Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Общее понятие о предлоге.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка "Общее понятие о предлоге" является первым уроком в теме "Предлоги". 
Один из первых в системе уроков "Предлоги"

Тип урока - урок изучения нового материала. Новый материал не был связан с предыдущими уроками. В основе урока лежит проблемно-поисковый, и системно нагладный подход.

При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности класса. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka._2oy_klass.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Соловяненко Елена Васильевна
учитель начальных классов

Тема урока. Общее понятие о предлоге.

Цель урока: Обеспечить условия для формирования представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении.

Задачи урока:

  1. Формирование предметных умений:

- познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;

- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;

- развивать память, мышление, орфографическую зоркость;

- развивать умения составлять предложения из слов;

- правильно списывать слова и предложения;

- проверять написанное, сравнивая с образцом.

  1.  Формирование метапредметных умений:

Личностные умения:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?)

Регулятивные умения:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Познавательные умения:

- ориентироваться в учебнике, в тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания\незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

.

Оборудование: ПК, презентация, аппликации светофора - регулировщика и дорожных знаков, таблички « Проблема», « Для чего нужны предлоги?», « Как пишутся предлоги?» ; карточки с предлогами, рисунок « Чудо - дерево», индивидуальные карточки, сигнальные карточки в виде светофоров, смайлики.

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы не только пополним свои знания по русскому языку, но и посетим Страну дорожных знаков.

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город все время дает нам урок

А помогать нам в нашей работе будет главный помощник на улицах города. Это светофор. Он поможет нам узнать: грамотные ли пешеходы учатся в нашем классе?

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Чистописание

Учитель:

Я тетрадь свою открою

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку правильно держу.

Запишите буквы и сочетания букв. Какие правила каллиграфии надо помнить, чтобы ваше письмо было правильным и красивым?

Ученики:

Кто красиво сидит, тот красиво пишет.

Буквы пишутся безотрывно.

Надо соблюдать при письме наклон и высоту букв.

Надо соблюдать одинаковое расстояние между буквами и словами.

Учитель: Запишите первые две строки по образцу:

В У За С Над Перед На О К

в у за с над перед на о к.

Молодцы! Многие написали красиво и аккуратно. У кого не получилось, упражняйтесь дома. А сейчас внимание на дорогу. На нашем пути появляется дорожный знак. Что он обозначает?

Ученики:

- Машинам нельзя сигналить.

- Звуковой сигнал запрещен.

- Подача звукового сигнала запрещена.

  1. Словарная работа.

Учитель: Нам предстоит выполнить следующее задание, соблюдая правила дорожного знака. Записываем только букву, которая обозначает опасное место в словах.

Картинный диктант: город, карандаш, ученик, завод, капуста, рябина, собака, дорога…

Проводится взаимопроверка в парах: о а а е а а я о о , затем читает один ученик, дети сигнализируют светофорами.

Учитель: Какая буква пропущена?

Ученик: Буква а.

Учитель: Какие из оставшихся слов пишутся с непроверяемой безударной а ?

Ученик: Завод, капуста.

Учитель: Покажите светофорами зеленый свет те, кто выполнил задание без ошибок.

  1. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Мы снова в пути. Нас встречает следующий знак. Что он обозначает?

(Главная дорога.)

Хочешь грамотным быть - учись думать. Внимание на доску!

Составьте из слов каждой строки предложения. Форму слов менять нельзя (слова записаны на доске).

машина мчится грузовая

свет светофоре красный загорелся

Какое первое предложение у вас получилось?

Ученики:

- Грузовая машина мчится.

- Мчится грузовая машина.

- Машина грузовая мчится.

Учитель .Составьте второе предложение. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения).

Проблема.

Ученики: У нас не может получиться предложение.

Учитель: Почему? Что вызвало у вас затруднение?

Ученик: Нам не хватает слова

Учитель: Какого?

Ученик: Маленького слова НА.

               Предлога НА.

Учитель: Какое предложение получится с предлогом НА?

Ученики:

- Красный свет загорелся на светофоре.

- Загорелся красный свет на светофоре.

- На светофоре загорелся красный свет.

Учитель: Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ученики:

- Мы будем заниматься предлогами.

- Составлять предложения с предлогами.

- Изучать предлоги.

Учитель: Правильно, тема урока: « Предлоги». (Табличка на доске: «Предлоги».)

Учитель. Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?

Ученики:

- Для чего нужны предлоги?

- Как пишутся предлоги?

На доске появляется таблица:

Проблема:

  1. Для чего нужны предлоги?
  2. Как они пишутся?

Учитель: Что нужно делать, если загорелся красный свет на светофоре?

Ученики: Нужно остановиться.

Учитель. Вот и мы остановимся и подумаем: для чего нужны предлоги?

Ученик. Предлоги нужны для связи слов в предложении.

(«Предлоги служат для связи слов в предложении»- вывешивается табличка.)

Учитель. Молодцы! Спасибо, ребята, за помощь!

Учитель: С помощью каких предлогов мы узнали место, куда встать или сесть?

Ученики: Нам помогли предлоги: около, перед, под, у, за.

  1. Первичное закрепление.

а ) Работа с учебником страница109 упражнение 105.

Учитель. Запишите, подчеркните место между предлогом и словом - это пробел - промежуток между двумя словами. ( Взаимопроверка - в парах.)

Учитель: Изменилось ли что- либо при употреблении предлога?

Ученик. Да, изменилось окончание слова.

Учитель: Устно составьте предложения.

Ученики:

- Мы пробирались через лес.

- По лесу бродят волки.

 -За лесом были поля.

Учитель. Что называет слово с предлогом?

Ученик. По лесу, через лес, к лесу-направление, куда идти.

Учитель. А как сказать по-другому, точнее?

Ученик. Направление движения.

Ученик. Около леса, за лесом, у леса - место.

Вывод: мы видим, что слово с предлогом может называть направление движения и место.

Табличка на доску: Предлоги помогают выражать мысли точно.

 

  1. Открытие нового знания.

Учитель: Ребята, вспомните, где мы впервые встретились с маленькими словами- предлогами?

Ученик: Первый раз мы встретились с предлогами в «Букваре».

Учитель: И сегодня мы уже встречались с предлогами. А кто догадался: где?

Ученики:

- Когда составляли предложения.

- На чистописании: писали предлоги.

Учитель: Сравните 1 и 2-ю строчки чистописания. Что заметили?

Ученик: Предлоги на 1-ой строке написаны с заглавной буквы, а на 2-ой строке - со строчной.

Учитель: Почему?

Ученики: С заглавной буквы пишутся предлоги, если они стоят в начале предложения, а в середине предложения пишутся со строчной буквы.

Учитель: Что еще заметили?

Ученик : Предлоги с другими словами пишутся раздельно.

Учитель: Ребята, как вы думаете: это все предлоги, которые встречаются в русском языке?

Ученики: Нет, есть еще предлоги ПО, ПОД, ДЛЯ, ОТ.

Учитель: Учитель. Правильно, это не все предлоги. В русском языке их больше 200. Мы сегодня постараемся запомнить наиболее часто встречающиеся предлоги.

Физкультминутка.

Учитель. Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть под партой, встать у стула, сесть за парту.

Я использовала слова «встать» или «присесть» со словом «парта». Почему же вы меняли место и положение?

Ученики: Было сказано, куда встать.

Куда сесть.

б) Игра "Помощники" - помогите вернуть предлоги на свои места.

Стихотворение написано на доске, предлоги закрыты. Дети вставляют нужный предлог

(работа в парах).

Птицы ( в) клетке;

Листики (на) ветке;

Кошка (под) столом;

Садик (за) углом;

Книжка (у) подруги;

Песенка ( о) друге;

Заяц (без) хвоста;

Устный счет (до) ста...

(Ученики рассказывают, какой предлог вставили . Учитель открывает закрытые предлоги. Самопроверка.)

Учитель : Как записали предлоги с другими словами? Почему?

Ученики: Предлоги записали раздельно.

Предлоги - это маленькие слова, а слова пишутся раздельно. '        «г

На доске появляется дорожный знак "Место стоянки».

Учитель: Что обозначает этот знак?

Ученик: Это место стоянки, где можно отдохнуть.

Физкультминутка. Проводится игра "Регулировщик".

Учитель: Я буду показывать свет на светофоре, а вы выполняйте движения:

красный свет - стоять на месте;

зеленый - идти на месте;

желтый - повороты вправо - влево.

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: Внимание на доску. На нашем пути следующий знак. Что он означает?

Ученик. Будь внимателен.

Учитель: Возьмите индивидуальные карточки и выполните задание. (Ученики получили карточки по уровню сложности.)

Карточка 1.

Вставьте пропущенные предлоги, подходящие по смыслу.

Река вышла ______ берегов.

______ школой большой сад.

______ густых кустов выползает черепаха.

Воробей сидит ______ ветке.

Шла лошадь ______ дороге.

Карточка 2.

Мяч отлетает ______ коленки,

Пролетает ______ плечом.

Целый день играть ______ стенки

Может девочка ______ мячом...

Шлеп ______ землю, хлоп ______ стенку

И опять ______ коленку.

 В. Берестов

Слова для справок : через, об, у, с, над, о, от.

Карточка 3.

Выберите в скобках подходящий предлог, а лишний зачеркните.

работать  ( в, на ) заводе

пришел ( в, из) магазина

идут ( в, на ) школу

бежала ( в, по ) дороге

сидит ( за, у) конуры

  1. Тренировочное упражнение.

Учитель: Мало знать предлоги .Их надо правильно употреблять. Разместите предлоги на картинке, чтобы дерево стало волшебным, а Светофор и ваши сигнальные карточки покажут: правильно ли вы справились с заданием.

Игра « Самый внимательный».

На доске картинка с изображением дерева и карточки с пред логами: в, у, за, с, над, перед, на.

  1. Итог урока (с опорой на схему).

Учитель: Что вы узнали о предлоге?

Ученики: Предлоги - это маленькие слова.

Предлоги не изменяются, всегда пишутся одинаково.

К предлогам нельзя поставить вопрос.

Учитель: Для чего нужны предлоги ?

Ученики: Предлоги нужны для связи слов в предложении.

Чтобы правильно составлять предложения.

Чтобы речь была точной и понятной.

Учитель: Как пишутся предлоги с другими словами?

Ученики: Предлоги пишутся отдельно.

Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

Учитель: Молодцы! Вы работали очень дружно! Оцените свою работу на уроке: покажите смайлик!

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие.Общее понятие"

К уроку подобраны  слова, сочетания слов , которые помогают усвоению материала...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...

Конспект урока русского языка на тему: "Суффикс (общее понятие)"

Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове....

Урок русского языка УМК «Школа России» Тема: «Роль предлогов в речи»

Урок русского языкаУМК «Школа России»Тема: «Роль предлогов в речи»...

Урок русского языка по теме "Наречие" (общее понятие)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие" (общее понятие). (учебник "Русский язык" 4 класс, авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова...