Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Финько Елена Васильевна

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2

Учебник

Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Дата проведения урока

25.04.2019

Тема

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Тип урока

Урок  открытия нового знания

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, работа в паре, группе, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Получить возможность освоить новую часть речи (местоимение), давать определение новому понятию и употреблять его в речи

Предметные результаты:

1.Узнать, какова роль местоимений в тексте.

2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена существительные.

5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах, группах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- давать определение новому понятию, определять роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознавать ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

3. Уметь правильно употреблять местоимения в речи.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

- Вспомним главное правило урока:

Умей …слушать других!

- Продолжите фразу: «Не стыдно не знать!

«Ученье не мученье, коли есть хотенье»

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Начинаем с пальчиковой гимнастики.

- Проверьте свою посадку (правила!)

- Открываем тетради.

Записываем число цифрами или буквами (по желанию) с красной строки:

Проверяют готовность к уроку.

Дети настраиваются на работу.

…слушать других!

…Стыдно не учиться!»

Отвечают…

Выполняют «Пальчиковую гимнастику»

На  доске:

 Двадцать седьмое апреля.

Классная работа.

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

Чистописание.

Словарная работа.

- Пропишите соединение заглавной и строчной буквы, которая в алфавите стоит после буквы А.

- Пропишите соединение букв, которое даёт парный звук по звонкости – глухости.

- Открываем орфографические словари.

- Выпишите 1 слово на первую букву, 1 слово на вторую букву.

- Поработайте с орфограммой.

- Проверяем.

- Найдите в словаре и запишите новое слово ПЛАТОК.

- Поработайте с орфограммой.

- Что обозначает это слово?

- Проверим ваши предположения.

Включаю электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс раздел «Словарные слова» (про платок) – 35 секунд! Дети слушают.

Бб Бб Бб

Пп Пп Пп

платок

Этап выявления места и причины затруднения

- К какой части речи относится слово ПЛАТОК?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Какие ещё части речи вы знаете?

- Прочитайте слова: на маршрутных листах (задание №1)

Ручьи, тёплый, я, бегут, он, светит, мы, солнце, ты, яркое, они, ветерок, вы, дует, звонкие, она.

-Что нужно сделать?

- Выполните задание в тетрадях.

- Распределите слова по частям речи.

1 ряд – имена существительные.

2 ряд – имена прилагательные.

3 ряд - глаголы

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Проверка по эталону на карточке-светофоре (цвет…___________________)

- Используя данные слова составьте (и запишите) предложение по схеме:

сказуемое определение подлежащее точка.

- Давайте ещё раз вернёмся к маршрутному листу (задание №1)

- Какие из данных слов вы не выбрали? Назовите.

- Почему?

-  Мы употребляем эти слова в речи?

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Нужно распределить слова, по частям речи.

Ученики распределяют слова по группам в тетрадях.

- Они не относятся ни к одной из групп.

-Да.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Маршрутный лист (задание №2)

- Прочитайте два предложения:

Дятла называют лесным доктором. Дятел уничтожает вредителей леса.

- Что заметили?

-А каким словом, подходящим по смыслу, можно заменить слово – дятел?

-Давайте отредактируем, т.е. исправим наш текст.

Зачеркни ненужное слово, сверху напиши верное.

-Давайте прочитаем, что у нас получилось.

-Вместо какой части речи мы употребили слово ОН?

Давайте предположим:

-Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.

Какое она может иметь название?

- Давайте сформулируем тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Дети читают предложения на маршрутных листах.

(повторяется слово «дятел».)

(он)

(вместо имени существительного).

(местоимение)

Местоимение как часть речи.

- Узнать:

Что такое местоимение?

Для чего используются местоимения в речи?

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

Физминутка

(для глаз)

- Сели удобно! Расслабились!  

Глазки на доску, на нос, на доску, на нос,

влево – вправо, влево – вправо,

вверх – вниз, вверх – вниз,

на доску, на нос, на доску, на нос,

открыли – закрыли (6 – 12 раз),

поморгали (10 секунд),

закрыли – открыли (6 – 12 раз),  

сделали массаж век,

глубоко через нос вздохнули – выдохнули…

вздохнули – выдохнули…

Продолжаем!

Этап реализации построения проекта

Физминутка

 (на 20-22 минуте урока)

Место в этапах урока по реальному времени?

Работа по учебнику Упр.171.

Открыли учебники Упр.171.

Внимание на доску!

Включаю электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс раздел «Анимация» (теремок) –2 мин 40 секунд!

Давайте разыграем сценку разговора сказочных персонажей.

(автор – Арина,

Лягушка – Соня К.,

Мышка – Даша)

- Молодцы!

- Назовите, какие местоимения употребил автор?

