Рабочая программа по родному (русскому) языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Наталья Кремнёва

Рабочая программа по родному (русскому ) языку 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk_2_klass.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

_________/Кремнёва Н.А./

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР: __________/Зубкова С.Н./

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»:

 ___________________/ Анисимова С.В./

Приказ № ___ от «__»_______________20___г

Рабочая программа

по родному (русскому) языку

2 класс                                                    

Программу составила Кремнёва Наталья Анатольевна

«Плёсково»

2019 год

1.Пояснительная записка

Примерная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

2. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение родного русского языка во 2 классе отводится 17 часов. Рабочая программа предусматривает обучение родного русского языка в объёме 0,5 часа в неделю.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
  • получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

Метапредметными результатами освоения программы по родному русскому языку являются:

Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
  •  самостоятельно организовывать своё рабочее место;
  • понимать цель выполняемых действий;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
  • понимать важность планирования работы;
  • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
  • выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
  • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти;
  • оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
  • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
  • осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
  • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные УУД

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

  • находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

  • владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
  • владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;
  • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
  • озаглавливать текст;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  •  самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  •  различать устную и письменную речь;
  •  различать диалогическую речь;
  • понимать особенности диалогической речи;
  •  осознавать слово как единство звучания и значения;
  •  выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  •  наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  •  соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  •  распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;
  •  на определённую тему;
  •  составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении; 
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Раздел 4. Содержание учебного предмета, курса

название раздела

Количество часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

5 часов

2

Язык в действии

5 часа

3

Секреты речи и текста

7 часов

всего

17 часов

5. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Планируемые сроки

Реализуемые сроки

1

Слово и его значение. Слова, называющие народные русские игры, забавы, игрушки (городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька)

06.09

2

Значение слова в словаре и тексте. Слова, называющие предметы традиционного русского быта. Работа с толковым словарем.

13.09

3

Слово в толковом словаре и тексте. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда. Работа со словарями: толковым, фразеологическим, этимологическим.

20.09

4

Как появляются многозначные слова. Проектное задание: «Почему это так называется?»

Проверочная работа №1 «Слово и его значение»

27.09

5

Как определить значение многозначного слова. Учимся правильно произносить слова. Омографы.

04.10

6

Слова исконные и заимствованные.

11.10

7

Значение заимствованных слов..

18.10

8

Фразеологизмы.

25.10

9

Значение фразеологизмов. Проверочная работа №2 «Редактирование текста»

08.11

10

Наблюдаем за ударением

Работа со словарем ударений. Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

15.11

11

Устаревшие слова. Работа в группах по созданию мини энциклопедии устаревших слов.

22.11

12

Как сочетаются слова

Разные способы толкования значения слов. Проверочная работа№3 Редактирование текста.

29.11

13

Синонимы в тексте. Слова-антонимы.

06.12

14

Особенности русского речевого этикета

Знакомство с устойчивыми этикетными выражениями.

Сочетание антонимов с другими словами.

13.12

15

Как связываются предложения?

Работа с деформированными предложениями и текстами. Описание. Повествование. Рассуждение. Проверочная работа №4 Редактирование готового сочинения.

20.12

16

Создание текстов-повествований и текста-описание: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Работа со словарями: толковым, орфографическим, этимологическим, синонимов и антонимов.

27.12

17

Текст-рассуждение. Алгоритм составления текста-рассуждения. Работа со словарями: толковым, орфографическим, этимологическим, синонимов и антонимов. Проверочная работа №5 по изученному материалу.

17.01

Приложение

Контрольно – измерительные материалы

В.Ю.Романова, Л.В.Петленко  Русский язык Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. (Москва, издательство «Вентана - Граф», 2019)

Виды контроля:

- текущий;

Формы контроля:

  • проверочная работа

Критерии выставления отметок:

Оценки за диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание (контрольная работа)

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

 «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

Словарный диктант

Оценки:

«5» -без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

Тест

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.

Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.

 списывание

 «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс

Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...

Рабочая программа «Родной (русский) язык» 1-4 класс

Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»....

Рабочая программа "Родной (русский) язык" 1-4 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык"...

Рабочая программа по русскому языку2 класс

Рабочая программа  по программе Планета знаний...