Урок русского языка по теме "Наречие" (общее понятие)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Яковлева Наталья Александровна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие" (общее понятие). 

(учебник "Русский язык" 4 класс, авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_narechie.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс

ТЕМА:   НАРЕЧИЕ. (общее понятие)

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи,           которая называет признак, время, место или направление действия.

Задачи урока ( для учителя ):

-    создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

-    организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

 Задачи урока ( для учащихся ):

 -  учиться ставить учебные задачи;

-  учиться самостоятельно формулировать выводы;

-  научиться находить в тексте наречия;

 -  научиться определять, что называет наречие;

Оборудование:

   схема «Наречие»  (постепенно появляется на доске);

   оборудование для игры «Лото»;

   текст для исследования (записан на доске);

   разноуровневые задания

   учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 

I. Орг./м. + Психологический настрой.

Встали ровно, красиво.

Садитесь. Урок русского языка.

Давайте настроимся на хорошую работу.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне.

А теперь закройте глазки, внимательно слушайте меня, последнее слово каждой моей фразы говорите хором.

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё … видят.

Наши ушки внимательно слушают и всё … слышат.

Наша головка хорошо … думает.

Для чего мы выполнили это упражнение?  

А зачем нам нужен хороший настрой на работу?

II. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы отправимся на морфологический остров. А кто живёт на этом острове вы мне скажите чуть позже.

На чём же мы отправимся в путешествие?

Ветер по морю гуляет

И его всё подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.     (КОРАБЛЬ)

Из какой сказки?

Кто автор?

Чтобы подняться на палубу корабля, мы должны проверить д/з.

В это время некоторые ребята будут работать по перфокартам.

Ваша задача: вспомнить изученные орфограммы и вставить нужные буквы.

А остальные проверяют д/з.

Откройте тетради, возьмите сигнальные карточки.

Глазками проверили, всё ли верно?

Имеет – 1 спр. 3л. Ед.ч.

Маскирует – 1 спр. 3л.ед.ч

Становится – 2 спр.3л.ед.ч.

Делает – 1 спр. 3л. Ед.ч

Спасает – 1спр.3л.ед.ч.

Бегать – 1спр.2л.ед.ч

Запутывать – 1 спр.2л.ед.ч.

Что заметили?

Какая орфограмма встретилась в данных словах? (личные оконч. глаг.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать личное окончание глагола? (спряжение)

А какое правило надо знать, чтобы правильно определить спряжение глагола? ( н.ф., 3л.мн.ч.)

Какое слово можно назвать «лишним» и почему? (становится 2 спр. )

А для чего нам надо знать правила?

Что объединяет все данные слова? (глаголы)

III. Мин./чистописания.

Д/з мы проверили и можем смело отправляться на морфологический остров. Но сначала мы должны узнать, кто же живёт на этом острове?

Для этого проведём  м/ч.  Записали число, классная работа.

Я буду называть слова, обозначающие качества человека, которые мне хотелось бы видеть в вас.

А ваша задача:  правильно и красиво написать первую заглавную букву каждого слова, соединив её со строчной.

Честность, аккуратность, искренность, сообразительность, трудолюбие, единодушие, решительность.

(Чч  Аа  Ии  Сс  Тт  Ее  Рр)

Внимательно посмотрите на буквы.

Подумайте, каких букв не хватает и догадайтесь, кто живёт на этом острове.  (части речи)

О чём же будем говорить на уроке?

Молодцы!

Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомним.  (ответы детей) 

Как вы думаете, все ли части речи мы изучили?

Значит, нам предстоит приобрести новые знания и познакомиться с новой частью речи.

А чтобы приобрести новые знания, ваша задача: на уроке быть очень внимательными, чтобы ничего не пропустить, всё запомнить, увидеть и услышать.

IV. Словарная работа + Т. Ц.

Для этого проверим, хороша ли ваша память.

Диктант-цепочка «Кто больше запомнит?»

(я буду диктовать по 3 слова, вы должны их запомнить, записать, выделив орфограммы)

директор, чёрный, сверкать,

завтра, жёлтый, беседовать,

ягодный, путешествовать, медленно,

инженер, интересно, Москва

( Взаимопроверка – на слайде)

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего соседа.

Оцените друг друга.

Без ош.- «5»   1-2 ош.-«4»  3-5ош.-«3»  >5ош.-«2»

Кто получил 5?  4?  3?  2?

Кто запомнил все слова?   Молодцы!  У вас хорошая память!

Что объединяет все эти слова?  (словарные)

Назовите «лишнее» слово.  Почему?  (Москва)

Подумайте, в чём различие этих слов?

Я предлагаю вам в парах сыграть в знакомую нам игру «Лото».

Ваша задача:  разделить  слова на  группы. Вы берёте карточку и кладёте на игровое поле в нужную ячейку обратной стороной. Если всё соотнесёте верно, то на игровом поле получится слово.       Какое слово получилось?     (НАРЕЧИЕ)

 Сформулируйте тему урока ( Наречие)

Вы знакомы с этой частью речи?

Что вам известно о ней?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока. ( изучить наречие)

А что бы вы хотели узнать о наречие?

Ответы учащихся:

               с каким словом сочетается?                         (связь)

               что обозначает?                                             (значение)

               на какие вопросы отвечает?                         (вопросы)

               как изменяется?                                       (как изменяется)

               каким является членом предложения?                     

                                                                         (член предложения)

На доске открывается схема: 

V. Гимнастика для глаз.

Наши глазки уже устали и хотят сделать гимнастику ( ваша задача: глазками следить за движением персонажей)

VI. Изучение новой темы.  Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»).

Наше плавание продолжается. Мы подплываем к острову.

Что же там происходит?

На острове растёт пальма. Вместо бананов на ней выросли предложения.

Сейчас мы поработаем исследователями и попытаемся изучить новую часть речи.

Для этого  составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

1. Часть речи …….

2. Обозначает…….

3. Отвечает на ? ……..

4. Как изменяется?

5. В предложении является …………..

- План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. (желтый цвет)

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

В лесу всюду появились голубые озёра.

Прочитайте предложения. 

Какие слова вы предложили бы для исследования?

  Почему именно эти слова вы выделили?

(К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие.)  Найдите слово от которого зависят данные слова, поставьте от него вопрос и запишите словосочетания. (по рядам)

Какие словосочетания вы выписали?

1 ряд:   Пришла (когда?) рано.

2 ряд:  Разлилась ( как?) щедро.

3 ряд:   Появились (где?) повсюду.

С какой частью речи связаны наречия?

На какие вопросы отвечает?

 На доске выставляются карточки:   ( когда?  как? где?)

А теперь, подумайте…

 Что же обозначают наши слова?          ( Время, признак, место действия)

 На доске выставляются карточки:      ( время, признак, место)     

 Самоконтроль

Итак, подведём небольшой итог.

Что мы узнали о новой части речи?

(С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает, что  обозначает?)

Сравним наш вывод с выводом в учебнике  стр. 124

 Что ещё узнали из правила?

Но в правиле я не увидела, что сказано о связи наречий с глаголами.

Подумайте, какое слово помогает нам об этом утверждать?  (действие)

Повторим ещё раз правило и запомним!

Молодцы!

VII. Физ. Мин.

А сейчас немного отдохнём.

Слушайте внимательно слова, которые я буду называть:

Если сущ. – наклон вперёд

Если прил. – приседание

Если глагол – прыжок

Если наречие – хлопок

Парта, писать, большой, быстро, кричать, весело, круглый, дерево, дерево, заяц, давно, вверх.

Молодцы! Вы не только отдохнули, но и закрепили умение различать части речи.

VIII. Закрепление. (дифференц. сам. раб.)

А для чего мы изучаем наречие?

(для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи)

Посмотрите, что мы видим?

К острову подплывают множество кораблей. Это непростые корабли. Они везут с собой задания. Которые вам необходимо выполнить самостоятельно.

 Кто считает, что понял тему очень хорошо – выбирают задание под красным кружком (3 текст)

Кто считает, что понял тему  хорошо – выбирают задание под зелёным кружком (2 текст)

Кто считает, что понял тему не очень хорошо – выбирают задание под жёлтым кружком                (1 текст)

Ваша задача: внимательно прочитать задание и, применив полученные знания, правильно его выполнить.

На карточке 3 текста

 

Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

  

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

            (Весело, с шумом) журчат ручейки.

            (В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

 

(Где?) пахнет приходом весны.

            Она наступит (когда?).

            (Как?) будет светить солнце.

            (Как?) побегут ручейки.

 1 уровень (желтый)– 1 текст – найти наречия,

2 уровень (зелёный)– 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень (красный)– 3 текст – по вопросу подобрать подходящие наречи

Учащиеся выполняют разноуровневые задания.

Самопроверка. 

Возьмите карточку для самопроверки.

Проверьте, верно ли вы выполнили задание.

Самооценка.

А теперь оцените свою работу.

Без ош.- «5»;   1-2 ош.-«4»;   3-5ош.-«3»; >5ош.- надо ещё поработать

Кто поставил 5?  4?  3?  

Молодцы!

Какое же умение вы отрабатывали? (умение различать наречия )

А зачем нам это нужно?

IX. Подведение итога урока.

Наше путешествие на остров подошло к концу.

Давайте вернёмся к поставленной цели.

(изучить наречие)

Справились ли мы с поставленной целью?

Всё ли узнали о наречие?  (нет)

А что мы узнали о наречие?

Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы  ответим на все вопросы.

А теперь проверим, какими вы были внимательными и как усвоили тему.

 ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

Я буду называть слова, а вы в тетради записываете только нужную цифру.

1 – сущ.

2 – прил.

3 – глаг.

4 – мест.

5 – наречие

Бегать, широкий, ловко, школа, они, впереди.

Самопроверка. 

Проверьте, верно ли вы выполнили задание.

Самооценка.

А теперь оцените свою работу.

Без ош.- «5»;   1-2 ош.-«4»;   3 ош.-«3»; >3 ош.- тема не усвоена

Кто поставил 5?  4?  3?  

Молодцы!  Хорошо поработали на уроке!

X. Д/з

В качестве упражнения для отработки полученных знаний предлагаю вам выбрать следующие задания: они записаны на карточке.

  1. Всем обязательно: с. 124 правило
  2. Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений, наречия обведите красным овалом.
  3. Выпишите из словаря 5 наречий, придумайте с 3 из них предложения.
  4. Подберите пословицы с наречиями, наречия обведите красным овалом.
  5. С. 125 № 5.

XI. Оценка работы детей.

Сегодня на уроке вы хорошо работали, были активными, показали свои знания.

И лучшим учеником на уроке является – весь дружный 4 «б» класс!

Молодцы! Я вами довольна!

XII. Рефлексия.

А довольны ли вы уроком и своей работой?

Если довольны –  красный кружок

Если не очень довольны -  жёлтый кружок

Если не довольны – синий кружок

Молодцы!  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия "наречие". Система Занкова.

Это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания....

Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".

Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...

Урок русского языка в 4 классе. "Понятие части речи"

Целью данного урока является введение понятия части рречи как группы слов с одинаковым общим грамматическим значением....

Урок русского языка на тему: "Общее понятие о предлоге" 2 класс

Открытый урок давался во 2 классе компенсирующего обучения....

Урок русского языка в 3 классе Понятие о частях речи

Цели урока:  - Познакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи, дать начальное представление об их классификации, формировать умение распознавать части речи, уме...