшего времени ед. и мн. числа, используя алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени 1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол. 2. Определите число и род этого существительного. 3. Допишите окончание глагола прошедшего времени. 

Стоял…раннее утро. Длинные тени лежал…на земле.

Лёгкая волна набегал…на берег. Море сверкал…в лучах солнца. На берегу сидел…белая чайка. Лучи солнца освещал…верхушки сосен.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять изученное правило. 

Выберите себе задание по силам.

 I уровень. Определите род данных глаголов: тлела, разгоралось, кричали, полыхал.

 II уровень. Запишите глаголы прошедшего времени с данными существительными: роща догорал., дерево полыхал., пенёк тлел., птицы замолчал.; определите их род.

III уровень. Измените глагол гореть по родам.

 - Проведите самопроверку по эталонам.

 I уровень: тлела - ж.р., разгоралось - ср.р., кричали - мн.ч., полыхал - м. р.; 

II уровень: роща догорала - ж.р., дерево полыхало - ср.р., пенёк тлел - м.р., птицы замолчали - мн.ч.;

III уровень: горел - м.р., горела - ж.р., горело - ср.р.

 - Кто допустил ошибки при выполнении задания?

 - Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени, пользоваться алгоритмом).

Открывают тетрадь, работают с упражнениями, читают задание, самостоятельно выполняют упражнения.

Отвечают на вопросы учителя, проводят взаимопроверку.

Первый выполнивший задание работает у доски.

Работают в паре.

Работают самостоятельно, проводят самопроверку по эталону и алгоритму.

Предметные:

Развитие внимания, интереса к учёбе.

УУД:

- личностные :ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- коммуникативные: формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде;

- регулятивные :самостоятельное решения проблем  поискового характера;  развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.  

 - познавательные :самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели,

- регулятивные :формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности,

- коммуникативные :умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 -личностные:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- познавательные :самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели,

- регулятивные :формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности,

                                                                                   7. Рефлексия деятельности  

  Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности; 2) согласовать домашнее задание. 

 - Что нового узнали про глагол?

 - Какую цель ставили перед собой?

- Достигли мы цели?

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Прочитайте данные высказывания.

1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.

2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.

3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.

 - Если вы согласны с первым утверждением, поставьте +, если со вторым - ++, а если с третьим - +++. 

 2. Домашнее задание по выбору. 

Отвечают на вопросы. Рассказывают правило. Оценивают свою деятельность на уроке.

УУД:

 - регулятивные :оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- личностные : умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач;

-коммуникативные : умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам "

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам " к учебнику Поляковой...

Презентация и интерактивные задания к уроку "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 4 класс

Презентация и интерактивные задания к уроку "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 4 класс...

Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл.

Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл....

"Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам" 3 класс

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам....

Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...

Технологическая карта по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...