Урок по русскому языку в 3 классе "Учимся писать письма. Фразеологизмы. (школа 21 века)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Чувахина Светлана Владимировна

Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Учимся писать письма". Цель урока: написать письмо, употребляя в тексте фразеологизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.7 КБ
Файл технологическая карта35.7 КБ
Файл презентация199.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Развитие речи. «Учимся писать письма»

Цель: развивать умение объяснять значение фразеологизма; совершенствовать умение корректировать текст.

Задачи:   - учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к     их написанию;

        - расширение фразеологической записи;

                    - тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи;

                    - составление текстов с фразеологизмами;

 - развивать  коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные   вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)

        - развивать навыки самоконтроля, умения работать в     паре.

 - воспитывать бережное  отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением     писем в зависимости от адресата.)

Планируемый результат:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Познавательные УУД: формирование представления о видах письма, о его структуре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий. 


Формы работы: фронтальная, в парах.

Оборудование: презентация , конверты и почтовый ящик , карточки со словами для справок, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари «Книга мудрости», модель текста, «пирамида»: особенности письма.

Ход урока.

  1. Мотивационно- вступительная часть

Прозвенел звонок –
Время начинать урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.

– Как мы будем работать? Прочитаем фразеологизмы (на доске):

«Держать ухо востро» (быть внимательными).

«Иметь голову на плечах» (быть умными, сообразительными).

«Держаться на плаву» (продолжать дело, вопреки трудностям).

«Рука об руку» ( работать совместно, согласованно).

II.  Постановка учебной задачи.

- Послушайте отрывок из стихотворения и догадайтесь, о чём будем говорить на уроке, чему будем учиться (С.Я.Маршак «Почта», отрывок).

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

Дети: Будем говорить о письмах и продолжим учиться их писать.

III.Актуализация ранее изученного материала.

- У вас на партах лежат конверты.  Откройте их и достаньте содержимое. Соберите модель. Что получилось?

Дети: Это модель дома. А для урока русского языка это модель текста: фундамент - начало текста, основная часть дома - основная часть текста, крыша - окончание текста.

- Ребята, можно сказать, что письмо- это тоже текст? Почему?

Дети: Письмо тоже имеет начало, в середине письма люди сообщают о самом главном, это самая большая часть письма, в конце могут задаваться вопросы, можно написать пожелание.

Построим пирамиду знаний о письме. Какие требования к оформлению письма вам уже  знакомы.

  1. Мысли в письме излагаются четко и последовательно
  2. Письмо  имеет  свою структуру: приветствие, вступление, основная часть, заключение.
  3. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения.
  4. Обращение на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком.
  5. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
  6. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  7. В письме используются слова в зависимости от того, какого вида письмо.
  8. Не используйте  в письмах слова, значения которых  адресат может не знать.
  9. Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души.

IV. Работа над новым материалом.

Как вы думаете, почему в нашей пирамиде  остались  незаполненное место?

Сегодня на этом уроке мы продолжим знакомиться с особенностями написания писем.  

1. Повторение сведений об использовании фразеологизмов в речи.

В начале урока мы работали с фразеологизмами.

- Что вы знаете о фразеологизмах? (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, цельные по значению). Прочитаем, что такое фразеологизмы в книге Мудрости.

- Зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы? (Фразеологизмы делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее)

- Объясните значение фразеологизмов (на доске).

как снег на голову - неожиданно, внезапно

только пятки засверкали - стремительно убегает, очень быстро бежит

сквозь землю провалиться - стало стыдно

- Какие еще фразеологизмы вы знаете? (Учитель записывает на доске).

2. Работа по исправлению речевых недочетов (фронтальная работа).

Работа по учебнику –  стр.116, упражнение 1.

а) Текст упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик.

Здравствуй, Серёжа!

         Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.

         У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.

         Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я обедаю и начинаю делать уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши и ловят мух. Они тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие говорят: делу - время, потехе – час.

         Вот так я живу. Теперь буду ждать письма от тебя.

         До свидания. Жму твою руку. Денис.

- Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение?

(На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать в своих письмах.)

Найдите фразеологизмы, исправьте те, которые употреблены неверно.

б) Соотнесение фразеологизмов с их значением. Работа в парах.

- Поработаем в парах. Возьмите карточки со словами, соотнесите фразеологизмы с их значением.

Проверка: (презентация)

Ученики читают фразеологизм на экране, объясняют его значение, сверяют со своей работой (кто правильно выполнил – хвалят себя поглаживанием по голове).

Образец: Хлопот полон рот – много.

Ни свет ни заря – рано.

Сломя уши (прав.: сломя шею) – быстро.

Считаю синиц (прав.: считать ворон) – быть невнимательным.

Ежовый аппетит (прав.: волчий аппетит) – сильный, зверский.

Бить баклуши – лениться, бездельничать.

Ловить мух – бездельничать.

в) Рубрика “Путешествие в прошлое”

Откуда пошло выражение «бить баклуши», прочитаем (презентация).

Есть ещё одна версия происхождения этого фразеологизма.

- Прочитаем в учебнике на стр.117 интересный материал из истории нашего языка. (Ученики читают в рубрике учебника толкование фразеологизмы “бить баклуши”.)

- Найдите в тексте поговорку. (“Делу время – потехе час”)

- Почему поговорка не является фразеологизмом? (Ее нельзя заменить одним словом или словосочетанием)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

О письме мы много знаем, и его мы изучаем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.

Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,

и присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.

                                         Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.

3. Самостоятельная работа

- Фразеологизмы мы часто употребляем в речи, пишем их в письмах.

Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам нужно будет написать небольшое письмо. Возьмите один фразеологизм или несколько и вставьте  в часть письма.

Ученики пишут письма на листочках заранее подготовленных.

4. Проверка правильности выполнения творческого задания

(Чтение писем детьми (по желанию))

- Что вы хотели написать в своем письме? Почему употребили этот фразеологизм?

Анализ писем.

- Правильно ли использованы фразеологизмы?

- Положите письмо в конверт, опустите в почтовый ящик. Ваши работы будут оценены.

V. Подведение итогов.

Вернёмся к пирамиде. Заполним пустое место. Вставим ещё одну особенность написания писем. (В письмах можно использовать фразеологизмы.)

VI. Рефлексия (подведение итогов урока).

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

(Ученики проводят рефлексию своей деятельности: было интересно…; было трудно…; я понял, что…; я научился…; мне захотелось…)

- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью, используйте фразеологические обороты.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема: Развитие речи. «Учимся писать письма»

Цель: развивать умение объяснять значение фразеологизма; совершенствовать умение корректировать текст.

Задачи:   - учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к     их написанию;

        - расширение фразеологической записи;

                    - тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи;

                    - составление текстов с фразеологизмами;

 - развивать  коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные   вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)

        - развивать навыки самоконтроля, умения работать в     паре.

 - воспитывать бережное  отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением     писем в зависимости от адресата.)

Планируемый результат:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Познавательные УУД: формирование представления о видах письма, о его структуре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий. 

Дидактическая  структура урока

Методическая структура  урока

Признаки решения дидактических задач, формируемые УУД

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приёмы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

I. Мотивационно- вступительная часть

2 минуты

Словесный

Учитель приветствует класс.

Обучающиеся улыбаются друг другу, отвечают на вопросы учителя, настраивая себя на хорошую работу на уроке.

Игровой приём

Записи на доске

Фронтальный

Формирование мотивации к обучению

Личностные:

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Формы работы: фронтальная, в парах.

Оборудование: презентация , конверты и почтовый ящик , карточки со словами для справок, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари «Книга мудрости», модель текста, «пирамида»: особенности письма.

II.Определение темы, цели.

1 минута

Словесный,

наглядный, проблемный

Учитель читает отрывок из стихотворения, задаёт наводящий вопрос.

Обучающиеся говорят о чём говорится в стихотворении, определяют тему и цель урока.

Приём создания проблемной ситуации и её решения, игровой приём

Сборник стихотворкний С.Я.Маршака

Фронтальный

Постановка проблемы.

Формируемые УУД

Личностные: развитие мотивации к учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение. Познавательные: формулировать познавательную цель

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке

III.Актуализа-ция ранее изученного материала.

5 минут

Словесный , практический, проблемный

Учитель предлагает собрать модель домика, выясняет у детей , что означает эта модель в русском языке, предлагает построить пирамиду, вспомнив особенности письма.

Обучающиеся строят модель домика, объясняют, что это модель текста; письмо является тоже текстом, доказывают это; вспоминают ранее изученные особенности письма, строят пирамиду.

Приём создания проблемной ситуации и её решения.

Модель дома (текста) на доске и на партах у каждого обучающегося. Пирамида (карточки с записями: особенности письма)

Фронтальный

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: моделирование, коррекция.

IV. Работа над новым материалом.

1. Повторение сведений об использовании фразеологизмов в речи.

5 минут

Проблемный,

наглядный

Учитель ставит перед детьми проблему: в пирамиде осталось пустое место – что это значит.

Обучающиеся предполагают, что это ещё одна особенность письма, которую предстоит выяснить.

Учитель просит вспомнить, что такое фразеологизмы, их значение в речи; объяснить значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

 Обучающиеся  отвечают что такое фразеологизмы, подтверждают свой ответ чтением определения; объясняют значения фразеологизмов.

Игровой приём

Пирамида из карточек на доске.

«Книга Мудрости» - определение фразеологизма.

Записи на доске.

Фронтально

Формируемые УУД

Познавательные:

логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные:

учиться планировать деятельность; ;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

2. Работа по исправлению речевых недочетов .

Работа по учебнику –  стр.116, упражнение 1.

2 минуты

б) Соотнесение фразеологизмов с их значением.

2 минуты

в) Рубрика “Путешествие в прошлое”

3 минуты

Физкультминутка

1 минута

3. Самостоятельная работа

16 минут

4. Проверка правильности выполнения творческого задания.

5 минут

Словесный, наглядный, проблемный.

Словесный, наглядный, практический

Словесный, наглядный

Словесный, практический

Словесный,  практический

Словесный, проблемный, наглядный

Учитель предлагает  прочитать текст, выяснить зачем авторы учебника предлагают это задание; далее предлагает найти в тексте фразеологизмы, исправить ошибки в них.

Обучающиеся предполагают с какой целью авторы учебника предлагают упражнение, находят и называют фразеологизмы, исправляя ошибки.

Учитель предлагает соотнести фразеологизмы с их значением, затем проверить.

Обучающиеся соотносят фразеологизмы с их значением, затем проверяют, сверяя работу с презентацией.

Учитель расширяет кругозор детей, просит сравнить фразеологизм и поговорку.

Обучающиеся читают историческую справку происхождения фразеологизма, выясняют отличие фразеологизма от поговорки.

Учитель просит учеников встать и проводит физкульминутку, демонстрируя движения.

Обучающиеся выполняют действия, сопровождая их стихотворением.

Учитель предлагает самостоятельно выполнить задание на листочках: написать письмо другу, используя фразеологизм.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание .

Учитель предлагает по желанию нескольким обучающимся прочитать свои письма и проанализировать их.

Обучающиеся читают письма, контролируют ответы, анализируют работы.

Далее кладут письма в конверт и опускают в почтовый ящик.

Приём создания проблемной ситуации и её решения

Приём создания проблемной ситуации и её решения

Расширение кругозора.

Приём создания проблемной ситуации и её решения.

Приём смены видов деятельности

Приём создания проблемной ситуации и её решения.

Приём создания проблемной ситуации и её решение.

Игровой приём.

Учебник

Карточки, презентация

Учебник, презентация.

Листочки (терадные)

Карточки, почтовый ящик.

Фронтальный.

Работа в парах, фронтальный

Фронтальный

Самостоятельная работа.

Фронтальная

Формируемые УУД

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать деятельность;

координировать действия своего партнёра.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать деятельность;

координировать действия своего партнёра.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: расширение кругозора, логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать деятельность;

координировать действия своего партнёра.

Релаксация

Формируемые УУД

Познавательные: выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

планировать деятельность;

учиться координировать свои действия.

Коммуникативные:

умение работать самостоятельно, находить и исправлять ошибки в работе

Формируемые УУД

Познавательные:

 восприятие информации  на слух,

 построение рассуждений, речевых высказываний в устной форме

Регулятивные: 

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция действий партнера владеть диалогической формой речи.

Словесный, практический

Практический

V. Подведение итогов

1 минута

Словесный, наглядный, проблемный

Учитель просит заполнить пустое место пирамиде – особенность письма.

Обучающиеся определяют ещё одну особенность письма: в письмах можно использовать фразеологизмы, они обогащают нашу речь.

Игровой приём

Карточки

Фронтальный

Активация необходимых знаний

VII. Рефлексия

2 минуты

Словесный, наглядный, проблемный

Учитель выясняет, какие задания были трудными, за что похвали ли бы себя дети.

Обучающиеся читают начало предложения и самостоятельно заканчивают мысль.

Приём  устной рефлексии

Карточки с началом высказываний

Фронтальный

Формируемые УУД

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Регулятивные: оценка своей работы последующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнение 1. П роверка. Ни свет ни заря – рано. С ломя шею – быстро. С читать ворон – быть невнимательным. В олчий аппетит – сильный, зверский. Бить баклуши – лениться , бездельничать. Ловить мух – бездельничать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 1 классе программа «Начальная школа 21 века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Конспект урока разработан по теме "Правописание сочетаний чу-щу". Данный материал может быть использован в 1 классе по любой программе....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе" Школа XXI века".

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа XXI века». Учитель начальных классов  высшая категория ГОУ СОШ №164 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Гоян Елизаве...

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс

Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....