Конспект урока по русскому языку "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рыбакова Наталья Сергеевна

формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chasti_rechi.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Части речи

Цели: формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь.

Ход урока        

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

-  Прочитайте предложения, которые вы составили.

-  Назовите в них фразеологизмы.

-  Объясните их лексическое значение.

-  Что такое фразеологизмы?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

-  Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ и запишите его.

И за тучу забежало.

Стало заиньке темно.

Солнце по небу гуляло

Глянул заинька в окно.

К. Чуковский

—  Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.

Осень пришла листьями усыпаны все дорожки пролетают над городом журавли.

2. Коллективная устная работа

—  Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, прочитайте.

«Да здравствует милая Африка!»

Всё ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

Но вот, поглядите, какая-то птица

И шляпою машет и громко кричит.

К. Чуковский

—  Из какого произведения эти строки? («Айболит».)

—  Кто автор этого произведения? (А.Я. Чуковский.)

IV. Самоопределение к деятельности

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, —

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибанов

—  Что такое слово? (Основная единица речи. Словами обозначаются конкретные предметы, понятия, чувства и т. д.)

(Работа в парах.)

—  Прочитайте слова.

Птица, рисует, жёлтая, огромный, ветер, учила.

—  На какие группы их можно разделить? (1) Птица, ветер; 2)рисует, учила; 3) жёлтая, огромный.)

—  Что обозначают слова в первой группе и на какие вопросы отвечают? (Предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

—  Как называется эта часть речи? (Имя существительное.)

—  Что обозначают слова во второй группе? (Действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делала?)

—  Как называется эта часть речи? (Глагол.)

—  Что обозначают слова во третьей группе? (Признак предмета, отвечают на вопросы какая?какой?)

—  Как называется эта часть речи? (Имя прилагательное.)

—  В какую группу можно отнести слова под, за, у? Почему? 

—  К какой части речи относятся эти слова? (Предлоги.)

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока Работа по учебнику 

Упр. 89 (с. 53).

—  Рассмотрите таблицу. Выполните задание. (Проверка. Несколько учеников делают сообщения на тему

«Что я знаю о частях речи» и приводят примеры.)

—  Какие части речи вы ещё знаете?

—  К каким частям речи относятся слова, приведённые в учебнике? (а) предлоги; б) частицы; в) союзы.)

Упр. 90 (с. 54).

—  Прочитайте.

Осень на носу

Сказала мама Славке:

«Холодно в лесу!

Надень под куртку шарфик.

Ведь осень на носу!»

А Славка — дошколёнок

Задумался всерьёз:

«Оранжевая осень

На чей уселась нос?»

Забрёл мальчишка в ельник,

Увидел там козу,

Но признаков осенних

Не встретил на носу...

Вверху заметил дятла —

Краснел среди берёз.

Нет, осень сядет вряд ли

На этот чудо-нос...

Вдруг тёлка: «My - у!» за ёлкой...

И Славку ждал сюрприз —

Увидел: к носу тёлки

Прилип осенний лист!

Мальчишка крикнул: «Осень

На тёлкином носу!!!

Сниму я листик с носа

И маме отнесу!»

Е. Кай

—  Найдите в стихотворении фразеологизм. (Осень на носу.)

—  Объясните лексическое значение фразеологизма. (Признаки осени: похолодало.)

—  А как понял выражение осень на носу Славка?

—  Выполните задания.

—  Какие предложения по интонации вы записали? (Восклицательные и невосклицательные.)

—  А по цели высказывания? (Повествовательные и вопросительные.)

—  Назовите обращения. (Тёмные леса, птичьи голоса.) (Далее учащиеся читают по одному слову и называют часть речи.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику 

Упр. 91 (с. 54).

—  Прочитайте.

—  Сколько здесь предложений?

—  Пользуясь памяткой 6 на с. 146— 147, подготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Выполнение задания. Проверка. Учащиеся читают по одному слову из второго предложения и называют часть речи.)

—  Назовите предлоги. Что мы должны помнить о предлогах? Прочитайте об этом ниже.

Упр. 92 (с. 54).

—  Рассмотрите репродукцию картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

—  Какое название носят подобные картины? (Натюрморт.) Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мёртвая природа».

—  Понравилась ли вам картина? Что особенно привлекло ваше внимание?

—  Какие чувства она у вас вызывает?

—  Какие краски использует художник? Почему?

2. Беседа по картине

И.Т. Хруцкий изобразил изобилие и красоту даров природы. Художник рассказывает о каждом предмете подробно. Можно полюбоваться вазой с прекрасными цветами в центре картины, прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане — чистой и прозрачной, спелыми плодами.

Справа большая шероховатая тыква. Её тяжело было бы удержать в руках. А веточка винограда кажется очень лёгкой. Художник передаёт не только вес предметов, но и помогает ощутить, какие они: лимон пористый, яблоко глянцевое, персики бархатистые.

Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные.

—  Составьте рассказ по репродукции картины. (Несколько учеников рассказывают.)

—  А дома напишите небольшое описание этой картины.

3. Упражнение в подборе синонимов

—  А сейчас мы с вами составим словарь синонимов. Я буду говорить первые слова, а вы добавляйте слова, близкие по значению.

•   Алфавит (азбука).

•   Битва (бой, сражение, схватка).

•   Волшебник (чародей, колдун, маг, кудесник).

•   Гнев (злость, раздражение, ярость).

—  Для чего нужны в нашей речи слова, близкие по значению? (Чтобы речь была точной и выразительной.)

VIII. Рефлексия

Игра «Самый внимательный»

—  Прочитайте. Найдите в стихотворении слова, обозначающие предметы.

Эй, спасайтесь поскорей:

Убежал из кухни клей!

Никого он не жалеет,

Всех, кого ни встретит, склеит!

Склеил банки и бутылки,

Ложки, плошки, чашки, вилки.

Склеил книжки и игрушки,

Одеяла и подушки,

Склеил пол и потолок

И пустился наутёк.

Б. Заходер

—  На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? (Кто? Что?)

—  О каких частях речи мы говорили на уроке? Приведите примеры.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что мы знаем о слове? (Это главный работник в языке. У каждого слова своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие действия, третьи — признаки.)

Домашнее задание

Упр. 92 (с. 54).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"

Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...