«Плечевой пояс»:

Плечи вверх-вниз,

Вверх, назад, вперёд

Круговые движения вперёд (1-2-3)

И назад (1-2-3).

«Мозговая гимнастика»:

«Качания головой» (расслабьте плечи, уроните голову вперёд, голова медленно качается из стороны в сторону) – 30 сек.

«Шапка размышлений»:

(мягко завернуть уши, открыть – закрыть, сделать массаж- «залепить пельмешку»)

«Ленивые восьмёрки» (нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмёрки по три раза каждой рукой, а затем сложите руки «в замок» и выполните это упражнение двумя руками).

- Молодцы!

Встали на носочки, потянулись к солнышку и опустились. (2 раза)

Глубоко через нос вздохнули – выдохнули…вздохнули – выдохнули…

-Садимся! Продолжаем!

Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Дети читают отрывок из сказки, выполняют устное задание.

- Он, я, ты, они.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа по Упр.173 (устно)

- Прочитаем текст Упр.173

- Определите главную мысль стихотворения.

- Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?

- Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?

Дети читают текст упражнения и называют местоимения

Вы, он, она, оно, они.

Излагает, объясняет учебный материал

 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа по упр.174.

- Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и

оцените работу соседа с помощью смайлов:

  -  нет ошибок

:? - 1-2 ошибки

 -  больше 2 ошибок

Проверка по эталону на карточке-светофоре (цвет…___________________)

Работа в группах. (Распределитесь в группы по 4 человека.) 3 мин.

Вспомним правила работы в группе:

- Слушать друг друга

- Предлагать свой вариант

- Уступать друг другу

- Прийти к единому мнению

 - Общаться тихо и спокойно!

- У вас на партах листы с таблицей, карточки со словами, клей. Что нужно выполнить?

Распределить слова по группам, опираясь на местоимения, которыми можно их заменить.

Он

Она

Оно

Они

Слова: озеро, платок, книга, деревья, лампа, ребята, облако, мальчик, заяц, платье, лисица, коньки.

Выполняем. Одна группа работает у доски (с магнитами). Остальные на местах.

Работаем быстро, соблюдая правила работы в группе.

- Проверка по эталону на карточке-светофоре (цвет…___________________)

Он

Она

Оно

Они

платок

книга

озеро

деревья

мальчик

лампа

облако

ребята

заяц

лисица

платье

коньки

 Оцените работу группы с помощью смайлов:

  -  справились с заданием без ошибок

 -  допустили ошибки

 

Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Этап включения в систему знаний и повторения

7-10 мин.

Работа по Тетради Учебных Достижений:

- Откройте ТУД на с. 67 и выполните предложенные задания.

Не забудьте оценить свою работу!

- Проверяем!

- Какие задания вызвали интерес?

- Что было трудным?

Выполняют, оценивают.

Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Весёлая разминка

2 мин.

- Найди местоимения, которые спрятались в словах:

Ябеда, ТЫква, каМЫш, сторОНА, пОНИ, огОНь, ТЫсяча, МЫсль, МЫшка. (распечатаны на отдельных листах?)

Находят, отвечают

Дифференцированное дом. задание

3 мин.

Провожу инструктаж по выполнению дом. задания.

-  По выбору выполнить Упр.176 или Упр.175.

-  Прочитайте задание упр. 175. Всё ли вам понятно?

- Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными.

Дети читают текст упражнения и задают вопросы

Нераспространённые предложения состоят только из грамматической основы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

5 мин.

Давайте вспомним:

- Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Каким образом?

Оцените свою работу на уроке.

-А как выдумаете, зачем нам нужны местоимения?

-Можем ли мы обойтись без них?

- Ребята! Урок окончен. Спасибо вам за плодотворную работу!

- Узнать:

Что такое местоимение?

Для чего используются местоимения в речи?

Удалось.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Было интересно..

Было трудно..

Могу похвалить себя за то…

Мне показалось важным…

Я хотел бы рассказать другу, которого не было на уроке…

Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был красивым, правильным и грамотно составленным!

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Заместитель директора по УВР _______________________/Е.О.Бурмистрова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» к УМК «Школа России»

Урока русского языка во 2 классе    на тему  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»   к  УМК «Школа России» с применением документ-камеры...

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."

Первый урок  по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....

«Местоимение как часть речи:его значение, употребление в речи»

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Местоимение как часть речи:его значение, употребление в речи» УМК: «Школа России». Тип урока: изучение нового материала. Цель:со...

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

русский язык 2 класс Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи...

"Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи".

Знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Технологическая карта урока "Местоимение как часть речи" по УМК "Школа России" во 2 классе, на котором дети знакомятся с новой частью речи - местоимение, его значением и употреблен...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...