Работа с текстом
методическая разработка по русскому языку

Магрупова Юлия Фирдусовна

Работа с текстом 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.pptx224.64 КБ
Файл opredelite_tip_teksta.docx13.15 КБ
Файл tekst.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Начальная школа – детский сад №52» г. Петропавловск - Камчатский Работа с текстом Учитель: Егорова Ирина Михайловна

Слайд 2

ТЕКСТ описание повествование рассуждение какой? что произошло? почему?

Слайд 3

Определите тип текста. На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. В двух шагах от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из под куста и отправился по своим делам. Скоро ёж опять вернулся с добычей. По Ю. Збанацкому . повествование сначала потом наконец

Слайд 4

Определите тип текста. Петух был красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках , а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, словно на параде , поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами. По Е. Носову. описание Какой?

Слайд 5

Определите тип текста. Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому сейчас придёт в голову защищать себя при помощи шпаги! Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или ещё лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах. По В. Киселёву. рассуждение Почему? Во-первых… Во- вторых… Вот почему…

Слайд 6

Прочитайте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Белолобый». Определите в какой части текста описание, а в какой – повествование. Видя, что его никто не боится и даже не обращают на него внимания, щенок стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у глупых собак; глаза были маленькие, голубые , тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам он протянул широкие лапы, положил на них морду и начал потявкивать. описание

Слайд 7

повествование Не поняли, замахали, ударил, стал боком, посмотрел, рванулся, сделал, погнались, упал, задрал, напали, стали кусать, сидели, смотрели, беспокоились. Назовите глаголы, которые называют действия в повествовании. Запишите глаголы, в два столбика, по действиям, которые совершал щенок и волчата. ударил стал боком посмотрел рванулся сделал упал задрал замахали ударил погнались напали стали кусать

Слайд 8

Редактирование текста. Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Самая умная из моих собак – это Жалька . Жалька всё учение прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька не подбросила эту льдинку, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

Слайд 9

Проверяем. Самая умная из моих собак – это Жалька . Она всё учение прошла, как будто её родители всему щенка научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг ей что-то показалось и собака не подбросила эту льдинку, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

Слайд 10

Прочитайте текст. Как его по-другому можно было бы озаглавить? Старый Полкан . Жили у меня старый добрый пёс Полкан и кошка жила. Однажды родились у кошки котята. Бывало, кошка уйдёт куда-нибудь, полкан подляжет к котятам, а котята и рады. Влезут котята Полкану на спину, перекатываются через него, как шарики, пищат тихонько. Полкан доволен котятами. Разве что на морду залезет озорник, тогда Полкан лапой его осторожно смахнёт и опять лежит, щурится от удовольствия. Но беда, если кошка застанет его со своими котятами, - заурчит, зафыркает! Уйдёт Полкан под старое кресло, положит голову на лапы и смотрит на меня печальными глазами. Плохо Полкану одному, без маленьких…. А кошка своей радостью поделиться не хочет. По А. Седугину . Полкан и котята.

Слайд 11

В этом тексте есть недочёт. Отредактируйте текст. Старый Полкан . Жили у меня старый добрый пёс Полкан и кошка. Однажды родились у кошки котята. Бывало, она уйдёт куда-нибудь, П олкан подляжет к котятам, а те и рады. Влезут они Полкану на спину, перекатываются через него, как шарики, пищат тихонько. Пёс доволен котятами. Разве что на морду залезет озорник, тогда собака лапой его осторожно смахнёт и опять лежит, щурится от удовольствия. Но беда, если кошка застанет его со своими детьми , - заурчит, зафыркает! Уйдёт Полкан под старое кресло, положит голову на лапы и смотрит на меня печальными глазами. Плохо ему одному, без маленьких…. А кошка своей радостью поделиться не хочет. По А. Седугину .

Слайд 12

Как вы думаете, почему кошка не хочет поделиться своей радостью с Полканом ? Может быть, она попала к хозяину, когда у него уже жила собака, а кошка знала о собаке что-то нехорошее? Составьте план текста. План. Жили Полкан и кошка. Старый пёс и котята. Беда – кошка вернулась Плохо Полкану без маленьких… Кошка не хочет делиться радостью.

Слайд 13

Домашнее задание: Попробовать описать домашнего любимца. Рассказать о его шалости.

Слайд 14

Литература: Речь. Речь. Речь. Под редакцией Т. А. Ладыженской . Москва. «ПЕДАГОГИКА» 1990 О. В. Узорова , Е. Н. Нефёдова Практическое пособие по развитию речи. Москва «Аквариум» 1997 Русский язык. 3 класс. Начальная школа 21 века.



Предварительный просмотр:

Определите тип текста:

      На  рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями.  

   В шагах двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя, он вышел из-под куста и отправился по своим делам.

    Скоро ёж опять вернулся с добычей.

    Петух был такой красивый и  смелый. На шее огненное ожерелье. Спина в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

     Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому придёт в голову защищать себя при помощи шпаги!

  Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или ещё лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.  

Отредактируйте текст.

Самая умная из моих собак – Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему научили. Жалька играла со льдинкой, Вдруг Жалько что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

План.

  1.  
  2.  
  3.    
  4.  
  5.    
  6.  



Предварительный просмотр:

Текст – повествование.

Последовательно сменяющие друг друга события.

Структура.

План.

Используй слова

Начало действий.

Что случилось?

Однажды…

Развитие действий.

Где?

Почему?

 Как?

Как-то раз…

Когда-то…

Кульминация.

Когда?

                Вдруг…

И вот…

Вот и всё.

Итог.

Текст – описание.

Рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов.

(Что вижу, о том рассказываю).

Структура.

План.

Используй слова

Общий признак.

Как будто…

Признаки частей:

  • рост, цвет, вес;
  • лицо, голова;
  • слева – справа;
  • вблизи – вдали.

Что? – Какое?

Что? – На чём?

Словно…

Похоже на…

Оценка предмета.

Текст  - рассуждение.

Объяснение событий, причин их появления.

Структура.

План.

Используй слова

Тезис (основная мысль).

Почему?

Потому что…

Поэтому…

Доказательства:

  • примеры,
  • объяснения.

во – первых,

во - вторых

           

Так как…

Ведь…

Значит…

Следовательно…

Итак…

Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...