Урок русского языка в 3 классе Понятие о частях речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кузнецова Надежда Павловна

 

Цели урока:  

- Познакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи, дать начальное представление об их классификации, формировать умение распознавать части речи, уметь пользоваться толковым словарём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_vosstanovlen.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Магдагачинского района

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2

Районный конкурс на лучшую методическую разработку патриотического и духовного воспитания детей « Возрождение»

Номинация : технологический урок

Тема: Понятие о частях речи

Класс : 3

 (УМК школа России)

Разработала: учитель  начальных классов ,

1 категории

Кузнецова Надежда Павловна

МОБУ МСОШ №2

Магдагачи 2013г.

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Понятие о частях речи

Цели урока:  

- Познакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи, дать начальное представление об их классификации, формировать умение распознавать части речи, уметь пользоваться толковым словарём.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Знакомство с признаками частей речи.
  2. Формирование начального представления об их классификации
  3. Формировать умение распознавать части речи, уметь пользоваться толковым словарём.

Развивающие

  1. Развивать  интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, классифицировать).
  2. Деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму).
  3. Формирование умений формулировать заключения и выводы, аргументировать свою точку зрения, формулировать на основе знаний собственные суждения, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте

Воспитательные  

  1. Воспитывать  любовь к родному языку.
  2. Активное  познавательное отношение к  окружающему миру.
  3. учить слышать и уважать мнение другого человека
  4. формирование бережного отношения к  традициям нашего народа

Необходимое оборудование и материалы        :

Мультимедиа проектор, компьютер, экран, презентация к уроку. Иллюстративный материал: иллюстрации с изображением ярмарки, изображения предметов. Дидактический материал: карточки с заданиями.

Для АМО:  флажки трёх цветов, слова стихотворения - энергизатора

        Ход урока.

I.МОТИВАЦИЯ:

У.: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Кузнецова Надежда Павловна. Я учу детей во 2-б классе.  Сегодня я буду у вас проводить урок русского языка. Предлагаю вам начать нашу совместную работу словами энергизатора – приветствия.

СЛАЙД№ 1

Уч.: Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир, здравствуй век!

Здравствуй, добрый человек!

У.:Я попрошу вас взяться за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга. Надеюсь, что наша совместная работа будет продуктивной.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ.

1.СЛАЙД№2,3

У.:  Сегодня на уроке мы   с вами отправимся  на ярмарку. Запишите седьмое февраля, классная работа.

 У.: Прочитайте слово    ЯРМАРКА.

- Может кто – то из вас объяснит,   что такое ЯРМАРКА?СЛАЙД №4

 (торг, базар, который устраивается регулярно, в определенное время  года, на котором бывают различные увеселения).

Подберите синонимы к этому слову.

(рынок, базар, торг, распродажа)

Историческая справка  СЛАЙД №5

- Одно из интереснейших явлений в истории русской зрелищной культуры середины 18-19 веков - народные увеселения - ярмарки и городские гуляния.

- В старой России ежегодно устраивали до 3 000 ярмарок. Среди них были лесные, хмелевые, конные, степные. Самой большой считалась знаменитая Нижегородская Ярмарка.

- Возникали они в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам проследовать по своим делам, а просто пройти никак нельзя - Ярмарка!

СЛАЙД№ 6

   У.: А знаете ли вы как образовалось это слово?  

Уч.: Оно пришло к нам из немецкого языка, в слове две части  ЯР- год, МАРКТ – торг, рынок , базар.

СЛАЙД№7

- Запишите слово ЯРМАРКА в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.

-Подумайте , как бы вы проверили написание безударной гласной в корне этого слова, зная его происхождение?

- Придумайте предложение со словом «ярмарка». Запишите. Разберите по членам предложения.

2. Минутка чистописания

У.: Ребята, на ярмарке можно купить любой товар. В корзинке у меня предмет. Вы должны отгадать, что это. Я вам подскажу. Если вы отгадаете, какая буква лишняя, то узнаете с какой буквы начинается название этого предмета.

СЛАЙД№ 8

У.: Какая буква лишняя? Почему? Докажите.

( в корзинке яблоко). Скажите, сколько звуков обозначает буква Я в слове «яблоко»?

-Назовите слово, в котором бы буква Я обозначала один звук.

Запишите букву Я

СЛАЙД№ 9

Какой частью речи является слово яблоко и ярмарка? Как вы определили? Послушайте ст.-е  

СЛАЙД№ 10

Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков:

Один пятак на кушак,

Другой пятак на колпак,

А третий пятак –

Так.

АМО «Корзина»

На доске 6 корзин. Учащиеся анализируют предложенные наборы карточек и выбирают слова в соответствии с вопросом на корзинке.

У.:Ребята, давайте мы с вами попробуем разделить слова на группы. Слова напечатаны на карточках. Затем представители групп вывешивают их на доске. 

Проверка

Что вам помогло отнести слова в ту или иную группу? ( Вопросы)

Какие слова не попали ни в одну из названных групп? Что же с ними делать? (Подобрать слова по вопросам)

Выделяется группа числительных, наречие, местоимение.

Посмотрите, у нас опять остались слова на доске. (Это предлоги. К ним нельзя задать вопросы.)

Кроме предлогов нам встречается союз а. Союзы помогают связывать члены предложения. Раньше вам встречались и другие союзы: но, и , да

После выполнения  задания учащимися зафиксировано затруднение. Не все учащиеся могут правильно определить часть речи.

III. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИН ЗАТРУДНЕНИЯ.(2 МИН)

Мы продолжаем работу. На что вы обратили внимание? В чём возникла трудность? (Трудно определить часть речи, не зная правила). Обратите внимание, я не записала тему урока. Сегодня вы попытаетесь  сформулировать тему урока самостоятельно. Я немного помогу вам. Прочитайте все группы, на которые мы разделили слова, и догадайтесь, о чём мы будем говорить на уроке. Каждая группа предлагает свой вариант, в результате формулируется тема урока.

СЛАЙД 11

IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ВЫХОДА  ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.(3МИН)

МЕТОД ВЫЯСНЕНИЯ ОЖИДАНИЯ И ОПАСЕНИЙ «ФЛАЖКИ».

У.: Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой? В чём нам нужно разобраться?

(Повторить части речи, составить алгоритм определения частей речи, узнать подробнее о ярмарке) 

А сейчас я вам предлагаю выбрать флажок для украшения наших ярмарочных рядов. Цвет флажка имеет своё значение: красный – мне это не интересно, я боюсь, не понимаю тему урока; жёлтый – я хочу участвовать  в уроке, мне тема интересна, но не знаю как или чего – то опасаюсь; зелёный – мне интересна тема урока, я готов принять активное участие в уроке. Посмотрите как запестрели наши  торговые ряды.

V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.7-10 МИН.

У.: Представьте,  что мы на торговой площади ярмарки. Какие товары можно купить на ярмарке?

 У вас на столах лежат карточки со словами – зазывалками.

                           А ну, честной народ

Подходи посмелей

Покупай товар, не робей.

                           Выбирайте, не  зевайте!

Не ходите не куда

Подходите все сюда!

1 группа :          Здесь игрушки знатные,

Складные, да ладные!

Всегда, повсюду славятся,

Они и вам понравятся!

2 группа :          Вот орешки!

Хорошие орешки!

Вкусные на меду

Давай в шапку накладу.

3 группа:           Кому пироги,

Горячие пироги

С пылу, с жару

Гривенник за пару.

4 группа:           Есть ниточки!

Есть катушечки!

Подходите покупайте

Девки – душечки!

5группа:            Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

6 группа:        Вот товары хороши!

 Что угодно для души!

-Какую  часть речи вы использовали, чтобы назвать товары? На какие вопросы она отвечает?

Заполним таблицу, лежащую перед вами.

Части речи

вопросы

примеры

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Наречие

 

-А теперь представьте, что  вы   купили на ярмарке различные товары , вы описываете их  , указав  их  признаки, другие ребята постараются  узнать , что купили  вы  в лавке или балагане.

СЛАЙД№ 12

в лавке вы купили:

Небольшой, глиняный, расписной…кувшин

Красивую  разделочную…    доску

Ручные золотые… часы

Зеленое, сочное …яблоко

Сладкие,  шоколадные… конфеты

-Какую  часть речи  использовали, описывая предмет?  На какие вопросы она отвечает? Заполним таблицу. Вывод!

