Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)

Золотарева Оксана Сергеевна

Рабочая программа по ОДНКНР 4 класс Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко «Православная культура: концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования» (М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012г.) / Вариативная программа учебного модуля «Основы православной культуры» экспериментального комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Предмет «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» изучается в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного модуля «Основы православной культуры».

Цели и задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.                                                                                         Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.        Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными  и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.                Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс  в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

По результатам мониторинга в школе был выбран модуль «Основы православной культуры».

Цель модуля – ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Изучение данного модуля не только расширит образовательный кругозор учащихся, но и окажет воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего его культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому, межконфессиональному диалогу.

В процессе изучения предмета «Основы православной культуры» могут быть решены следующие задачи:

- дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

- способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;

- дать знания о христианской понимании смысла добра и зла, смысла добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых героев Отечества;

- научить детей беречь святыни родной земли.

Общая характеристика учебного курса

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета                                  «Основы религиозных культур и светской этики».                                          Модуль «Основы православной культуры».

Личностные ценности:

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности:

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

      Место учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «Березовская СОШ имени С. Н. Климова» на изучение модуля «Основы православной культуры»  в течение одного учебного года отводится 34  часа  (1ч в неделю, 34 учебные недели)

Результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;                                                                                                                                            

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;                                                                                                

- бережное отношение к материальным и духовным ценностям;                                            

- нравственно-эстетическое оценивание;                                                                              

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                                                                                  

- ценить и принимать ценности;

Могут быть сформированы:

- развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- личностное переживание;

- этические чувства как регуляторов морального поведения;

- образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств,  других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Содержание учебного предмета

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

4 класс (34 часа)

Название раздела

Количество часов

1. Культура и религия в жизни человека.

2

2. Священное писание.

5

3. Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

10

4. Православные традиции.

5

5. Православный календарь.

8

6. Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений».

4

Итого:

34

Основные результаты освоения предметного содержания курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»                            Учебный модуль «Основы православной культуры» в 4 классе.

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в  семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

–        ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

–        на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

–        излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

–        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

        развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

        устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

        акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии с уровнем 4 класса. Уровни  выражены через действия, которые обучающиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований обучающиеся должны:                                                                - называть и показывать;                                                                                                          - определять и измерять, фиксировать;                                                                                          - описывать, составлять;                                                                                                           - объяснять;                                                                                                                            - прогнозировать (простейшие действия)

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения обучающихся охарактеризовывать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также, умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми, в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим,  критерии оценок образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерии фактов (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерии отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результат деятельности.

Оценка выполнения требований программы.

Формы и средства контроля

Православная культура как предметная область включает совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных, существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной обучающимся на соответствующем 4 классу уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентирований на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.    

Контроль проводится в виде выступлений по  выбранным темам, презентаций, творческих проектов.

Примерный перечень тем итоговых презентаций обучающихся:

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5. Суть православного поведения.

6. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

7. Православные традиции русской семьи.

Примерные темы творческих работ обучающихся:

1.Храмы России.

2.Православные иконы.

3.Православные праздники.

4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.

Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.

Примеры контрольных заданий.      

           Для проверки выполнения требований по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа: “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

         2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

       3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).  

  4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

     5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Состав учебно-методического комплекта по курсу:

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»                                         Учебный модуль «Основы православной культуры» 4 класс

1. Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры.  4  класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

2. Шевченко Л. Л. Духовно-нравственная культура. Основа православной культуры. Духовная азбука. Словари-минимумы. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

3. Шевченко Л. Л. Православная культура: Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

4. Отчий дом: Книга для семейного чтения. Автор-составитель Л. Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

5. Шевченко Л. Л. (автор-составитель). Наследие веков живое. Книга для юношества. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.

6. Шевченко Л. Л. (автор-составитель). Просветители. Книга для чтения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

7. Православие: полная энциклопедия для новоначинающих/ Ольга Глаголева, Екатерина Щегалева. – М.: Эксмо, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...