У.: Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, шум, говор, веселье. Прочитайте текст. Что делали люди на ярмарках? Какую  часть речи  использовали, описывая действия людей? На какой вопрос она отвечает? Заполним  таблицу. СЛАЙД 13

-– В деревнях магазинной торговли практически не было, поэтому на ярмарке местные крестьяне могли продать излишки своей продукции и купить для себя необходимые товары. Здесь люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве.

Когда открывались наиболее оживлённые торги? На какой вопрос отвечают слова зимой и летом. Занесём их в таблицу.

 Наиболее оживлёнными торги бывали зимой, когда устанавливался санный путь. Летом сухопутные дороги были прямо-непроходимые, на это жаловались иностранные купцы, так как привезти товар по летней дороге стоило вчетверо дороже, чем зимой.

СЛАЙД 14

Почему ярмарки было выгодней открывать зимой? На какой вопрос отвечает слово вчетверо.

– Если Ярмарка была в населённом пункте, то обычно её  проводили на центральной площади. Торговые помещения - амбары, лавки, полки, прилавки, шалаши строили только на время ярмарки. Товары можно было продавать прямо с телег или саней, позднее с лотков, носимых на груди.

Вывод. Как же отличить одну часть речи от другой?  Чтение вывода на стр. 4

СЛАЙД№ 15

Физкультминутка. Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Мы сейчас “пойдем” по ярмарке, но не ножками, а ладошками. Кто хочет спокойно все “посмотреть”, будет спокойно “шагать” ладошками по своим коленкам, а у кого есть желание “подпрыгивать” или “приплясывать” -- может делать так: (учитель показывает различные ритмические варианты, дети сначала по очереди, затем одновременно импровизируют под звучание балалайки).

VI.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО  ЭТАЛОНУ (ОБРАЗЦУ).

СЛАЙД№ 17

Ребята, я  купила на ярмарке шкатулку. Посмотрите, какая красивая.

Давайте посмотрим что в ней?

СЛАЙД№18,19

- Ребята, волшебная шкатулка, что-то говорит, сообщает.

 - Прочитайте слова.

- Как вы думаете, какое задание предлагает выполнить шкатулка? Разделить слова по частям речи

СЛАЙД№20

- Разделите слова на три группы используя таблицу.

Ученик, внимательный, слушает, третий, пишут, тетради, сегодня,  аккуратные.

- Распределите слова на группы по определённому признаку.

 (Эти слова можно разделить на группы по частям речи).

СЛАЙД№21

- Давайте проверим, правильно ли распределены слова на группы. (Каждое слово проверяем).

- Как определили  сущ., прил, глагол?

VII.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.

Ещё раз проговариваем основные  положения темы.

Что вы еще можете добавить о частях речи?

 (Ответы детей)

 СЛАЙД№22

- Что мы делали для того, чтобы определить в какую группу записать слова?

Алгоритм.

 СЛАЙД№23

Работа по учебнику

Упр№379

СЛАЙД№24

Закрепление устно. Прочитайте. Вставь пропущенные слова определи, какой частью речи являются. Докажите с помощью алгоритма.

- Как вы определяли части речи?

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потоми науки.

Чем десять раз читать, лучше один раз записать.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

VIII.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

Упражнение 371

IX. РЕФЛЕКСИЯ 

А теперь, выберите флажки самооценки если ваше отношение к теме урока изменилось. Цвет флажка имеет своё значение: красный – мне было  не интересно, я не понял тему урока; жёлтый –мне тема была интересна, но я ещё затрудняюсь; зелёный – мне интересна тема урока, я всё понял. Я очень рада, что тема вам была интересна и вы всё поняли.

Рефлексия

Запись на доске

Ярмарка

         красочная                       скучная                                    шумная

                               яркая                         многолюдная                             грустная                 

                                             веселая                                 мрачная

- Какие бы слова вы оставили для описания ярмарки? Уберите лишнее.

- Какое настроение у вас после нашей ярмарки?

СЛАЙД№25

Дополните предложения:

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить…

Я могу похвалить себя за…

СЛАЙД 26

Пожелания от нашей волшебной шкатулочки

Список использованной литературы:

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

Т.Г.РамзаеваУчебник «Русский язык» 3 класс

И.В. Иванова Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» .3 класс.

И. Токмакова«Стихи для детей».

Идея урока разработана учителем начальных классов Клочковой Мариной Валентиновной МОБУ СОШ села Старая Каменка Пензенского района Пензенской области

Сборник пословиц

Повторить ….

Составить ….

Научиться …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием....